Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рецепт мира

Разрешение конфликта в Донбасе не может быть реализовано без качественных изменений в самой стране
13 октября, 13:12
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Из уст Президента Петра Порошенко прозвучали заявления относительно мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. В названии одного из них официально использована фраза «возвращение Донбасса». Президент сообщил, что благодаря иностранным партнерам по переговорам мы «добились от России обязательства не проводить псевдовыборы в оккупированных районах 18 октября и 1 ноября». Этим якобы и объясняется упомянутое перенесение «выборов». С другой стороны, Президент в которой раз делает акцент на необходимости проведения на оккупированных территориях местных выборов, согласно украинскому законодательству. Возникает закономерный вопрос: кто будет принимать участие в этих выборах? Председатель государства декларирует требование того, чтобы в таких выборах принимали участие также политические движения, представленные по всей Украине. К последним в частности относится и так называемый Опоблок. Вряд ли можно себе представить в центре Луганска бигборд той же президентской партии «Солидарность» или на Донецкой улице Артема лозунги «Народного фронта». А еще Президент часто говорит, что у нас идет война с Россией, хотя почему-то это до сих пор так и не формализовано?

Боевики сообщили о перенесении «выборов» на оккупированных территориях на апрель следующего года. Напомним, что дата таких псевдовыборов уже полгода мигрировала в заявлениях террористов от октября до февраля. Такая неуверенность в возможности вообще проведения «выборов» на Донбассе по украинскому законодательству доказывает факт того, что и эти «выборы», и заявления, и периодическая активизация боевиков параллельно с якобы отведением тяжелого оружия является лишь элементами в агрессивной игре Кремля. Действительно, украинская сторона недавно сообщила об отведении оружия калибром 85 мм от линии столкновения. При этом ежедневно затишье на фронте нарушается эпизодическими выстрелами из стрелкового оружия со стороны боевиков, а миссия ОБСЕ так и не получила доступ к захваченной боевиками границе с Россией.

Не стоит также забывать, что перестрелки в зоне АТО имеют характер перманентный и не всегда происходят между сторонами конфликта. «Разборки» существуют и между самими террористами, что случается регулярно. В таких случаях у миссии ОБСЕ есть стандартная официальная формула реакции — «нет никаких объяснений того, что произошло». Представители миссии на днях зафиксировали также ряд случаев, когда техника и вооружение оставались в местах, отмеченных для их отведения. Например, в районе населенного пункта Солнцево, подконтрольного бандитам «ДНР», в 60 километрах к северо-западу от Мариуполя, беспилотник зафиксировал 23 танка и другую технику. Показательным фактом является то, что боевики «ЛНР» не позволили представителям миссии попасть на участок украинско-российской границы на территории, подконтрольной террористам.

Если же к украинско-российской границе не имеют доступа даже международные наблюдатели во время якобы намеченного перемирия, то говорить о контроле над этой границей Киева крайне рано. Сам контроль над этой территорией был одним из основных первоочередных условий проведения «выборов». Теперь почему-то «выборы» стали условием такого контроля границы, что свидетельствует о существующих беспрецедентных уступках с нашей стороны. Все эти случаи говорят об условности затишья на Донбассе, которое агрессором используется для подготовки легализации бандитов. Такая легализация действительно может случиться под соусом необходимости «вернуть Донбасс». В этом случае существует угроза подмены понятий, когда под таким «возвращением» будет уже де-юре закрепленная оккупация региона.

Учитывая то, что на Донбассе до сих пор сохраняется влияние местных магнатов, входивших в Партию регионов и КПУ, можно сделать вывод, что это пророссийское звено есть определенным мостиком в переговорах с Кремлем. То есть «хозяева» региона останутся те же, их интересы будут представлены в Киеве, а Донбасс останется таким себе шилом в боку Украины — военным анклавом России, который будет в ключевых моментах регулировать курс нашей страны. Можно допустить, что именно о монтировании такого киля в корабль государства Украина идет речь на переговорах с агрессором. Это и будет ценой мира. Тем более что, например, на захваченной врагом части Луганщины политические интересы оккупанта представляют те же рядовые бывшие члены Партии регионов и КПУ.

Президент отметил: «Без выборов на оккупированных территориях политическое урегулирование зайдет в тупик» и сослался на спекуляции отдельных политиков относительно «окружения, блокирования и изоляции» Донбасса. Такая спекуляция действительно длится уже больше года, почти с самого начала войны. Однако самому Петру Алексеевичу стоит вспомнить собственные заявления о том, что в настоящий момент на оккупированном Донбассе не умеют работать, а лишь способны грабить и убивать. Тогда Президент справедливо отметил, что именно перестроив собственную экономику и продемонстрировав оккупантам государственное постоянство, «мы победим в этой войне». Возникает вопрос — что мешало полтора года за косметическими реформами относительно формы и названия полиции и выборочных показательных арестов перед телекамерами, проводить реальные качественные изменения в стране? Теперь похоже, что Президент избрал путь мира с помощью «политического урегулирования» катастрофы, которая уже произошла, опять же забывая вспомнить, почему весной прошлого года Киев согласился на навязанный «нормандский формат» переговоров, почему такое «политическое урегулирование» до сих пор имеет односторонний характер уступок с нашей стороны и, в конечном итоге, как так случилось, что агрессор, развязавший войну, выступает в роли миротворца. Последний факт раскрывает существенный просчет наших участников переговоров, которые еще в начале войны допустили игру в слова, отходя от четких определений, с кем именно воюет Украина.

Экспертами предлагается ряд вариантов мирного урегулирования конфликта на Донбассе, согласно мировому опыту. Рассматриваются примеры Ирландии, Балканских стран и так далее. При этом не всегда учитывается существенное отличие этих конфликтов от того, который разгорелся в Украине. Война на Донбассе — это искусственно выращенный в пробирке конфликт, который не имеет ни этнической составляющей, ни любой другой объективной причины, кроме интересов агрессора. Этот конфликт выращен Россией, которая не только не имеет планов сворачивать свое агрессивное поведение на востоке Украины, но и демонстрирует готовность к его развитию в мире. Показательные бомбардировки Сирии и вялая реакция мировых лидеров на факт атак не столько против боевиков ИДИЛ, сколько против всей оппозиции к Асаду, лишний раз доказывают, что Кремль не собирается считаться с позицией Запада. Наоборот, цель Путина — максимально использовать слабые места Запада для навязывания своих интересов. В таком расписании формула мирного плана по Донбассу должна базироваться не на уступках врагу, а на использовании всего возможного потенциала для развития собственной страны. Последнее, к сожалению, уже давно звучит не как цель, а как популистский лозунг. Действительно, у нас был год для того, чтобы максимально аккумулировать усилия для борьбы с коррупцией, формирования профессиональной армии, показательного наказания тех, кто стоял у истоков войны. К сожалению, единственное, чем может похвастаться нынешняя власть — это активное манипулирование мнением общественности и умение отвлекать внимание от стратегических проблем, в частности, списывая пробелы в экономической политике на войну. В таком случае упомянутый российский киль всегда будет корректировать курс нашей страны, под какими бы флагами не плыл этот корабль.

Алексей МЕЛЬНИК, Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова:

— Возможность применения международного опыта относительно конфликта на Донбассе существенно ограничена фактором того, что этот конфликт был искусственно создан. Он с самого начала был инспирирован внешней силой, и перспективы урегулирования этого конфликта в значительной степени зависят именно от того, какую роль играет в этой истории Россия. Набор инструментов, которые могут быть использованы, является достаточно универсальным, он прописан в печально известных Минских договоренностях. Это прекращение огня, отведение враждующих сторон от линии столкновения, разоружение и дальнейший переход к политическому этапу урегулирования.

На бумаге все выглядит вроде бы достаточно хорошо, если не вникать в нюансы. Одним из таких проблемных нюансов является то, что эти договоренности дают возможность Москве трактовать по-своему их пункты. Это является свидетельством того, что такой момент был допущен сознательно и Украину заставили принять подобные условия под давлением как Москвы, так и западных партнеров. Но эти условия являются миной замедленного действия, которая была заложена во время подписания первых и вторых договоренностей.

На мой взгляд, первая ошибка, которая была допущена, — это проблема с формализацией этого конфликта как межгосударственного. Никто не объявил войны с Россией. Многие путали такую постановку вопроса с объявлением войны России. Это не так. Состояние войны с Россией должно было быть зафиксировано на национальном и международном уровне, чтобы не давать России играть роль посредника и миротворца. Наша власть должна была быть более настойчивой, чтобы зафиксировать в том числе в Минских договоренностях четкое определение, кто является теми «иностранными войсками». Нужно было записать, что речь идет именно о российских войсках.

Вторым моментом является реинкарнация пророссийских сил в Украине, в частности в лице представителей бывшей Партии регионов. Это уже сугубо внутренняя проблема Украины. К сожалению, мы имеем очень много деклараций о реформах, но реального улучшения нет. Успехов у новой власти очень мало, как в сфере борьбы с коррупцией, так и в обеспечении социальных стандартов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать