Радио, которое является вечно молодым
55 лет назад, 16 августа 1954 года, на волнах «Радио «Свобода» впервые прозвучала передача на украинском языкеЧерез многие годы начинаешь лучше осознавать, что именно помогло миллионам украинцев в бывшем УССР не переплавиться в составляющую «советского» народа, к чему так стремилась Москва, которая прилагала для этого просто титанические сверхусилия. Между тем, как совсем недавно режиму экс-президента Леонида Кучмы мешал дезинформировать население интернет, так в уже далекие от нас 70-е годы режиму генсека Леонида Брежнева мешало наличие у населения радиоприемников, которые ловят короткие волны.
Несмотря на все попытки советской власти дозировать, препарировать и доносить информацию в нужном для нее виде, ламповые радиолы и транзисторные приемники в бывшем Советском Союзе явно нарушили монополию на информацию. Особенно это стало понятно, когда советская промышленность освоила массовый выпуск качественных транзисторных коротковолновых радиоприемников, таких как «Спидола», «ВЕФ», «Рига», «Меридиан» или «Океан». Таким образом, технический прогресс стал явной преградой идеологическому мракобесию коммунистических «кремлевских старцев», которые все больше впадали в маразм.
В целом, приобщение каждого новобранца к прослушиванию «вражеских голосов» происходило по-разному. Одни, блуждая по пространствам мирового радиоокеана, случайно натыкались на завывание глушилок и, заинтересовавшись непрепарированной информацией, навсегда становились сторонниками свободных волн. Другие узнавали о нужных им частотах от знакомых, друзей или родственников. В основном заграничные передачи ценились украинцами еще и потому, что в большинстве случаев о событиях, которые по тем или иным причинам власть засекречивала от населения, можно всегда было оперативно узнать из передач «с того берега».
Можно сказать, что отдельно в этом ряду заграничных радиостанций всегда стояла украинская служба «Радио «Свобода». Ведь только из передач этой радиостанции можно было узнать о подлинной истории украинского государства, о борьбе ОУН-УПА против советских оккупантов, жизни украинской диаспоры, о борьбе украинских диссидентов-шестидесятников с коммунистическим режимом. И, возможно, самое важное, — что именно делается в украинской среде в самой Украине, о чем коммунистическая власть желала, чтобы никто не знал. Добытая таким образом информация распространялась, по большей части, устно в украинской молодежной среде и обсуждалась среди тех, кому можно было доверять.
То, что такие предостережения были не лишними, может подтвердить тот факт, что еще в начале 70-х годов режим инициировал создание при МВД движения «юных дзержинцев», которое формально преследовало цель помогать тогдашним правоохранительным органам в поддерживании порядка в молодежной среде путем патрулирования улиц наряду с милицией. Однако часто такие «юные дзержинцы» использовались властью для участия в подавлении молодежных протестов в других республиках и у себя дома. Так, осенью 1971 года один такой «дзержинец» из моих одноклассников внезапно исчез во время обучения почти на неделю из школы, а потом из передач «вражеских голосов» оказалось, что именно в то время в одной из республик Прибалтики происходили протесты молодежи. Коммунистическому режиму было очень удобно бросать на патриотически настроенную молодежь своих юных зомби, потому что такие стычки патриотов с приезжими юнцами всегда можно было списать на недоразумение в молодежной среде.
Со временем, когда зарубежные радиостанции начали транслировать передачи популярной музыки, а в Украине появились досвольно пристойные, как на то время, магнитофоны «Юпитер» и «Маяк», появилась возможность записывать музыку из эфира. И хотя эти записи, как правило, в большинстве случаев не были качественными, узнать о новинках западной музыки еще до того, как пластинки с их записями разными путями попадут в Украину, всегда было интересно. С появлением в массовом пользовании населения более-менее доступных по цене магнитофонов давало возможность записывать некоторые передачи, чтобы потом более внимательно проанализировать их информацию и содержание, либо дать прослушать доверенным лицам из числа ближайших друзей.
Похоже, рейтинг заграничных радиостанций в известной степени определялся потребностью их глушения соответствующими «компетентными службами». Так, например, передачи «Радио Швеция» глушили в Киеве только в некоторых отдельных случаях. К передачам из Канады относились более-менее лояльно. Однако «Голос Америки», а особенно трансляции украинской службы «Радио «Свобода» советский коммунистический режим считал своими самыми ожесточенными врагами.
Интересным является и тот факт, что поймать сигнал украинской «Радио «Свобода» можно было в Киеве не только на коротких волнах, начиная от диапазона в 25 метров, но и на средних волнах. Так, в 1971 году, «серфингуя» по диапазону средних волн небольшого транзисторного радиоприемника «Планета», примерно в 6.30 утра удалось натолкнуться на сигнал «Свободы», который не полностью был искажен глушением. Очевидно, желая сэкономить средства на глушении, решили основную «работу» отложить на время после 7 часов утра, так как считали, что большинство людей в такое раннее время должны еще спать. Найдя такое «окно» в «Свободу», рассказал о такой прекрасной возможности нескольким своим друзьям, чтобы и они смогли воспользоваться этим. Однако спустя несколько лет такая слышимость случалась не часто.
Те, кто крепко «подсел» на достоверную и оперативную информацию «Радио «Свобода», старались всегда брать с собой в походы или просто в воскресные вылазки за город — в лес или на речку — коротковолновые транзисторы. Уже в 30—40 километрах от столицы глушение значительно уменьшалось, а в радиусе 150—200 километров в райцентре или селе сигнал проходил довольно неплохо.
С часового расстояния в несколько десятилетий тяжело переоценить влияние информации «Радио «Свобода» на украинскую молодежь 70-х годов. Понятно, что для всех, а особенно — молодых людей запретный плод является особенно сладким. Известно, что передачи «Радио «Свобода», наряду с западной музыкой, длинными волосами, джинсами, клешами, а также такими запрещенными видами спорта, как культуризм и каратэ, считались среди молодежи атрибутикой привлекательного и свободного от суеверий коммунизма и марксизма-ленинизма западной жизни. И чем больше режим пытался культивировать у молодежи ненависть ко всему западному и американскому, тем больше это приводило к обратному эффекту. Как сказал в свое время один известный певец: «Нас так долго приучали ненавидеть Америку, что мы полюбили ее навсегда».
При этом стоит подчеркнуть, что прежде всего передачи «Радио «Свобода» помогли многим парням и девушкам не превратиться из украинцев в безликую часть советского народа. Поскольку «Свободе» верили, в отличие от официальных источников информации, и именно этой радиостанции успешно удавалось заполнять информационный вакуум, анализируя и отслеживая ситуацию в Украине. Однако не менее важным был тот факт, что передачи «Свободы» не только возбуждали общественное мнение, донося информацию, появление которой в Советской Украине было просто невозможным. Они побуждали к обсуждению и осмыслению услышанного. И нередко, в ходе какой-то дискуссии среди своих, кто-то мог, аргументируя свое мнение, авторитетно вставить: «А вот вчера «Свобода» комментировала это таким образом». А все знали, что, в отличие от советских теле- и радиоканалов, «Радио «Свобода» дезинформации себе никогда не позволяла.
Теперь, что отличает «Радио «Свобода» 70-х годов от других зарубежных радиостанций — это ее боевитость, напористость и хорошо поставленные голоса дикторов в студии. Кроме того (и это, по моему мнению, очень важно), работников «Свободы» среди числа других отличал не только изысканный и безупречный украинский язык. Их голоса звучали необычайно мелодично и интеллигентно, а каждое сказанное из эфира слово отражалось в сознании слушателей камертоном озвучения правды, что в годы застоя времен «развитого социализма» воспринималось как явление не только абсолютно небудничное, но и почти нереальное.
Работникам радиостанции с берега демократии успешно удавалось проникать через идеологические каменные стены информационного «железного занавеса», перебрасывая между собой и слушателями мостик доверия и понимания. Известно, что молодое поколение было самым податливым к восприятию необычной для Советского Союза подачи информации, которая ненавязчиво побуждала задуматься над тем, как мы живем, и почему коммунистический режим так панически боится даже наименьшего упоминания об украинской истории и украинских знаменательных личностях. Сдвиги в сознании молодого поколения, коварно зомбированного передозировкой советской пропаганды, конечно, происходили не за один или несколько раз. Но тем, кто почувствовал на себе все реальные преимущества приобщения к западным нормам информационной подачи, прервать свое общение с «Радио «Свобода» становилось просто невозможно.
В противовес советской пропагандистской машине, которая бросила все свои усилия, чтобы перемолоть украинцев и перековать их навсегда на «новое историческое сообщество — мифический советский народ», «Радио «Свобода» реставрировала в душах молодых украинцев украинское начало. Этот процесс происходил ненавязчиво и без давления, словно сам по себе. Поиск украинской самоидентификации в русифицированном Киеве, где дошло до того, что украинский в быту употребляла мизерная часть горожан, требовал, конечно, определенного времени и усилий с боку новоприобщенного к «Свободе», но этот процесс был неотвратим и неминуем. Очевидно, в том, что во времена украинского возрождения оказалась определенная критическая масса незомбированных советских украинских патриотов, есть большая заслуга работников «Радио «Свобода».
Советской системе не удалось полностью разрушить украинское сообщество в Украине благодаря тому, что советские украинцы осознавали: существует заграничная диаспора, которой в чужеземной среде удалось сохранить украинский язык, обычаи, песни и обряды, а самое главное — гордый украинский дух. Все это придавало сил, чтобы выстоять угнетенному, но непокоренному украинскому народу.
Известно, что в 55-летний юбилей нашей любимой радиостанции было сказано много приятного для ее руководства и работников. Однако, возможно, наивысшей оценкой действительно подвижнической деятельности ее коллектива является многомиллионная слушательская аудитория. «Свободу» можно глушить, ее можно отменять на отдельно взятой отдельной территории, но уничтожить ее не по силам никому. Теперь же благодаря возможностям сети интернет можно узнавать об оперативной информации из Украины и всего мира с сайта «Радио «Свобода», который ныне каждый день посещает уже более 10 тысяч посетителей.
Пробуждение в украинцах украинцев — это было и до сих пор остается самой главной задачей радиостанции-юбиляра, и те, кому 30 лет назад было около 20 или немного больше, прошли, не расставаясь с «Радио «Свобода», всю свою взрослую жизнь. Поэтому для поколения молодежи 70-х годов эта радиостанция является символом непокоренности духа всей украинской нации. Символом соборности многомиллионной украинской нации как в самой Украине, так и в раскинутой ветрами судьбы из далекого мира. И на сегодня «Радио «Свобода» является примечательным признаком единения украинцев через радиоэфир и интернет — в какой бы далекой стране или на отдаленном от Украины континенте они бы ни жили...
Выпуск газеты №:
№145, (2009)Section
Подробности