Правительство может рухнуть вслед за гривней
На самом же деле вице-премьер своими заявлениями о необходимости «подвергнуть ревизии Меморандум правительства и денежно-кредитную политику Национального банка, начав использовать эмиссию денег для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях» не только шокировал своих коллег по работе, но и здорово подыграл их политическим оппонентам.
Обычно визит миссионеров из МВФ в Украину хотя бы на неделю превращает Кабмин и президентскую Администрацию в сплоченную команду единомышленников, без устали переживающую за судьбу рыночных реформ в стране. В это время особому контролю подвергаются все публичные высказывания чиновников, строго отслеживаются все газетные и телевизионные материалы с одной-единственной целью — чтобы миссионеры не на миг не заподозрили истинные намерения властей да не передумали кредитовать их, далекие от рыночных, реформы.
В общем-то по-детски непосредственную реакцию вице-премьера Куратченко легко и понять, и объяснить. Если вспомнить историю двухнедельной давности, когда на похожем заседании правительства другой вице-премьер Сергей Тигипко сообщил, что «государство балансирует на грани финансового коллапса». Тогда почему-то никто не стал акцентировать, что оценки Тигипко и его шефа Пустовойтенко не совпадают. Иными словами, критика работы Кабмина «справа» просто была «замята», точно так же, как и предлагаемые им меры по либерализации экономики. Спрашивается, почему же г-н Куратченко не должен был бы воспринять «розбіжності» между видением ситуации премьером и его вице-, как сигнал для критики «слева». Ему вполне могло показаться, что премьеру такая поддержка сейчас нужнее всего.
Впрочем, Владимир Куратченко слегка ошибся. Но не в том, что премьеру не нужна поддержка «слева» (ведь, только такая поддержка и может им быть адекватно принята), а в том — что предложена она была не в том месте и не в то время. А посему может существенно осложнить жизнь сначала правительству, затем электорату, а потом президенту: прямо скажем, не лучший сейчас для Президента момент, чтобы провозглашать «корректировку реформ» (что в переводе с бюрократического сленга означает крен в сторону усиления административного контроля над экономикой, замораживание отношений с финансовыми донорами, дестабилизацию финансового рынка…) Но обо всем по порядку.
Не секрет, что от «административного крена» и без советов первого вице-премьера никто отказываться и не думал. Иной вопрос, в чьих интересах он осуществляется. С начала года президентское окружение руками Кабмина активно перераспределяло ресурсы топливно-энергетического комплекса в пользу ограниченного числа предприятий и фирм. Как известно, эта стратегия, неожиданно усиленная плохой мировой конъюнктурой на рынке нефти, привела к весьма плачевным последствиям. Дело даже дошло до того, что из создавшегося тупика просматривается всего два выхода. Один состоит в том, чтобы, как у Жванецкого, «Продолжать движение!»; другой предполагает уступку… «чужим». Позиция Владимира Куратченко по большому счету не расходится с позицией премьера, но в частностях — различий очень много. Образно говоря, премьер хочет сохранения социализма только для тех, кто входит в его и президентскую группу поддержки. Господин Куратченко, напротив, справедливо недоумевая, как им удастся этого достичь, требует социализма для всех.
Нужно заметить, что глобально прав именно первый вице. Поскольку групповой социализм возможен только на коротком отрезке времени. Кстати, вы могли его наблюдать в течение последних 3-4 месяцев. А теперь снова нужно определяться: куда и за кем идти.
Эксперты Немецкой консультативной группы по экономическим вопросам при правительстве настоятельно рекомендуют отказываться от государственного регулирования, отмечая, что именно оно привело к сегодняшнему топливному и, вероятно, завтрашнему финансовому кризису. «Нынешний ограничительный импортный режим не может поддерживаться даже в краткосрочной перспективе. Сохранение текущих цен на бензин в течение нескольких недель не только угрожает неустойчивой денежной стабильности, но и станет разрушительной силой для экономических процессов в целом», — сказано в их последней аналитической записке, адресованной правительству.
Значит, не только приверженец плановой экономики, Владимир Куратченко не ошибался. Прав был и Сергей Тигипко, намекая, госчиновникам, что без западных кредитов всем им придется менять работу. Однако именно прозорливость первого сейчас помогает воплощению в жизнь прогнозов второго.
На прошлой неделе со слов директора 2-го европейского департамента МВФ Джона Олдинг-Сми стало известно, что Международный валютный фонд удовлетворен макроэкономической стабильностью в Украине, но разочарован низкими темпами структурных реформ. «Мы разочарованы, что структурные реформы были не очень быстрыми и есть необходимость ускорить их в ближайшие месяцы и годы. Реформы необходимы в целом спектре секторов — в сельском хозяйстве, энергетике, государственном управлении», — сказал он.
Заметьте, в Кабмине топливно-энергетический комплекс и промышленность курирует Куратченко. То есть, он, по сути, и должен, и не хочет решать все те задачи, выполнением которых недоволен представитель доноров. Так что, пока все сходится. Но вряд ли будет сходиться впредь. Неписаный моральный кодекс госчиновника гласит: нельзя принимать близко к сердцу ни одну государственную задачу, иначе не избежать отставки (или психического срыва). Кабминовские долгожители знают, что выполняется лишь то, что видно на расстоянии 2—3-х недель. Следовательно, в ответ на злобу дня нужно добропорядочно переговариваться с МВФ, а именно, обещать доделать недоделанное и подписывать всякие постановления и распоряжения, скажем, на тему стоимости коммунальных услуг в столице, заданий по увеличению объемов продаваемого за деньги газа, приватизации кое-чего и даже банкротства кое-кого. А то, что сделать пока невозможно (в 2— 3 недели), например ввести повышенные акцизы на бензин, водку и сигареты или погасить задолженность по зарплатам и пенсиям, пообещать это сделать уже после «транша». Причем, не важно, будет это сделано или нет. Ведь последние обещания будут «переобещаны» уже третий раз подряд.
Пока представитель МВФ отказался оценить возможность получения Украиной очередного транша кредита расширенного финансирования, и не назвал возможную дату рассмотрения этого вопроса Советом директоров МВФ. Глава НБУ В.Ющенко тоже затруднился спрогнозировать итог переговоров с МВФ, сказав, что «ситуация тяжелая». Понятно, что откровенность Владимира Куратченко, случившаяся одновременно с обнародованием «мнения» МВФ и НБУ, не прибавила ясности в этот вопрос. Скорее наоборот.
Естественно, несдержанность первого вице-премьера вещь не приятная, но не фатальная. Куда более тревожным в этот решающий для Президента час является ситуация на валютном рынке. По дивному стечению обстоятельств, миссия МВФ посещает Киев в разгар валютного кризиса уже второй раз. Во время предыдущих визитов миссионеры почти не вмешивались в выработку мер по «успокоению» рынка, позволяя Виктору Ющенко поступать по-своему. Вероятно, так будет и на этот раз. С тем лишь отличием, что пространства для маневра у Нацбанка стало еще меньше. По крайней мере, к такому выводу склоняют поступки наших чиновников и выводы немецких экспертов, кстати, вовремя предупреждавших кабминовцев обо всех кризисах, случавшихся ранее. Вот и теперь они предупреждают, что «степень доверия к режиму обменного курса будет зависеть от внедрения критической массы структурных реформ одновременно с проведением последовательной общей политики реформ (хотя это и маловероятно перед выборами). В случае непринятия мер по реструктуризации на уровне предприятий, а именно, применения процедуры банкротства, дерегуляцию энергетики и сельского хозяйства, устранение диспропорций, вызванных административным регулированием цен, уменьшение субсидий и улучшение инвестиционного климата — любой избранный режим обменного курса обречен на провал».