Разыскивается оппозиция

ИДЕОЛОГИЯ ВТОРИЧНА
Главной причиной неудачи тех сил, которые поспешили объявить себя победителями парламентских выборов, является, по мнению автора, в первую очередь отсутствие четкой идеологической базы у подавляющей части фракций-«победительниц». Уже во время выборов председателя ВР и коммунисты, и социалисты, и «тимошенковцы», и «нашеукраинцы» искали себе партнеров не по идеологической близости, а по отношению к действующей власти и лично к главе государства. Подобное объединение имеет право на существование только ситуативно, одномоментно. Невосприятие первого лица власти не может быть базой для политического объединения, поскольку Президент является не только лицом, которому можно симпатизировать или не симпатизировать, а лидером политических и экономических процессов, проходящих в стране. Это противоречие четко проявилось еще в прошлом составе ВР, когда силы, которые поддерживали премьера Ющенко, требовали отставки Президента. Т.е. курс, по их мнению, был верен, а тот, кто стоял во главе, — наоборот. Именно эта двусмысленность, а если проще — неискренность и привела в конечном итоге к распаду образованного в 2000 году большинства и к отставке Ющенко с должности премьера. Ссылку на «заговор олигархов» оставим для сторонников отстраненных от власти политиков. «Принципиальность» нынешних оппозиционеров особенно ярко проявилась на примере социалистов, которые дружно проголосовали в 2000 году за утверждение следующего премьера, промямлив в свое оправдание что-то малопонятное.
Шанс сформировать в новом составе ВР постоянно действующее стабильное большинство был довольно реальным, принимая во внимание близость идеологии основателей «Нашей Украины» и сил, которые составили ныне провластную «девятку». Препятствием была только личность лидера. Поскольку «НУ» не видела лидером никого, кроме Виктора Ющенко, а тот объявил о невосприятии отдельных парламентских сил, сотрудничество стало невозможным. И вместо естественного альянса правых и центристов образовалась «четверка», которая была просто обречена на распад. Особенно ярко это проявилось во время попытки поднять народ на акции протеста в сентябре этого года. Ющенко и Симоненко были похожи на союзников не больше, чем рыба и молоко, которые, для комфорта в желудке, следует употреблять отдельно. Походив для проформы в центре столицы в разные стороны, лидеры «четверки» окончательно подтвердили распад своего союза, которого, собственно и не было.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
Именно в этот момент была утрачена последняя возможность привлечь наиболее многочисленную парламентскую фракцию к реальному участию в распределении власти. Однако Виктор Ющенко остался верным себе, не идя на объединение ни с левыми, ни с большинством, которое было как раз в стадии формирования. На что рассчитывал лидер «НУ», определить непросто. Большинство во главе с ним самим к тому времени окончательно перешло в ряд фантастических проектов, а в чем был смысл пассивного ожидания неудачи «конструкторов большинства», неизвестно. Так и не дождавшись четко определенной позиции своего лидера, составные части «Нашей Украины» все более активно начали вырабатывать позицию собственную, а отдельные депутаты, устав ждать, поддались на «агитацию» и начали по одному оставлять Ющенко. Характерно, что фамилии возможных «изменников» в рядах «НУ» можно было назвать еще до выборов, ознакомившись с партийным списком блока. Идя под знамена Ющенко, «неожиданные» для избирателей союзники вполне логично рассчитывали на приход к власти, а не на роль организаторов акций протеста. Когда же из лагеря «Нашей Украины» начали вдруг раздаваться угрозы прибегнуть к «акциям неповиновения», иначе как пустым звуком это не выглядело. Старшими по «неповиновению» у нас являются другие политические деятели.
ШОУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Поняв, что с Ющенко у них ничего не получится, остальные фракции меньшинства не имели другого выбора, кроме демонстрации народной поддержки себя и ненависти того же народа к «преступному режиму». Однако, несмотря на всю изобретательность организаторов протестных акций, выдумывать каждый раз новый предлог для «восстания» становилось все труднее. Если со словесной эквилибристикой все было хорошо, то реально в хоть какой-то успех «акций» верило все меньше не народных масс (их мало кто спрашивал), а спонсоров, которые должны все это оплачивать. Дошло до того, что один из печатных рупоров «непримиримых» открытым текстом признался, что «народным массам» для восстания не хватило суточных, которые должны выплатить бизнесмены из блока Ющенко. Социалисты и «тимошенковцы» вынуждены были и далее идти тем самым малоперспективным путем, т.е. поддерживать видимость роста массового протеста. Взяв с собой готового в последнее время на все лидера коммунистов, они объявили о дате очередного «наступления на режим», который должен состояться 9 марта. Растущие интервалы между протестными действиями радикалов вместе с неуклонным сокращением их парламентских рядов наглядно свидетельствуют о кризисе взятого курса. Не удивлюсь, если в следующие три месяца часть «непримиримых» увидит, что «режим» не такой уже и страшный, и будет искать хоть какого-то места при власти. Ясно, что такой роскоши, как должность председателя бюджетного комитета для Турчинова, для «тимошенковцев» уже не будет, а социалистов легче соблазнять по одному, что показало утверждение Януковича премьером. Для организации «протестов» оппозиционеры оставят только стойких профессионалов, которые без мегафона и не на улице уже как-то и не воспринимаются.
БЫТЬ ЛИ ОППОЗИЦИИ?
С этим, как ни удивительно, есть огромные проблемы. Добровольно остаться без власти, чтобы бескорыстно готовить альтернативные законопроекты, которых все равно никто не примет, желающих не так много. Это можно делать, учитывая близкую перспективу, которой с утверждением премьера и организационным оформлением большинства в ближайшее время нет. И это является ощутимым негативом, поскольку настоящая оппозиция, готовая вплоть до следующих выборов последовательно критиковать власть, готовя плацдарм для следующей победы, является неотъемлемой частью нормальной демократии. В такую оппозицию не выталкивают из министерских или комитетских кресел, к ней идут сознательно, исповедуя четкую и понятную широким слоям населения идеологию. Может ли собраться такая оппозиция вокруг Ющенко? Однако, зная, кто окружает лидера «Нашей Украины», не так трудно предвидеть, что думают эти люди не о политическом позиционировании или выработке альтернативных путей реформ, а о толкотне вокруг лидера в расчете на будущие дивиденды. Толкаться, правда, становится все легче и легче. Потому что дивиденды сегодня получают не вокруг Ющенко. А желающих жертвовать перспективами собственной карьеры или бизнеса становится все меньше, как и для амбиций главного нашеукраинца.
Что же касается последних заявлений Виктора Ющенко, согласно которым фракция «Наша Украина» «рассматривает» идею формирования «демократической» парламентской оппозиции вместе с фракциями Соцпартии и БЮТ (по словам В. Ющенко, «вопрос конфигурации и глубины этого процесса» будет обсуждаться на заседании фракции сегодня, 12 декабря), то они, учитывая историю отношений лидера «НУ» с этими политическими силами, тоже смахивают скорее на «сотрясение воздуха». А если добавить к этому поиски «верхушкой» «Нашей Украины» общего языка с руководством нового правительства, которые ведутся, очевидно, параллельно с переговорами с лидерами БЮТ и СПУ, то окажется, что «надежда оппозиции» находится в обычном для него состоянии — состоянии неопределенности. Вот и вся «конфигурация».
ЦИТАТА «Дня»
«Даже несмотря на то, будут ли наконец отобраны у оппозиции легальные рычаги властного влияния — должности председателей комитетов, — уже понятно: маргинализированная режимом украинская оппозиция образца 2000 — 2002-го в значительной степени исчерпала и дискредитировала себя.
Исчерпала — потому что так и не смогла предложить ничего, кроме повторения тех самых театрализованных массовых акций, которые со временем (несмотря на отдельные всплески) становились все менее массовыми.
Дискредитировала — потому что каждый из лидеров «четверки» несет личную ответственность за проведение в парламент в сумме почти трех десятков перебежчиков, которые в корне изменили расстановку сил в пользу пропрезидентского большинства.
А так просто было предвидеть, как поведут себя в критический момент крупные бизнесмены. Или весьма контроверсийные Толочко с Правденко. Или вовсе однозначные Потебенько с Щербанем. Но лидеры пребывали в ослеплении от собственного величия и непогрешимости».
Выпуск газеты №: Section