Порог боли
Как остановить Кремль? «День» обратился к экспертам новосозданного Центра изучения России18 марта в Украине состоялась презентация Центра исследования России, который объединил опытных экспертов для всестороннего изучения процессов, происходящих в соседней стране. Открывая пресс-конференцию, экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко объяснил необходимость создания такого института тем, что на протяжении последнего десятилетия этим вопросом никто не занимался.
«В начале 1990-х годов все решили, что Россия из тоталитарного Советского Союза вдруг превратится в Феникса, который станет демократичным с красивым, умытым лицом. Но, несмотря на все, это лицо осталось таким, каким оно есть и стало понятно в последние дни и месяцы. Поэтому возникает потребность в том, чтобы разобраться, что на самом деле происходит в Российской Федерации, как она планирует жить в этом мире, каким образом нам строить отношения с этой страной, каким образом миру строить с ней отношения, ведь, к большому сожалению, такой углубленный анализ не проводится не только у нас в Украине, но и в западных странах. У нас уникальная структура, которая будет изучать исключительно Российскую Федерацию», — сказал пан Огрызко.
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИИ УЖЕ ИМЕЕТ СВОЙ САЙТ — WWW.R-STUDIES.ORG
Евгений Марчук, который занимал должности премьер-министра, главы СБУ, министра обороны, секретаря СНБО, обратил внимание на то, что в Украине, особенно в годы президентства Януковича, был поставлен крест на информационно-разведывательном сопровождении Российской Федерации.
Пан Марчук опроверг распространенное среди многих экспертов утверждение, что нельзя было спрогнозировать поведение Путина. «Я пользовался открытыми данными, которые широко транслировали СМИ, потому могу сказать, что спрогнозировать и начало аннексии Крыма, и саму аннексию можно было», — сказал он. Что касается того, что для многих украинцев поведение России — агрессия против Украины, оказалось сюрпризом, пан Марчук объяснил тем, что как раз и было полностью заблокировано информационное и разведывательное сопровождение России.
ЕВГЕНИЙ МАРЧУК: «СОЗДАННЫЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЕВРОПЕ МЕХАНИЗМЫ И КОНСТРУКЦИИ ОКАЗАЛИСЬ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАМЕНЕНЫ ДРУГИМИ, РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ»
«Сегодня мы видим большую актуальность понимания того, что такое Россия, прежде всего, в смысле обороны и безопасности. Подача Путина в начале агрессии в упрощенной манере, мол, он — недальновидный, что санкции и кризис его задавят, спекуляции относительно здоровья, все это вредит серьезному сопровождению России как агрессора, как врага в прямом смысле. Здесь слова подбирать не нужно — российские военные убивают на украинской земле украинских солдат, обстреливают города. Именно поэтому работа нашего центра будет представлять интерес и для руководства государства. Но главная задача будет заключаться в том, чтобы в известной мере заниматься просветительской работой для общества, опережая прогнозирование в отношении России. Нужно хорошо знать Россию, редактировать тактическую и стратегическую составляющую наших отношений, особенно и прежде всего в оборонно-безопасностном и энергетическом спектрах», — отметил Марчук.
ВЛАДИМИР ОГРЫЗКО: «МЫ БУДЕМ НЕ СОБИРАТЬ ФОТОАЛЬБОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, А АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ. АДРЕСАТАМИ НАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БУДУТ ЛЮДИ В ВАШИНГТОНЕ, ЛОНДОНЕ, БЕРЛИНЕ...»
Со своей стороны, украинский журналист и публицист Виталий Портников, который несколько десятков лет занимается освещением событий в России, отметил то, что Украине нужно заниматься собственной аудиторией. «Мы должны понять, что информационное пространство, при котором из Москвы вещают в Киев, Минск, Астану и другие бывшие советские республики, создавалось столетиями на территории Российской империи, Советского Союза. Настоящая украинская независимость начнется с независимости от российско-федеративного языкового пространства», — считает публицист.
«Сегодня мы должны осознавать, — отметил Портников, — что Украина и Российская Федерация — это два разных мира, которые находятся на двух разных цивилизационных и временных континентах. Мы должны смотреть на этот российский контент и осознавать, что это путешествие в прошлое. Ведь Россия находится в далеком прошлом, в абсолютно другой ментальности: политической, моральной, чем окружающий ее мир. Если мы этого не поймем, тогда будем все время проигрывать, не осознавая настоящий уровень угроз». В конечном итоге он выразил надежду, что Центр изучения России поможет Украине справиться с такими вызовами.
Эксперт по энергетическим вопросам Михаил Гончар считает, что Россия завершила первую фазу гибридной войны, и принимая во внимание беспомощную, вялую реакцию Запада, Кремль готовится к прямому вторжению и зондажу других стран на предмет того, чтобы понять, какой будет реакция ЕС и НАТО.
«Мы хотим сделать комплексный подход по выведению проблематики России, то есть не секторный, а синтезированный подход, взгляд с разных сторон информационного, военного, энергетического, политико-дипломатичного и других секторов. Тогда мы будем иметь полное представление о том, что происходит и какой может быть рецептура действий», — объяснил он цель деятельности нового Центра.
В завершение презентации эксперты дали ответы на вопросы «Дня» — как остановить российскую агрессию и заставить Путина повернуть Крым?
В частности Евгений Марчук отметил: «Мы хорошо знаем, что с помощью войны с Россией нам не справиться. Однако я не сторонник того, — объяснил он, — чтобы очень часто говорить, особенно с верхних политических этажей, что военного решения этой проблемы нет. Понятно, что нет. Но мы ведь не собираемся нападать на Россию, захватывать Москву. Речь идет об освобождении захваченной территории. Мы не можем смириться с тем, что часть территории сегодня захвачена российскими войсками. Но с другой стороны, я могу отметить, что любые политические переговоры имеют повышенную силу и аргументацию, когда за спиной Президента находится министр обороны».
Пан Марчук также отметил: «Украине нужно осознавать, что за нас никто не будет воевать. Мы должны отказаться от постоянной риторики, которую предлагают наши партнеры, что военного решения этой проблемы нет, потому что без военного компонента дипломатия всегда слабая. Ведь у каждой дипломатии есть подтекст — а какая у тебя сила, кроме поддержки мировых партнеров? С другой стороны, осознание того, что кроме нас никто не будет воевать, не означает, что мы одни с огромным трудом и огромными жертвами сможем противостоять России, когда она включит вторую скорость эскалации. Поэтому для нас чрезвычайно важно, безусловно, максимальное углубление сотрудничества с нашими партнерами. Я абсолютно убежден, что никакие санкции Путина не остановят, его могут остановить несоизмеримо большие потери живой силы и техники в случае дальнейшей эскалации».
Следовательно, подчеркнул он, вариантов, чтобы остановить Путина несколько. Во-первых, консолидация всей нации. Во-вторых, партнеры и надежды, что они поймут, каким способом усилить наши Вооруженные силы летальным оружием, особенно противотанковым и противовоздушным. И, в-третьих, экономические санкции, которые не пугают Путина, но создают очень серьезные проблемы.
Портников считает, что Украина должна воспользоваться опытом Финляндии, которая создала «линию Маннергейма» и, в конечном итоге, именно это остановило Россию. Хотя в результате той войны Финляндия потеряла часть территории, но она отстояла независимость и суверенитет, не стала социалистической страной, дождалась падения Советского Союза и присоединилась к ЕС. Следовательно, по мнению публициста, Украина должна «окопаться и дождаться краха Российской Федерации». «Это государство не жилец, его государственность временное и случайное явление, такое государство по всем законами истории вообще не могло появиться на политической карте. И если мы будем способны окопаться и создать сильную линию обороны, если мы изолируем оккупированные территории и не будем тратить ни одной копейки вплоть до момента возобновления контроля над этими территориями, мы победим», — отметил он.
Огрызко напомнил слова Фридриха Великого, который написал, что переговоры без армии, это все равно, что оркестр без музыкальных инструментов. «Когда говорят, что нет военного решения конфликта, это правда. Но нет и дипломатического решения конфликта. Следовательно, мы должны думать о комбинации всех возможных инструментов, о которых говорили коллеги, для того, чтобы защитить национальные интересы. И как раз в этом заключается смысл нашей работы, чтобы подсказывать тем, кто принимает решения, возможные варианты действий», — сказал дипломат.
Остается надеяться, что украинская власть станет прислушиваться к рекомендациям специалистов, и не будет принимать спонтанно важных политических решений, которые касаются, в первую очередь, национальной безопасности страны.
Выпуск газеты №:
№47, (2015)Section
Подробности