Прогноз первого Президента
Леонид КРАВЧУК: «Евросоюз на наши просьбы помочь Украине не отреагировал»
Последние события — приостановка Кабмином подготовки к подписанию Соглашения относительно ассоциации с Евросоюзом, Евромайдан, заявления европейских чиновников — обсуждаем с первым президентом Украины Леонидом КРАВЧУКОМ.
— Леонид Макарович, встречались ли вы после известных изменений с Президентом? Что советовали?
— Специальных встреч на эту тематику не было. Но была встреча в рамках возложения венков в день 80-й годовщины Голодомора. Были и другие подобные встречи. Конечно, так или иначе, касались этой проблемы — известного уже решения Кабмина. Президент аргументировал — почему именно так нужно поступить. И не только он — премьер-министр, председатель парламента. Азаров изложил все аргументы и факты, которые существуют на сегодня и которые можно спрогнозировать на завтра. Они известны.
— Почему остановились на финишной прямой? Причины?
— Сначала нужно сказать, что наш курс на евроинтеграцию не является личным мнением кого-то — Президента, премьера, председателя ВР, главы АП или еще кого-то. Наш курс на евроинтеграцию определен в конституционном законе «О принципах внутренней и внешней политики». Поэтому кто-либо, кто попробует отменить данный закон, должен нести ответственность перед конституцией и народом Украины. Курс на евроинтеграцию является неизменным, но руководители страны объяснили — почему именно сейчас возник вопрос о приостановке подготовки к подписанию Соглашения.
Евросоюз на наши просьбы помочь Украине в ситуации, сложившейся в отношениях с Россией, особенно экономических, не отреагировал. Об этом, кстати, писал и президент Ющенко в газете The Financial Times — что США и ЕС оказались не особо внимательны к проблемам, с которыми столкнулась Украина. А она оказалась в очень сложной экономической ситуации. Евросоюз мог помочь, например, кредитами, или увеличить квоты для торговли на европейском рынке, мог помочь и МВФ, но не на таких условиях (Украина просто не выдержала бы).
Россия ведет себя некорректно, она не выполняет обязательства и нормативные международные документы, принятые в том числе с Украиной. Скажем, никто не отменял соглашения, подписанные в рамках СНГ, никто не отменял зону свободной торговли с Россией, никто не отменял договоренность в рамках ВТО. Россия не обращает на это внимания, она всегда действует, невзирая на законы и нормативные акты, руководствуясь своими собственными интересами — интересы других сторон ее не интересуют. Метод России — «принуждение к вступлению в ТС». Российский интерес предусматривает тот факт, что Украина должна быть в ее сфере влияния. И она использует разные методы, чтобы осуществлять эту формулу. Тем более, когда у нас в стране постоянно действует пятая колонна, которая только ждет сигнала.
«НАШ МЕТОД ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ — СТАТЬ ЧЛЕНОМ ЕВРОСОЮЗА»
— Что мы можем противопоставить российский политике, ведь действует она на протяжении многих лет?
— Мы давно должны были ориентироваться на европейские рынки. Когда я начал делать это во время своего президентства, какая шумиха тогда поднялась: Кравчук привел к тому, что разрываются экономические связи с Россией. Если их не разорвать, то они так и останутся... Леонид Кучма выиграл выборы в 1994 году, потому что обещал возобновить связи с Россией и удешевить газ. Начали открываться новые производства, ориентированные на российский рынок. И пока Россия будет держать рычаги в своих руках, мы будем завязаны на ней. Поэтому нужно переориентироваться. Да, это больно. Но если мы не сделаем эту операцию через новое качество продукции, технологические процессы, формы управления, мы всегда будем зависимы от России.
Наш метод противостояния России — стать членами Евросоюза. Другого метода Россия не воспримет. Но есть те, кто сегодня говорит: нужно еще глубже погружаться в сотрудничество с Россией, а цивилизационный выбор их не интересует. Например, во время последней программы «Свобода слова» на ICTV один из пропагандистов Партии регионов заявил, что «наш народ живет счастливо и спокойно, а оппозиция ему мешает». Договориться до такого абсурда — есть ли это в какой-то стране? Нельзя говорить за весь народ. Но они говорят, потому что ни за что не отвечают.
Оппозиция говорит, что она не виновата и не должна нести ответственность, а власть рассказывает, что с каждым днем нам живется лучше, только оппозиция мешает. При таком оформлении нашей жизни в идеологические и политические формулы, народ не выдержит.
— Как вы оцениваете события на Евромайдане?
— У нас уже это было в 2004 году. Тогда Ющенко со своими коллегами делил хлеб на Майдане, говорил о счастливой жизни в ближайшее время, что все будут жить прекрасно, а кто будет мешать — посадят в тюрьму. В результате, оказалось все наоборот. Поэтому сегодня верить майданам люди уже не хотят. Многие люди приходят без партийной символики, они не хотят общаться с партиями. Люди открыто заявляют, что хотят жить в Евросоюзе, быть европейцами по сути. Они не хотят, чтобы политические лидеры их использовали.
«ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ — ЭТО АБСУРД»
— После прекращения подготовки к подписанию соглашения с ЕС Кабмином было сделано заявление о том, что нужно привлечь к переговорам третью сторону — Россию. Считаете, что это правильно?
— Я думаю, это политическое недоразумение. Нельзя так презирать Евросоюз. При чем здесь Россия, когда речь идет о вступлении Украины в ассоциацию с ЕС? Мы что, должны советоваться с Россией — вступать или не вступать? Поэтому и сказали нам европейские представители, что речь идет о двусторонних отношениях между ЕС и Украиной, Россия здесь ни при чем. Если у России есть какие-то претензии к Евросоюзу или Украине, то они должны решаться путем двусторонних отношений. Трехсторонняя комиссия — это абсурд.
— Также есть заявление канцлера Германии Меркель о том, что она поговорит с российским президентом об Украине. Получается, будут решать о нас — без нас?
— Учитывая то, что стратегическая линия России, думаю, навсегда останется — держать Украину при себе — а Евросоюз не может выложить все силы, чтобы принять Украину в ЕС, мы должны применить формулу внеблокового статуса. Я еще в 1990 году, когда принималась декларация о суверенитете Украины, предложил формулу: Украина — безъядерное, внеблоковое государство. Если смотреть на перспективу, реальное место Украины в мире, ее окружение, многовекторность или какая-то «концепция моста» — все это иллюзии. Нельзя быть мостом, по которому все будут бегать, — Россия в одну сторону, а Европа в другую сторону. Поэтому, я думаю, должна быть концепция внеблокового государства.
— Внеблоковый статус в законе у нас уже закреплен.
— Это были лишь заявления — нигде ничего не записано.
— Как внеблоковый статус может реализовываться, когда на нашей территории находится иностранная база — ЧФ РФ?
— Нужно все изменить, согласовать вопрос с Россией. Украина не может иметь на своей территории иностранные базы.
— Ваш прогноз: чего стоит ожидать от Вильнюсского саммита?
— Я так понимаю, исходя из выступлений европейских чиновников, западная сторона готова поставить свою подпись на Вильнюсском саммите. Но я не думаю, что готова Украина. Мне лично, всегда придерживающемуся позиций евроинтеграции, это абсолютно не импонирует, но я трезво смотрю на ситуацию. Мы должны все взвесить, сделать точные выводы, оценки и еще с большей силой готовиться к подписанию евроассоциации. Фюле уже сказал, что соглашение можно подписать в конце зимы или в начале весны.
Выпуск газеты №:
№217, (2013)Section
Подробности