Поможет ли блокада вернуть Крым?
Эксперт: «Это вынужденная мера общественности в связи с бездеятельностью властей. Цель — не усложнение жизни крымчан, а повышение цены оккупации для государства-агрессора»
Все три направления (Чонгар, Каланчак и Чаплинка), по которым осуществляется въезд в Крым, остаются перекрытыми для пропуска товаров с материковой Украины. Уже вторые сутки длится бессрочная акция по блокированию грузового транспорта, направляющегося на полуостров с продуктами и товарами, инициированная Меджлисом крымскотатарского народа. Вместе с тем через административную границу беспрепятственно пропускают пешеходов и легковой транспорт.
«Наши требования по отношению к РФ, — отмечается на странице в «Фейсбуке» уполномоченного Президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафы Джемилева. — Нас не интересует их истерика и массированная пропаганда. От них требуется следующее:
• Освобождение украинских политзаключенных, которых держат под арестом как в Крыму, так и на территории России: Ахтема Чийгоза, Мустафы Дегерменджи, Али Асанова, Таира Смедляева, Александра Костенко, а также Надежды Савченко, Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и др.
• Прекращение политически мотивированного уголовного и административного преследования граждан Украины в Крыму.
• Устранение незаконных препятствий для работы крымскотатарских и украинских СМИ, беспрепятственный допуск в Крым иностранных журналистов и международных наблюдателей.
• Снятие запрета на въезд в Крым лидерам крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, активистам национального движения Исмету Юкселю и Синаверу Кадырову».
«АКЦИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. БУДУТ ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ЭТАПЫ. ПО СРОКАМ, ФОРМАМИ МЫ БУДЕМ СОВЕТОВАТЬСЯ СО ВСЕМИ, КТО СЮДА ПРИШЕЛ, СО ШТАБОМ, С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МЕДЖЛИСА», — СООБЩИЛ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ЧОНГАРЕ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕДЖЛИСА КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА, НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ РЕФАТ ЧУБАРОВ / ФОТО С FACEBOOK-СТРАНИЦЫ АЙДЕРА МУЖДАБАЕВА
Касается эта акция и украинских властей. «Гражданская блокада будет шагом, направленным на то, чтобы государственные люди задумались над этим и быстрее разработали законы об отмене т.н. свободной экономической зоны в Крыму и создании СЭЗ на свободной территории в Херсонской области», — сказано также в ФБ Мустафы Джемилева.
На самом деле, о необходимости блокировать полуостров со стороны Украины речь шла давно. Фактически с момента его оккупации. Сами крымчане, проживающие на материковой части Украины, выступали за перекрытие продовольственных поставок в Крым. Логика следующая: если Кремль оккупировал полуостров, то пусть сам и обеспечивает его. Исключением могло быть пассажирское сообщение, чтобы люди могли коммуницировать и сравнивать положение дел по обе стороны вынужденной границы.
«Безусловно, товарная блокада. Другой вопрос, что поезда «Киев — Симферополь», «Херсон — Симферополь» должны ходить», — говорил в интервью «Дню» Андрей Сенченко. Именно он, работая заместителем главы АП во время исполнения обязанностей президента Александром Турчиновым, перекрыл поставки воды по Северокрымскому каналу на полуостров после его оккупации Россией.
Однако украинские власти сделали все с точностью до наоборот: перекрыли пассажирское сообщение с Крымом, но оставили товарное снабжение. Более того, за полтора года в Украине так и не создан орган, который бы занимался оккупированными территориями. Все эти вопросы и проблемы множество раз поднимались обществом, но постоянно оставались без ответа. Равно как и юридические иски от Украины в международные правовые инстанции относительно аннексии Крыма.
Почему именно сейчас возникли акции по продовольственной блокаде? Какова их перспектива? Помогут ли они вернуть Крым?
«У МЕНЯ ЕСТЬ СОМНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДАЛЬНОВИДНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ АКТИВИСТОВ»
Анатолий МАТВИЕНКО, народный депутат, заместитель главы фракции «Блок Петра Порошенко»:
— Если данная блокада — это хорошо проработанный и продуманный механизм, предусматривающий реакцию на вызовы, которые в этой связи появятся, то это возможный вариант давления. Если же данная инициатива, против которой по корректным мотивам нельзя возражать, поскольку она имеет благие намерения, не просчитана на несколько шагов вперед, то здесь могут возникнуть вопросы. Эта акция эмоциональная и патриотическая, но нужно «семь раз отмерить и один раз отрезать», а не наоборот, потому что мы можем оказаться в ситуации сумасбродов. Общественная активность отличается от государственных шагов тем, что она недостаточно информирована и, очевидно, не может просчитать все вызовы и последствия, которые могут возникнуть в связи с этим. И для меня тихое одобрение премьером и молчаливая позиция властей выглядят несколько странно. Возможно, это такая технология и продуманная политика, но мы в ответе за тех, кто живет в оккупированном Крыму, и должны быть предусмотрительными.
Говорят, что крымчане знали о данной блокаде за полмесяца, а потому имели возможность запастись продуктами. Но за полмесяца такие вещи не решаются. Конечно, блокада может быть использована, но перед этим должны были бы публично быть выставлены требования, заявлено, что если они не будут услышаны, то будут предприняты крайние шаги. Так принято, потому что любой компромисс всегда лучше, чем безумная война. Я не в курсе, правильно ли поступают общественные активисты, но у меня есть сомнения относительно их дальновидности. Поэтому путь блокады городов и регионов, который в истории имеет не лучшие последствия, может усложнить жизнь. Я боюсь непредсказуемых последствий и реакций, на которые мы не сможем реагировать со своей стороны.
Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев — народные депутаты, которые имеют право законодательной инициативы, потому могут влиять на деятельность властей относительно Крыма. Они могут зарегистрировать законопроект об отмене свободной экономической зоны в Крыму, а мы его поддержим, если он будет аргументированным. СЭЗ была, возможно, не лучшей реакцией на события в Крыму. Но мотивацией было спасти хоть какой-то бизнес на полуострове и считать, что он работает в каком-то законном русле. Бесспорно, в нынешних координатах мы должны определить, что делать дальше. Но давить протестами, чтобы внести изменения в законодательство — не лучший вариант, потому что есть целая парламентская фракция, готовая поддерживать Чубарова и Джемилева, если они разобрались в этой ситуации.
«ЦЕЛЬЮ ДАННЫХ АКЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ УСЛОЖНЕНИЕ ЖИЗНИ КРЫМЧАН...»
Андрей СЕНЧЕНКО, народный депутат V, VI, VII созывов:
— Блокада Крыма началась ранее, когда прекратили поставки воды по Северо-Крымскому каналу, потом закрыли порты, небо, ввели международные санкции относительно полуострова. Но, к сожалению, Украинское государство делает очень мало для воздействия на страну-оккупанта. И то, что по инициативе Меджлиса началась товарная блокада, — это вынужденная мера общественности в связи с бездействием власти. Целью данных акций является не усложнение жизни крымчан, а повышение цены оккупации Крыма для государства-агрессора.
В соответствии с Женевской конвенцией 1949 года, на РФ как на государстве-агрессоре лежит ответственность по обеспечению жизнедеятельности оккупированной территории. Это означает, что Керченская паромная переправа начнет работать круглые сутки не для завоза военной техники на полуостров, а для завоза продуктов. Российские военно-транспортные корабли, самолеты и десантные корабли начнут служить не на завоз живой силы, военной техники и боеприпасов на территорию украинского Крыма, а для завоза продуктов. В России в силу географических особенностей есть программа «Северный завоз», когда в летнее время на Крайний Север завозятся продукты питания, энергоносители на всю зиму. Теперь им как оккупантам придется делать то же самое и в Крыму. Это резко увеличит нагрузку на российский бюджет.
Существующая разница в ценах на продукты питания между свободной частью Украины и оккупированным Крымом никогда не работала на наших граждан, оставшихся на оккупированной территории. За счет этой разницы существовали коррупционеры с украинской стороны, банды Аксенова в Крыму и коррупционеры с российской стороны. Эта цепочка работала не только на территорию оккупированного Крыма, но и транзитом через оккупированный Крым на Кубань. Поэтому данная блокада для аксеновских банд и российского бюджета принесет существенный ущерб.
Одно из требований активистов к украинской власти — немедленно отменить закон про свободную экономическую зону в Крыму, поскольку он носит абсолютно воровской характер, так как лоббировался за деньги и в интересах тех, кто собирался и сейчас фактически осуществляет бизнес на оккупированной территории.
В свое время я поднимал вопрос о железнодорожных товарных поставках, поскольку нынешняя акция пока пресекает только автомобильные поставки. Но предстоит закрыть и железнодорожные грузовые поставки. «Укрзалізниця» утверждает, что с 26 декабря прошлого года они прекратили все железнодорожное сообщение через административную границу между оккупированным Крымом и Херсонской областью. Это игра слов, в которой нам удалось вывести их на чистую воду. В районе Армянска есть ведомственная ж/д ветка завода «Титан», принадлежащего Фирташу, которая присоединяется к «Укрзалізниці» уже на территории Херсонской области, и они на этом играют. Дело в том, что каждый день ввозится сырье и вывозится продукция с полуострова. Сейчас они перепугались, поскольку я поднимал этот вопрос в августе, и многие СМИ его поддержали. Но по нему нужно принимать решения на государственном уровне.
Но как раз пассажирское сообщение необходимо возобновлять. Для нас стратегически важно, чтобы люди ездили, общались, и о том, как живет Украина, в Крыму узнавали не из российских «зомбоящиков», а родители узнавали от своих детей-студентов, которые учатся на свободной территории, от своих друзей, знакомых и близких родственников, к которым они ездят. Формула действий украинской власти по возврату Крыма должна заключаться в том, что мы — как государство — всеми возможными методами должны противодействовать оккупантам, поддерживать и защищать гражданские и имущественные права, жизнь и достоинство наших граждан в Крыму, а также максимально обеспечивать информационную поддержку тех, кто остался на оккупированной территории.
Этой блокадой должно было заниматься государство, и решения по блокаде Крыма необходимо принимать на государственном уровне. И когда задают вопрос: «Сколько продлится эта блокада?», я отвечу, что товарная блокада должна продолжаться до возвращения Крыма в состав Украины. А до какого времени она будет длиться силами гражданских активистов, Меджлиса — до тех пор, пока государство не начнет выполнять свои функции. Я разговаривал с Рефатом Чубаровым, и он подчеркивает стратегическую задачу блокады — возврат Крыма. Но, безусловно, мы должны давить, чтобы освободить политзаключенных из застенков ФСБ, где находятся крымчане разных национальностей. Но мы не собираемся кормить оккупантов в Крыму.
Выпуск газеты №:
№171, (2015)Section
Подробности