Перейти к основному содержанию

«Православный ренессанс»

Какой должна быть новая церковь?
17 декабря, 19:09

6 января 2019 года предстоятель вновь созданной Православной церкви Украины Блаженнейший Епифаний, Митрополит Киевский и всей Украины получит долгожданный Томос из рук Вселенского Патриарха Варфоломея в Константинополе. Это решение окончательно оформит создание независимой церкви, к которой стремились многие поколения украинцев. А далее следующий, не менее важный этап — развитие объединенной церкви.

«Томос — тот документ, который нас оформит юридически как автокефальную, независимую церковь. После этого документа мы сформируем все соответствующие органы, которые будут руководить и принимать участие в развитии этой церкви», — заявил в воскресенье митрополит Епифаний после служения Литургии в Михайловском Златоверхом соборе Киева. Кстати, именно этот собор отныне будет главным кафедральным собором новой Украинской церкви. «В самом храме Святой Софии будут совершаться богослужения в дни больших христианских праздников и в дни больших исторических праздников для украинского народа», — объяснил митрополит Епифаний.

Перед новой церковью много задач. В первую очередь — завершить объединение, когда к Православной церкви Украины присоединятся и другие представители уже бывшей Украинской православной церкви Московского патриархата. Ведь в Объединительном соборе участие приняли только два архиерея от УПЦ МП. «Мы готовы принять их с братской любовью, взаимным уважением, забыть все обиды, которые были до сих пор», — заявил митрополит Епифаний.

Какие еще задачи необходимо будет решать новому предстоятелю? Ряд вопросов задает главный редактор сайта «Петр и Мазепа» Виктор ТРЕГУБОВ в статье «Новая церковь. Победа и измена» (petrimazepa.com): «Будет ли реформирование церкви? Сохранит ли поместная церковь предложенный Вселенским патриархатом устав (его черновик уже попал в сеть) с демократической «ротацией» управляющего органа, Синода или попытается явочным порядком изменить его чем-то более привычным и авторитарным? Доживет ли наше поколение до перехода на «новый» календарь или будем ждать 2100 года, когда разница между астрономическим и традиционным календарями разойдется еще на один день?.. Будут ли посылать наших богословов учиться у греков и в западных университетах, а не по московским учебникам? Будут ли у нас, как у них, причащать чаще, но без обязательной исповеди и поста? Будут ли споры на заседаниях Синода или молчаливый одобрямс митрополитбюро? Выстроит ли епископат и клир диалог с мирянами? Возьмет ли Церковь на себя большую роль в социальном служении? Стулья в храмах поставят или будут продолжать делать вид, что боль в спине и коленях — обязательный спутник православной традиции?..»

Насколько реально реформирование при митрополите Епифании? «Выскажусь еще яснее: если бы был избран Михаил, это был бы второй Филарет, только более авторитарный и менее образованный. Если бы был избран Симеон, то это был бы второй Владимир, только гораздо менее готовый к предстоятельству. Украинское православие нуждалось в менеджере, который бы всех объединил, и он был избран, — написал в «Фейсбуке» доктор философских наук, религиевед Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ. — Слишком жесткие и слишком добрые — это все мы уже проходили. Сейчас необходим центр объединения, и я еще с 2013 года не имел сомнений, что владыка Епифаний — это большая находка патриарха Филарета именно для роли центра тяжести для всех, именно для роли человека, который бы довел все трансформации украинского православия до логического и совершенного завершения строительства единой церкви, а не бросил на полпути из-за собственных «нервов» или «бессилия». Извините, но это тот случай, когда можно сказать одно: «Слава Богу!» ...И не забываем главное — патриарх Филарет воспитал не только владыку Епифания, а целое поколение епископата, которое является прекрасным ядром для прекрасной поместной церкви, и вместе оно точно сделает значимо больше, чем в свое время Петр Могила. А это — стратегический выигрыш для всего вселенского православия, ведь современное православие нуждается в украинском православном ренессансе не меньше, чем Украина».

Как видят ситуацию изнутри сами священники? Побывав в воскресенье на Софийской площади, где целый день продолжалась молитва за автокефалию Украинской церкви, «День» пообщался с интересными людьми. Один из наших собеседников — протоиерей Олег (Макаровский), благочинный Старосинявского района Хмельницкой области на тот момент еще Украинской православной церкви Киевского патриархата, так как разговор наш состоялся до объявления результатов Объединительного собора.

— Сейчас самое важное — это получить статус независимой полноценной поместной автокефальной церкви. Конечно, мне близки мои архиереи из УПЦ КП. Я за то, чтобы избрали предстоятелем патриарха Филарета. Если нет, тогда митрополита Епифания. Если тоже нет, то приму и другой вариант. В любом случае это объединение должно произойти, так как точку невозврата мы уже прошли. Даже если не изберут патриарха Филарета, перед Богом и людьми он всегда останется архиереем. Он заслужил это, так как является исторической фигурой. Филарет 27 лет вел нас к этому великому событию. И даже если сейчас это будет митрополия, статус патриархата — это наш следующий шаг.

Ваше отношение к передаче Софии Киевской в единую Украинскую православную церковь?

— Это очень символично, что Объединительный собор проходит именно в Софии Киевской. Мы должны помнить, что изначально этот храм строился для молитвы. Конечно, София Киевская может быть центральным кафедральным храмом единой Украинской православной церкви. Но службы здесь могут проводиться не постоянно, а несколько раз в год — в большие праздники. Все должны знать, что это вековечный храм, это наша пуповина с Киевской Русью. Учитывая все исторические события, которые происходили здесь, это наша связь с княжеской эпохой, казацкими временами, УНР и Украинским государством Скоропадского. Гетман Павел Скоропадский, кстати, в Украине пока недооценен, хотя это была великая фигура. Мы уважаем и Михаила Грушевского, но что он говорил? — «Обойдемся без попов». И чем это закончилось? Потерей государственности. Еще тогда нужно было творить украинскую независимую церковь. Скоропадский сделал попытку, но внешние и внутренние обстоятельства уже были не очень благоприятны. Если бы государство тогда устояло, то со временем церковный вопрос был бы решен. Если бы Украинская революция 1917—1921 гг. победила, то мы бы не имели Голодомора 1932—1933 гг., с помощью которого Москва уничтожила миллионы украинцев.

— Она и сегодня «старается».

— Создание единой поместной Украинской православной церкви — это восстановление исторической правды. Это сигнал себе и миру, что мы не сворачиваем свою государствообразующую миссию и работу. Мы ее продолжаем. То, что происходит сегодня, это продолжение создания государства. Ведь потеря государственности ведет к потере идентичности, к духовной смерти. Москва потому и начала войну против Украины, потому что почувствовала, что мы отрываемся от них. После появления мощной независимой Украинской православной церкви РПЦ утратит фактическое первенство в православном мире. Я думаю, они будут кучковать вокруг себя другие православные церкви наподобие Сербской или Грузинской православных церквей. Но вряд ли это им поможет. На этом этапе главное, что нас признал Константинополь, а дальше, думаю, постепенно признают и другие православные церкви. Это эволюционный процесс.

Кажется, никогда еще, как во времена Путина и Кирилла, Москва не подходила так близко к воплощению своей идеологии «Москва — третий Рим». В Константинополе это прочитали. И начали действовать. Томос для Украинской православной церкви — это кирпич, который вполне справедливо выбивают из-под искусственного фундамента России о том, что «Москва — третий Рим». После создания Украинской поместной православной церкви Вселенской патриарх Варфоломей обретет сильного союзника. Это будет одна из мощнейших православных церквей мира. Только УПЦ КП имеет больше прихожан, чем все семь греческих церквей вместе взятых. А после объединения наша церковь станет еще больше.

— Как оцениваете то, что политики фактически используют церковный вопрос в своих политических предвыборных целях?

— Это политическая логика, так действуют политики. Нам же главное, чтобы была создана независимая и единая Украинская православная церковь. Тем более, что в восточном богословии византийской традиции церковь и государство — это симфония. Кстати, все поместные соборы сзывали и главенствовали на них императоры. Даже наш князь Владимир, который крестил Русь, — он же был державником.  

Какой должна быть новая церковь?

— Это самый главный вопрос. То, что происходит сегодня, — это создание оболочки, главное, чем мы наполним новую церковь. Мы должны наполнить ее социальным служением. Вот, например, что нам делать с алкоголиками или наркоманами? Мы же не можем отбросить этих людей. Мы не вылечим смертные болезни, но мы должны дать людям надежду, что это всего лишь запятая или многоточие. Мы должны нести миссию. И правильно, что в армии появились капелланы. Мы должны предложить модель такой церкви, которая была бы для всех семьей и духовным домом. Когда вы будете приходить в храм, чтобы вам не указывали, где стоять, где ходить, что надевать, хотя какой-то дресс-код все равно должен быть. Самым главным для церкви должно быть ваше сердце и душа, а потом — вы в брюках или в юбке. Главное, чтобы вы пришли в церковь и привели своих детей. Создание новой церкви — это огромная инвестиция в наше будущее, это навеки.

 

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать