Псевдоэлитарность младшего брата
Позицию авторов далеко не всех писем, которые приходят в «День», мы разделяем. Однако, какой бы спорной и неубедительной она нам ни казалась, но если мы понимаем, что эта точка зрения может быть созвучна какой-то части общества, решаем ее «озвучить». Правда, как в данном случае, — отклик на статью Юрия Шаповала «Майское путешествие в Москву» от 8 июня 2007 г. — считаем нужным это письмо прокомментировать. Мы благодарны, что наш автор, профессор, доктор исторических наук Юрий Шаповал взял на себя эту миссию. Все мы знаем, как непросто воспринимается Голодомор в Росси, как трудно строится диалог (собственно, этому и посвящено «Майское путешествие»). Но стоит ли удивляться, если и мы сами, здесь в Украине, проявляем потрясающие «способности» не слышать друг друга.
Представим себе, уважаемый читатель, следующую ситуацию. Живут в родительском доме в селе два брата с семьями. Родители их умерли и дом завещали старшему из братьев, который успел жениться еще при их жизни. Естественно, с условием, что младший брат будет жить у старшего до тех пор, пока не построит свой дом.
Дом тот уже строится, но тут у братьев возникает спор по поводу межи на завещанной им родителями земле.
Старший брат считает младшего примаком и в равных участках земли в данном случае видит несправедливость, унижающую его достоинство хозяина. Младший же, обнаружив межу не на своем месте и зная крутой норов брата, попытался было апеллировать к соседям. Те посоветовали ему обратиться в суд.
Старший брат понимает, что суд по родительскому завещанию восстановит ненужную ему справедливость, опозорив его при этом на все село. Тогда он делает следующее. Приглашает брата с женой на свою половину уладить этот спор по-братски за доброй вечерей. Младший не может отказаться, хотя бы потому, чтобы не усугублять конфликт.
За чаркой горилки хозяин дома много и долго говорит о братских чувствах, с хмельной слезой в глазу вспоминая при этом их совместное детство и покойных родителей. Но при этом за каждой его фразой младший брат чувствует немую угрозу в свой адрес: «Не захочешь уладить дело по-братски, выгоню как собаку на улицу вместе со всем твоим выводком».
Перед ним стоит дилемма: поддаться на уговоры брата и уже никогда не быть ему равным, или же бороться за свое до конца. И хотя его собственный дом уже почти достроен, а на дворе лето красное, младший брат, дабы не «позориться» на все село, поддается под конец трапезы на братские уговоры ради пары-тройки месяцев спокойной жизни.
Ситуация на украинском политическом Олимпе копирует данную ситуацию один к одному. С той лишь разницей, что в результате сдачи нашей псевдоэлитой национальных интересов ее представители вместе со своими семьями выигрывают в личном плане, в то время как украинский народ, по своей болезненной наивности доверивший защищать свои интересы этой мнимой элите, крупно проигрывает.
Еще не состоялась субботняя встреча Виктора Ющенко и Владимира Путина в Санкт-Петербурге, а особа нон-грата в Украине Константин Затулин своими пламенными речами уже ставит под сомнение нашу независимость в киевской студии одного из общенациональных каналов. Не слишком ли это дорогая цена для того, чтобы Николай Жулинский мог беспрепятственно посещать в России могилу брата своей жены?
Понятно, что у России газовый кран. Но ведь нам с вами вполне хватает своего украинского газа. Не хватает его только нашим «металлургам» да «химикам» в лице крупнейших олигархов. И все наши правительства вместо того, чтобы развивать в Украине высокие технологии, сельское хозяйство и туризм, идут ради своей спокойной жизни на поводу у этих олигархов. Расплачиваясь при этом по частям независимостью своей родины и сохраняя при этом за ней статус европейской кочегарки.
Еще более показательную историю в этом плане поведал 8 июня на страницах «Дня» в статье «Майское путешествие в Москву» наш известный историк Юрий Шаповал, который вместе со своим коллегой Станиславом Кульчицким принял участие в круглом столе в Москве на тему «Голод на (? — А.К. ) Украине и в других республиках СССР 1932— 1933гг.», организованном редакцией скандально известного журнала «Родина».
Трудно себе представить, чтобы армянские историки были приглашены в Турцию на выработку за круглым столом с турецкими коллегами объективной версии геноцида армян 1915 года. Еще труднее вообразить, чтобы ученые из Еревана приняли это приглашение. И уже только сумасшедший в Армении может допустить, чтобы, вернувшись из Стамбула, их сограждане-ученые жаловались бы в прессе на своих турецких коллег, не признающих самого факта того геноцида.
Это отнюдь не мелочи, как может кому-то показаться. Хотя бы потому, что именно из-за подобного рода мелочей в разнице подходов к трагедиям своих народов резня армян уже давно признана геноцидом в Европе, а наш Голодомор — увы. И это при том, что доказательная база (в виде документов и свидетельств очевидцев) геноцида 1932—1933 годов, наверняка, куда более убедительна, — нежели геноцида 1915 года.
Но Юрий Шаповал, похоже, не только не понимает всего этого, но даже уверен в том, что подобного рода совместные мероприятия российских и украинских ученых будут только способствовать выработке объективного подхода к освещению фактов массового голода в СССР. И можно не сомневаться, что именно этот вывод историка гарантирует ему и в дальнейшем приглашениe в Белокаменную, прогулки по Старому Арбату и посиделки в московском ресторане «Елки-палки» с тем же Станиславом Кульчицким.
Тем более, что, описывая в «Дне» единогласную агрессивно-отрицательную по отношению к факту большевистского геноцида украинцев позицию российских историков, Шаповал только удивляется, а свои оценочные суждения высказывает только по отношению к наиболее одиозным фальсификаторам истории.
Не приведено в его статье и фактов, свидетельствующих о том, чтобы наши ученые выступили достойными оппонентами россиянам. Тогда как возможности для этого лежали там, что говорится, на поверхности. Взять хотя бы тот факт, что наиболее активными в своих фальсификациях были ученые или с украинскими фамилиями (Ищенко) или — с русифицированными (Марчуков). Я бы на месте Шаповала не поленился спросить в кулуарах у того же Марчук-ова: а не в 30-х ли годах прошлого века, в силу известных событий, его дед или прадед так изуродовал свою фамилию?
Неубедительными выглядят и утверждения Юрия Шаповала о том, что их с Кульчицким доказательства фактов геноцида украинцев не произвели на москвичей никакого впечатления. Неубедительными хотя бы потому, что они, в отличие от доказательств Роберта Конквеста и Джеймса Мейса, не произвели впечатления и в Украине, настолько они были двусмысленны, обтекаемы и осторожны.
О чем говорить, если эти двое наших ведущих исследователей Голодомора так до сих пор и не уяснили главной цели этого геноцида. А она являла собой отнюдь не полное уничтожение украинского крестьянства, а превращение его в колхозных рабов посредством государственного мора голодом значительной его части. Но чтобы понять это, нужно носить боль своего народа с собой постоянно, а не только во время своих выступлений и публикаций. Тогда бы Шаповал с Кульчицким смогли бы дать достойный ответ российскому публицисту Вадиму Кожинову, а так приходится лишь цитировать оригинальный и не лишенный здравого смысла взгляд последнего на данную проблему.
Да и доказывать россиянам, по большому счету, ничего и не нужно было. Вместо этого достаточно было спросить, есть ли у них факты изъятия у крестьян других национальностей не только хлеба, но и всех остальных продовольственных запасов до горстки семечек на обеденном столе? Есть ли у них факты запрещения продажи железнодорожных билетов селянам не-украинцам и насильственного возвращения этих крестьян властями в их голодающие села?
Однако согласитесь, что для того, чтобы задать подобного рода вопросы в Москве, нужно думать не о том, чтобы тебя туда снова пригласили, а о том, чтобы тебя там хотя бы уважали как оппонента, не говоря уже о судьбе собственного народа...
P.S. В отличие от академика Жулинского, у автора статьи в России похоронен брат. Однако я никогда не поменял бы свою невозможность посещать его могилу на возможность Затулина, Лужкова, Леонтьева и компании посещать мою Украину.
Выпуск газеты №:
№99, (2007)Section
Подробности