Пресса под прессом свободы
можно лишь в том случае,
если ею уже обладаешь.»
Тадеуш Котербиньский
Журналистов, в силу своей профессии циничных и много поездивших по свету, удивить трудно, но, оказывается, возможно. И не где-нибудь в районе Ниагарского водопада, а в Польше. И поэтому тысячу раз правы украинские фонды «Відродження» и «Демократические инициативы», отправившие на неделю в Варшаву и Краков 12 журналистов из Киева, Николаева и Львова. Было и чему поучиться, и чему удивляться, и что сравнивать. И самое главное — сравнивать ситуацию со свободой слова в Польше и в Украине, условия работы журналистов, их права и обязанности, возможности и ограничения, ответственность за сказанное и написанное. Вывод для Украины, к сожалению, неутешительный: у нас слово — «суть звук пустой», там — слово служит началом многих дел, потому что оно свободно и самостоятельно.
Во-первых, если просто листать польские газеты и журналы или смотреть ТВ, то сразу понимаешь, почему польские коллеги, по словам редактора отдела внутренней политики «Газеты выборчей» Рафала Закшевского, очень любят популярный в английском ВВС анекдот о взаимоотношениях между политиками и СМИ. «Мягко говоря, они напоминают отношения между собакой и столбом», — заметил, улыбаясь, г-н Закшевский и раздал присутствующим обычный номер своей газеты за 19 мая сего года. В нем — 40 страниц, но собственно информация занимает не более 15 страниц. Остальное — отечественная или зарубежная реклама, хозяйственные сообщения, объявления о смерти и рождении и т.д., и т.п. Другими словами, газета буквально напичкана деньгами желающих разрекламировать свою продукцию, а следовательно, имеет прочную материальную базу для существования. Поэтому естественным является отношение к польским политикам, как к «столбу»: если они прочно и надежно подпирают существующий порядок вещей в стране, то газета аргументированно их поддерживает. Если же начинаются политические «завихрения», способные отбросить Польшу к экономической стагнации и свертыванию демократии, то с политиками обходятся «по-собачьи»...
Справедливости ради следует отметить, что польские политики не «разочаровывают» журналистов, а вместе с ними и польских граждан. Начиная с 1991 года, в Польше ежегодный рост ВВП составляет 6,5—7%. И только в этом году ожидается, что он составит меньше 5%. Однако, как оказалось, повлияли на польскую экономику не только азиатский и российский кризисы, но и собственная политика коалиционного правительства партий Уния вольнощи (УВ) и Акцья выборча «Солидарнощь» (АВС), правящего с 1997 года. Это правительство сознательно взяло курс на «охлаждение экономики», которую нужно уберечь от «перегрева» и не допустить, например, неконтролируемого перепроизводства товаров. За это коалицию критикует оппозиция из Союза левых демократов (СЛД), так как считает, что такой шаг не позволит сократить уровень безработицы, который в Польше достигает 9—11% трудоспособного населения. Весь этот спор — нормальные «разборки» политиков нормальной страны, о которых пишут польские журналисты, отдавая предпочтение тому или иному направлению в тех или иных СМИ.
«Газета выборча», возникшая из подпольной деятельности антикоммунистической оппозиции и движения «Солидарнощь», недавно пышно отметила 10-летие, вручив на своем юбилее награду «Первой декады» президенту Чехии Вацлаву Гавелу. Награду за развитие демократии и успешную трансформацию экономики. Вручили чешскому руководителю, хотя на празднике присутствовали и президент Польши Александр Квасьневский, и премьер коалиции Ежи Бузек — кстати, политические оппоненты на польской арене: первый — левый, второй — из коалиции УВ—АВС.
«Одних политиков мы любим больше, других — меньше, и это четко видно во время предвыборных кампаний. Но в «мирное» время для нас главное — объективность. Мы хорошо помним слова нашего главного редактора Адама Михника о том, что мы не позволим играть нашей головой в футбол», — заявил Р.Закшевский. А потом добил украинцев цифрами. Начинала «ГВ» с тиража в 50 тысяч, сегодня имеет 450 тысяч, издает в 16 польских воеводствах 19 своих центральных и региональных приложений на разную тематику, одно из которых, например, рекламирует рынок труда и может продаваться тиражом в 600 тысяч на 80 страницах. Акции собственника «ГВ» — АО «Агора» котируются на бирже, и во время парламентской кампании 1997 года газета публично перечислила на поддержку Унии вольнощи 3 миллиона долларов. Повторяю, не политики дали газете, а газета — политикам. «Позиции УВ и «ГВ» совпадают. Мы хотим, чтобы в Польше всегда была сильная либеральная партия, которая играла бы важную роль в любой демократической коалиции как постоянная «третья сила», — откровенно заявил Р.Закшевский.
Обвинения в адрес своей газеты в том, что в ее уставном фонде есть 12% капитала американской фирмы «Кокс», г-н Закшевский отметает, как несерьезные. «Это была первая помощь в становлении газеты, необходимая для скачка, не более. Мы и без этих денег были сильны», — резюмировал он. И рассказал, какой действенной и жесткой критикой бывают выступления «ГВ» в адрес своих сторонников, если они, по мнению газеты, ошибаются. Когда несколько месяцев назад в польском Пшемышле планировалась некая политическая акция, во время которой организаторы хотели в эмблеме приравнять украинский тризуб к фашистской свастике, то «ГВ» предупредила политиков высокого ранга, особенно из УВ, собравшихся освятить мероприятие своим присутствием, что это оскорбительный антиукраинский выпад и что он может расстроить дружественные отношения государств-соседей и их народов. А это, дескать, идет вразрез с провозглашением Украины и Польши стратегическими партнерами, о чем в Варшаве тоже говорят, не переставая. И политики от участия отказались, что и превратило акцию в мелкое сборище политиканов, бессмысленно ворошащих тяжелое прошлое двух народов, сжимая при этом фиги в карманах.
Объективность в польских СМИ присутствовала в освещении даже такой щекотливой темы, как война в Югославии. Если польские политики и журналисты не сомневаются в правильности вступления Польши в НАТО, то единодушия в отношении к НАТОвским бомбардировкам нет. Даже «ГВ» — рупор польских правых, приведших страну в Альянс, только политически однозначно поддерживает действия НАТО, так как видит их причиной этнические чистки. Однако редактор внешней политики газеты Марчин Босяцкий сообщил украинским коллегам, что «ГВ» стремится максимально отобразить и сербскую позицию, а главное — показать страдания и сербов, и албанцев. «Политически мы — за НАТО, однако эта война — это общая трагедия», — сказал М.Босяцкий.
А другая влиятельная польская газета «Трибуна», считающаяся главным печатным зеркалом оппозиции — СЛД, однозначно выступила на стороне сербов, осуждая бомбардировки как агрессию. Но самым парадоксальным является то, что лидер СЛД 53-летний Лешек Миллер — ярый сторонник НАТОвской операции и как многие в Польше уверен, что войны удалось бы избежать, если бы НАТО и мировое сообщество применили санкции раньше — в начале 90-х, когда именно с этнических чисток в Хорватии, Боснии и Герцеговине началось претворение в жизнь концепции «Великой Сербии» Слободана Милошевича. Но на газету Л.Миллер влиять не пытается: свобода так свобода.
И, пожалуй, самым характерным, даже ментальным является тот факт, что и журналисты, и политики отрицают то, что польские СМИ — чьи-то «органы». Воистину, как в анекдоте:
— Рабинович, вы член партии? — Нет, я ее мозг...
Хотя, конечно же, в Польше имеются и СМИ, заангажированные одной идеей. Точнее, не так идеей, как одним человеком, откровенно ею обуреваемым. Это — радио «Мария», имеющее более 4 миллионов постоянных слушателей, которые вольно или невольно разделяют крутые националистически-изоляционистские идеи католического священника отца Рыдзыка. Он откровенно выступает против интеграции Польши в западноевропейские структуры, в частности в ЕС, и осуждает действия НАТО на Балканах. Делает это отец Рыдзык под флагом сохранения польской идентичности и славянского единства. Широкая радиосеть «Марии» была создана на народные пожертвования, а сторонники отца Рыдзыка вербовали неофитов очень просто — ходили по домам и дарили мини-радиоприемники, принимающие только одну радиочастоту — «Марии». С этим радио связана и газета «Наш дженник», пропагандирующая схожие идеи. Однако никто в Польше и не подумал закрыть эти СМИ, послать туда налоговиков или других государственных фискально-запретительных служащих.
Ректор Папской теологической академии в Кракове епископ Тадеуш Перонек сообщил украинским журналистам, что польский костел поддерживает идею интеграции Польши в ЕС. Однако, по его словам, если 84% польских священников согласно социологическим опросам поддерживают интеграцию, то и 60% из них же слушают радио «Мария». Католическая церковь Польши и не подумала как-то «повлиять» на отца Рыдзыка, например, отлучить его от церкви, как это сделали в России со священником Глебом Якуниным и с Патриархом УПЦ- КП Филаретом, которые тоже слишком увлекались политикой. «У нас тоже священникам запрещено активно заниматься политикой. Но что мы можем сделать, если за Рыдзыком 4 миллиона слушателей?», — удивленно спросил епископ Перонек.
Такая вот демократия, имеющая к тому же далеко идущие последствия. По мнению независимого польского журналиста Бронислава Вильдштейна, «от раскола католический костел в Польше спасает только то, что в Риме сидит поляк». Имеется в виду, естественно, Папа Римский Иоанн Павел II.
Вообще-то тема контроля за польскими СМИ и ответственности журналистов — это разговор особый. По мнению того же Вильдштейна, в Польше сложилась парадоксальная ситуация, при которой СМИ контролирует оппозиция, то есть посткоммунистические силы, некогда выдвинувшие А.Квасьневского на пост президента и стоящие за его спиной до сих пор. Например, нынешний руководитель польского ТВ, как рассказал г-н Вильдштейн, командовал предвыборным штабом Квасьневского. Сам Вильдштейн, 9 лет работавший за границей, спасаясь от коммунистического режима, считает, что польское законодательство о СМИ «содрано с французского, но там оно работает хорошо, ибо за его соблюдением (имеется в виду орган контроля, аналогичный украинскому Нацсовету по теле- и радиовещанию. — В.С. ) следят выдающиеся люди, а в Польше — обычные политики, которые представляют интересы своих хозяев, изменились только методы». И это при том, что «вечный оппозиционер» Вильдштейн ничего не имеет против руководства А.Квасьневского и его последствий для страны, уверенно движущейся по цивилизованному пути развития. «К нему претензии только морально-этического плана — за его комсомольское прошлое, за которое он получал награды», — считает Б.Вильдштейн. И его мнение, похоже, разделяют в Польше многие. Однако по данным социологических опросов А.Квасьневский до сих пор пользуется самой высокой популярностью. Другими словами, политический «маятник» симпатий и пристрастий в Польше колеблется влево — вправо, но не вхолостую, а отсчитывает время вперед.
Но самое главное, о чем рассказали и многоопытный Б.Вильдштейн, и журналисты «Газеты выборчей», и другие польские коллеги, заключается в другом житейском парадоксе из жизни их СМИ. По словам Вильдштейна, в польском законодательстве о СМИ есть норма, предусматривающая ответственность журналистов за распространение неправды, даже если эта неправда содержится в дословной цитате высокопоставленного политика, проверить которого, как и во многих странах, практически невозможно.
И польские политики, естественно, не прочь этим воспользоваться. Однако в их желании «срубить зеленых по-легкому» или подставить журналистов аппетит им отбивают... польские суды. Видимо, понимая, что эта «мертвая норма» противоречит международному законодательству и в случае чего решение по ней может быть легко отменено в Международном суде по правам человека в Страсбурге, польские судьи ее не применяют. А если применяют, то максимально уменьшают суммы штрафов по искам обиженных политиков. Сам Б.Вильдштейн, по его словам, тоже проходил по такому делу и мог получить несколько лет тюрьмы. «Но меня засудили так, что за сумму штрафа я мог бы пообедать», — сказал он. А цены в Польше, скажу вам, процентов на тридцать ниже, чем в Украине, везде, даже в дорогих ресторанах для «новых поляков». «Видимо, наши судьи чувствуют, что они не пользуются авторитетом в народе, а поэтому его и завоевывают», — резюмировал журналист, уверенный, что за это предположение ему ничего не будет.
А в «ГВ» нам рассказали, что самый большой иск к газете предъявлялся в сумме 100 тысяч долларов года четыре назад. Политик обиделся на то, что газета написала о том, что его якобы подозревают в использовании нечистых денег. На самом же деле политика никто ни в чем не подозревал публично. Однако дело это закончилось примирением сторон. «Так заканчивается большинство дел в Польше. Или газеты дела выигрывают», — сказали нам. Но польские законодатели не спешат убирать эту норму из законодательства. Она — и тормоз для разбушевавшейся фантазии отдельных журналистов, и сторож объективности в работе СМИ, и порог на пути соперничества неконтролируемых и откровенно заказных компроматов. И польские журналисты, похоже, с этим не спорят. Сама жизнь приучает их жить между двумя банальными истинами — правом народа знать правду, а журналиста — эту правду рассказывать и свободой каждого, которая заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И не только свобода, но и честь, достоинство, репутация его семьи, деловые интересы. Может быть, конечно, под таким «прессом» на свободу слова польским журналистам жить менее интересно, чем украинским, которых таскают по судам, но безопасно. И для себя, и, главное, для общества. Свобода слова при таких раскладах просто стоит на страже демократии, а не служит карманным возбудителем хорошо оплаченного псевдоправдоискательства...
...И как тут не вспомнить высказывания сатириков — польского Станислава Ежи Леца и нашего Михаила Жванецкого. Первый утверждал, что «мечта рабов — рынок, где можно было бы покупать себе хозяев». А второй до сих пор уверен: «Наша свобода напоминает светофор, у которого горят все три огня сразу». Разница, как видим, в том, что если люди в Польше уже имеют возможность не покупать хозяев, а выбирать равноправных партнеров и даже друзей, то в Украине можно соблазниться и поехать на вроде бы зеленый свет, но не заметить предупреждения и нарваться на красный...
Выпуск газеты №:
№113, (1999)Section
Подробности