Перейти к основному содержанию

Противостояние прокуратуры и правительства Крыма: подтекст интриг

Людмила ДЕНИСОВА: «Действия прокуратуры и ГНА последовательно разваливают финансовую систему изнутри»
13 июня, 00:00
После скандала с отставкой правительства, решение о которой Верховная Рада Крыма решила пока не вводить в действие, на полуострове установилась обстановка видимого спокойствия. Но ее нарушили директора предприятий и руководители бюджетных организаций. Они подняли тревогу по поводу того, что в уже возрождающейся экономике Крыма возникли искусственные, как они считают, затруднения с уплатой налогов в бюджет автономии. В минувшую пятницу министр финансов Крыма Людмила Денисова провела в Симферополе пресс- конференцию в связи с тем, что Налоговая администрация Крыма по инициативе прокуратуры автономии заблокировала работу системы электронных платежей, использующейся для проведения внутренних расчетов на полуострове. Денисова считает, что крымской прокуратурой «проводится работа по дестабилизации ситуации» в автономии. По ее словам, приостановление электронных расчетов «очень накалило ситуацию в экономике республики» и «очень плохо скажется на исполнении крымского бюджета». Уже сейчас, отметила она, отмечается рост задолженности по зарплате в бюджетных учреждениях, а торговые предприятия перестали отпускать товары по электронным карточкам. Система электронных платежей была предложена крымским Минфином и поддержана Киевом. И трудно избавиться от мысли, что нынешняя «инициатива» крымской прокуратуры — это не что иное, как продолжение противостояния ветвей власти, кстати, как раз в начале столь важного для полуострова курортного сезона. Не удалось прокуратуре усадить Денисову за решетку — значит, надо парализовать деятельность Минфина? Но настойчивость прокуратуры порождает не только вопросы. Избирательная активность силовых органов бумерангом бьет по всей структуре власти. Ей перестают верить. А без доверия населения к власти невозможны никакие, даже мало-мальские реформы. И вряд ли лучшим выходом для столичной исполнительной власти будет дожидаться, когда конфликт в Крыму решится «самостоятельно». Если проблему упорно не замечать, это еще не означает, что ее нет. И когда конфликт взорвется по-настоящему, может быть уже слишком поздно.

— Людмила Леонтьевна, в последнее время вокруг системы электронных расчетов, созданной в Крыму, обостряется накал страстей. Если правда, что, как говорил Сергей Куницын, эта система, во-первых, позволила успешно решить многие из проблем неплатежей, а во-вторых, она так же прогрессивна, как и все мировые системы электронных расчетов, то почему?

— Да, система долго работала в нормальном режиме, но сейчас правоохранительными органами для ее участников созданы искусственные проблемы. Электронные расчеты отличаются от протокольной системы взаимозачетов, существовавшей в 1997-1998 годах, и вексельной системы, использовавшейся в 1999 году, тем, что им свойственна высокая скорость операций по расчетам между плательщиками и бюджетными учреждениями, полный контроль за их проведением, что позволяет искоренить всякие злоупотребления. Это и не нравится тем силам, которые сейчас стремятся свергнуть наше правительство.

Чтобы понять смысл происходящего, давайте обратимся к истории. С августа прошлого года в Крыму было прекращено обращение векселей. Именно потому, что вексельное обращение давало возможность недобросовестным участникам этих платежей наживаться на дисконтах, которые доходили иногда до 80 процентов! Министерство финансов получило поручение разработать новую, не криминогенную систему взаимных расчетов. И 14 сентября Совет министров Крыма принял постановление № 354 о введении в действие электронной системы расчетов. Причинами для этого были, во-первых, сезонный характер наполнения бюджета, характерный для Крыма как ни для какого другого региона страны — основные прибыли бюджета приходятся на III и IV кварталы, хотя затрат больше в I и II кварталах. Во-вторых, мы добивались максимальной прозрачности денежного обращения, устранения возможных злоупотреблений и финансовых нарушений, чего было невозможно достигнуть при вексельной системе.

— Людмила Леонтьевна, скажите, проходила ли ваша система правовую и профессиональную экспертизу, были ли согласны на ее внедрение вышестоящие органы в Киеве?

— Мы разработали инструкцию и положение о системе электронных расчетов, дали их на экспертизу в Минфин Украины и ГНАУ, которые дали письменные заключения о законности и возможности применения разработанной нами системы.

Например, 8 декабря 1999 года заместитель председателя ГНАУ Копылов нам писал, цитирую: «ГНАУ считает возможным осуществлять погашение обязательств министерства финансов АРК перед субъектами предпринимательской деятельности путем погашения встречных обязательств указанных субъектов перед республиканским и местным бюджетом по оплате налогов, сборов, штрафных санкций и иных обязательных платежей в соответствии с порядком инструкции, представленной Министерством финансов». После того, как вступил в силу закон о бюджете на 2000 год, и ГНАУ, и Минфин Украины на наш новый запрос опять же разрешили использовать систему электронных платежей в 2000 году: ГНАУ — письмом от 31 января 2000 года, министр финансов Украины — письмом от 27 января 2000 года. Здесь прямо сказано, что существование системы направлено на решение проблем взаиморасчетов, и «мы считаем возможным и не возражаем против использования такой системы в Крыму».

Система была одобрена коллегией Минфина Украины для распространения ее по Украине в целом. Но это было в 1999 году, а в 2000 году, когда провели сокращение всех областных бюджетов и оставили им только один подоходный налог, конечно, существование системы в других регионах стало малоэффективным. Этим объясняется ее незначительное распространение. Однако система электронных платежей будет применяться также в Севастополе и Одессе. Дело в том, что все областные бюджеты — дотационные, там значительно меньше денежных средств электронными расчетами высвобождается для выплаты зарплаты и решения других вопросов. Бюджеты такого уровня, как у нас, есть еще только в городе Киеве. Да и то там меньше — в их распоряжении оставили только 2 налога, а в Крыму остается три налога — акциз, подоходный налог и налог на прибыль — и зачисляются они прямо в республиканский бюджет. Поэтому замещение «живых» денег в обороте дает возможность высвободить их для ликвидации долгов по пенсиям, зарплатам, другим социальным платежам.

— Насколько широкое распространение получила система в Крыму, одобряют ли ее руководители предприятий, банки, сами предприниматели?

— Сегодня участниками системы электронных расчетов в Крыму являются 687 бюджетных учреждений и 1029 субъектов предпринимательской деятельности. А также 30 предприятий из других регионов Украины. По ней работают многие торговые, коммунальные, все энергопоставляющие организации — «Крымэнерго», «Крымгаз», «Крымтеплокоммунэнерго», связь — «Крымтелеком». Эмиссия обязательств за 8 месяцев работы составила 100 миллионов гривен. Система позволила нам заплатить 66 миллионов гривен за энергоносители, что значительно снизило проблему расчетов по заработной плате во всех учреждениях.

— Кто же торпедирует систему, какие препятствия и зачем ей ставят?

— За 2 последних месяца Крымская налоговая администрация четыре раза приостанавливала действие системы, что значительно обостряет проблему неплатежей. Вопрос четыре раза рассматривался арбитражным судом, но решение еще не принято, ведется дополнительное изучение документации. А прокурор республики обратился в Центральный суд Симферополя с иском к Минфину, в котором потребовал отменить нашу инструкцию о введении в действие системы электронных платежей. 25 мая суд удовлетворил его иск, причем мы даже не были извещены о заседании суда. В связи с этим ГНА в АРК направило инспекциям на местах письмо, которым приказала прекратить прием зачетных писем по уплате налогов предприятиями и организациями за операции, совершенные в электронной форме.

Мы обратились в Верховный суд Крыма с кассационной жалобой, которая будет рассмотрена 5 июля. Но поскольку решение суда не вступило в силу, председатель ГНА отозвал свое письмо, однако это уже создало массу проблем для участников системы, которые, почувствовав нестабильность, боятся применять электронные платежи, при которых зачеты по уплате налогов от них могут быть не приняты, а это приведет к росту пени, всем возможным по закону санкциям. Теперь уже прокуратура направила нам письмо, в котором требует согласовать положения инструкции с Кабинетом Министров Украины, и налоговая администрация опять всячески тормозит принятие зачетных писем по уплате налогов. Получается, что в отлаженную систему платежей как бы вклинился какой-то вирус, который последовательно ее разваливает. Мы еще не имеем достаточных доходов от курортного комплекса, но нужно нести расходы — и посевная, и уборка, и зарплата, и отпускные учителям, и расчеты за энергоносители. Это все затормозилось, поэтому эти действия прокуратуры и ГНА последовательно разваливают финансовую систему изнутри. Это очень накалило экономическую ситуацию в республике, может привести к взрыву. Поэтому я считаю, что те, кто это делает, должны либо предложить нам что-то более совершенное, чем электронные платежи, если смогут, либо дать возможность существовать тому, что уже доказало свою полезность…

Субъекты предпринимательской деятельности сейчас обращаются к нам и в Совет министров с письмами, в которых доказывают преимущества системы электронных платежей и просят продолжить ее действие и дальше…

— Чем аргументирует прокуратура свои действия, какие причины своих действий она называет? — Вы знаете, аргументы не высказываются. Первый аргумент прокуратуры состоял в том, что эта система содержит в себе операцию уступки требований, которая запрещена Указом Президента № 167 от 1998 года. Мы обратились в ГНАУ с просьбой разъяснить ситуацию, и она дала нам ответ, что здесь имеет место не уступка требований, а продажа долговых обязательств. У нас есть такое заключение заместителя председателя ГНАУ Копылова, что эта система действий по уступке требований не содержит…

— Каковы следствия этих действий, как они влияют на экономику Крыма?

— Я расцениваю это как продолжение все той же системы давления на наше правительство со стороны руководства бывшего правительства, которое вводило в обращение ликвидированные нами векселя. Прокуратура стала органом такого давления. На самом деле прокуратурой Крыма проводится работа по дестабилизации экономической ситуации в республике. Действительно, вопрос отставки не закрыт, мы находимся в подвешенном состоянии, и, естественно, работать «спокойно и без ажиотажа» в такой ситуации невозможно. Они добиваются того, чтобы не дать нам улучшить ситуацию в экономике, а потом вновь поставить вопрос об отставке правительства. Мы ожидаем, что в июле опять будут попытки найти причину для отставки нашего правительства, и прокуратура сейчас готовит почву именно для этого.

Да, выстраивается довольно четкая цепочка — когда не удалось разобраться со мной и Орловским и назвать каким-то образом наше правительство коррумпированным, они сделали такой ход: стали уничтожать систему электронных платежей, что теперь может разрушить всю экономику Крыма. Но интерес к ОПСУ был и до этого.

Их не устраивает эта прозрачность системы. Если раньше этот вексель уходил, мы не знали, что с ним происходит, возвращался он только к концу года, и мы видели, что он перепродавался множество раз с большими скидками. Разрыв эмиссии векселей доходил до 20 миллионов гривен, которые целый год «блуждали» неизвестно где…

Идут многочисленные жалобы от плательщиков налогов, они дезориентированы. Например, прокуратура и налоговая администрация пытаются саботировать принятие зачетных писем по налоговым платежам «Крымэнерго», а это может привести к коллапсу всей энергетической системы. Или, например, предприятие «Кожобувь», которое поставляет много своей продукции в счет заработной платы работникам бюджетной сферы, в частности обувь в детские дома и так далее. Вот они пишут: «За период работы в системе ОПС появилась возможность в реализации нашей продукции, снижения дебиторской задолженности и проведения расчетов по платежам. Это дало возможность наращивать производство и увеличить занятость рабочей силы…»

А сегодня пришло письмо генерального директора Объединенной платежной системы, в котором она сообщает, что и у них ситуация усложнилась, началось давление. Вчера был конфликт с налоговой администрацией, вчера приходило КРУ. Уже постоянно идет проверка. Тяжело работать в состоянии постоянной проверки. Но мы же видим положительные результаты этой системы, почему нельзя проверять не постоянно, а периодически, как и положено? На меня также прессинг нисколько не уменьшился. Проверяются все мои ближние и дальние родственники.

Конкретные убытки от этого давления будут считать сами предприятия, я могу только сказать, что это негативно отразилось на финансировании бюджетных учреждений. Мы почувствовали рост задолженности по зарплате — торговые предприятия отказываются отпускать товар по магнитным карточкам, увеличилась задолженность по пособиям родителям с детьми. В – третьих, увеличилась задолженность в системе энергоплатежей, что сразу же почувствовали потребители — увеличились отключения, возросли долги, усилились трудности с приобретением топлива. — Вы пытались защитить себя и свое детище, например, обратиться в Генеральную Прокуратуру?

— В Генеральную прокуратуру обратился председатель Совета министров Сергей Владимирович Куницын. Он запросил постановление, которым было прекращено уголовное дело в отношении меня. Но уже прошло три недели, а мы его не получили.

Я буду подавать в суд иск к прокуратуре Крыма о защите чести и достоинства, я считаю, что мое задержание было незаконным, а возбуждение уголовного дела необоснованным. Я думаю, что уже суд запросит данный документ с Генеральной прокуратуры…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать