Про образ нашего патриотизма
Презентация книги польского публициста Павла Смоленского «Похороны для убийцы», состоявшаяся в клубе книжных новинок Международного фонда «Відродження», безусловно, стала событием, вызвавшим интерес у украинских и польских историков, культурологов, политиков. Историческая память двух народов-соседей и ее воздействие на сегодняшние взаимоотношения государств, проблемы переоценки конфликтных этапов польско-украинской истории, стереотипы восприятия украинцев в Польше и поляков в Украине — такой была ось вопросов, на которые попробовали ответить участники презентации.
Автор «Похорон для убийцы» (есть надежда, что мы, украинцы, не замешкаемся с переводом) коснулся очень болезненной темы — противостояния поляков и украинцев во время и после Второй мировой войны. Как отметил в своей рецензии известный украинский культуролог Вадим Скуративский, «Смоленский в этой книге дает ужасающий пейзаж польско-украинских, скажем так, отношений... Автор, похоже, хорошо понимает, что шовинистические спазмы с обеих сторон можно устранить, только начав с конкретной, ужасающе конкретной истории «болезни». И он это делает с жуткой «археологией» соответствующих... событий. Времен акции «Висла» и более поздних. Украинцу вторит поляк Эдвин Бендик в рецензии на книгу в газете «Pоlityka»: «Смоленский едет туда, где мы с украинцами убивали друг друга еще полвека назад, и открывает, что в коллективном сознании память о тех событиях законсервировалась, как мясо мамонта в сибирской мерзлоте... Книга... доказывает: мы не можем надеяться на то, что время само решит исторические проблемы. Нераскрытые преступления, неотмщенные обиды будут, как упыри, выныривать в следующих поколениях».
По мнению бывшего командира УПА, Евгения Стахива, силы «мешающие перестройке кладбища «польских орлят», «ура-патриоты» из Львова делают все, чтобы это событие не состоялось, и помогают москвофилам, коммунистам, чтобы мы не шли на компромисс с поляками. Он напомнил, что еще в 1980 году Яцек Куронь сказал: «Без независимой Украины не будет независимой Польши».
Бывший посол Украины в Польше, писатель и политик Дмитрий Павлычко заметил: «Эта книга очень правдивая и смелая... Ее противники окажутся на маргинесе истории; польская сторона стала серьезно относиться к перезахоронению воинов УПА, так что на очереди стоит вопрос об исторических могилах «орлят» во Львове на Лычакове... Очень легко быть патриотом, говорить добрые слова о своем народе, но тяжело критиковать свою сторону. Помните Тараса Шевченко: Гонта убивает своих сыновей, потому что они католики, и говорит: « Чому ляхів не ріжете? — «Будем різать, тату ». Я не знаю, как польское сердце должно реагировать? Но поляки сделали этот жест... Памятник Т. Шевченко стоит в Варшаве, и там ждут, когда же наконец наши президенты найдут время и откроют его... Польша демонстрирует свое благородство. Я себе представляю, когда приедут в Варшаву все наши «гетманы» (главы партий, депутаты, президент) и будут спрашивать Шевченко: «Что ты здесь делаешь, Тарас?» А он им скажет: « Гетьмани, ви хвалитесь, що ви Польщу завалили, правда ваша, Польща впала й вас роздавила ». Вот откуда берется начало нашего единства. И в шевченковском «I мертвим, i живим» эта идея высказана. Ежи Гедройц впервые, уже в наше время, в ХХ веке, сформулировал ту теоретическую базу, на которой сегодня строятся отношения Украины и Польши: «Польша должна отречься от претензий на территории Западной Украины, дать украинцам возможность там управлять. Но меня вот что пугает — возникли дискуссии, в которых польские критики говорят: «Стоп. С Украиной нужно иметь отношения, но минимальные, главный наш партнер на Востоке — на Севере». Но значение этой книги тем более весомо. Нет у нас на Западе большего друга».
Павел Смоленский — не первопроходец. Еще в 1981 г. польский публицист Ян Юзеф Липский в статье «Две родины — два патриотизма» отметил, что «любовь к своей родине и к своему народу можно определить только через отношение к другим странам и народам. Шовинизм, ксенофобию, мегаломанию и самовозвеличивание нельзя поставить на одну ступень с христианской заповедью любви к ближнему. А вот патриотизм — можно. Патриотизм — это не только уважение к традиции, но и беспощадная селекция всех элементов традиции». Украинцы и поляки должны видеть не только политический, но и моральный резон. Как отметил на презентации польский историк Влодзимеж Менджецки, «в диалоге важны интересы партнеров; история такова, какова есть». И здесь роль интеллектуальной элиты очень велика, именно роль в толерантной борьбе за «лицо» наших патриотизмов. На националистической волне разорвать круг взаимного счета обид невозможно.
Выпуск газеты №:
№43, (2002)Section
Подробности