Реформаторы в роли экспроприаторов
Правительство попыталось подвести законодательную базу под изъятие квартир у гражданПоследняя волна повышения тарифов привела к тому, что теперь среднестатистический украинец должен ежемесячно платить за жилищно-коммунальные услуги почти 50 гривен. Несложно подсчитать, что общая сумма всех коммунальных платежей за год составит около 30 млрд. грн. Если взять статистику совокупных доходов населения Украины за первое полугодие и апроксимировать ее на 12 месяцев, то общий годовой доход населения составит порядка 75 млрд. грн. Учитывая, что плата семьи за коммунальные услуги не должна превышать 20% от ее совокупного дохода, получим, что жилищные субсидии должны составлять не менее 14 млрд. грн. Покрыть их в полном объеме местные бюджеты не смогут, поскольку указанная сумма соизмерима с расходной частью всех местных бюджетов.
Уже до последнего повышения тарифы достигли черты, за которой даже незначительный их рост приводит к значительному росту числа семей, претендующих на субсидии. В некоторых регионах страны число таких семей в последнее время почти удвоилось, особенно в городах. При нынешних тарифах не более 25% семей в состоянии их оплачивать самостоятельно. К тому же, если до последнего повышения тарифов семьи, которым полагались субсидии в размере 1-15 гривен (а таких нас было около 10%), предпочитали не тратить время на ее оформление, то при увеличении субсидии до 50—70 гривен обязательно ее оформят, что ляжет дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.
Сама же программа жилищных субсидий, на которую так любят ссылаться власть предержащие, содержит достаточный перечень причин для отказа в субсидии, даже если доходы семьи позволяют на нее претендовать. Никто так и не смог доходчиво объяснить, почему при расчете используется совокупный доход семьи за ПОСЛЕДНИЕ шесть месяцев при том, что субсидия назначается на ПОСЛЕДУЮЩИЕ шесть месяцев? За этот срок в наших социально-экономических условиях доходы семьи могут кардинально измениться. Почему учитывается начисленная, а не выплаченная зарплата? Ведь за непогашение долга за предыдущий период или за несвоевременное внесение текущих платежей вас могут лишить субсидии. Кроме того в субсидии вам откажут в следующих случаях: если хотя бы один из членов семьи безработный и не зарегистрирован в этом статусе в центре занятости; если семья имеет более одной квартиры, дом или автомобиль, которому не более 10 лет; если жилище сдается внаем. Не говоря уже о том, что для оформления субсидии необходимо собрать кучу справок, побегать и поунижаться перед чиновником.
Мало чем помогает и сокращение долгов по зарплате, поскольку оно имеет место только в бюджетной сфере. В целом же в народном хозяйстве долги по зарплате растут и выплачивается она крайне нерегулярно. И в этих условиях правительство хочет ввести пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг в размере 0,1% за каждый день задержки. Это приведет лишь к росту задолженности за счет начисленной пени. Интересно, что законом «Об оплате труда» компенсация за задержку выплаты зарплаты предусмотрена только в случае, если задержка составила более одного месяца. А как же быть с равенством всех субъектов права (в данном случае — правительства, работодателей и граждан) перед законом?
То же касается и долгов по зарплате. Число судебных решений о выплате задолженности скоро достигнет полумиллиона, но они не выполняются. У предприятий нет денежных средств на расчетных счетах, а арестовывать имущество и продавать его для погашения долгов никто не решается — слишком много окажется банкротов. А вот в отношении граждан правительство предлагает принять такую меру, как выселение из квартир за долги. Очевидно, кому-то кажется, что у нас мало бомжей. Изъятие же имущества граждан за долги по коммунальным платежам на основании судебных решений уже применяется вовсю, о чем свидетельствует показанный по телеканалу «Интер» 29 октября репортаж из Тернополя.
Правительство не выполняет также целый ряд законов, объясняя это «отсутствием финансовых возможностей», и в стране нет силы, способной прекратить эти нарушения. Так почему бы и населению, исходя из имеющегося прецедента, не отказаться платить за коммунальные услуги в полном объеме по причине отсутствия тех же финансовых возможностей?
Все это свидетельствует, что законопроект об усилении ответственности за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг появился вовсе не для того, чтобы, как утверждает правительство, заставить платить тех, кто это может делать. Истинная причина заключается в другом — в нынешних условиях, когда государственная собственность уже фактически распределена, единственное, что можно еще перераспределить без межклановой войны, — это квартиры граждан. Именно для этого с одной стороны создается законодательная база, а с другой — население загоняется в «долговую яму». При этом «правительство реформаторов» не боится взять на себя неблаговидную роль экспроприаторов и борцов с собственным народом. Естественно, исключительно в «интересах» самих же граждан и ради роста их «благосостояния».
Проблему неплатежей в жилищно-коммунальной сфере, конечно же, надо решать. Но не в отдельности, а в комплексе с проблемой неплатежей в экономике в целом. Любые попытки создать цивилизованный рынок в отдельно взятой отрасли или социальной сфере обречены на провал, о чем свидетельствует печальный опыт реформ в ТЭК. Выход же заключается в устранении истинных причин неплатежей. Для этого необходимо, во-первых, увеличить денежную массу до научно обоснованных объемов и, во-вторых, провести коренную реформу системы оплаты труда. Только повышение зарплаты устранит существующие диспропорции между ценами и доходами и позволит каждому работающему самостоятельно полностью оплачивать коммунальные услуги, а не выпрашивать субсидию.
Пока же, благодаря принципиальной позиции Верховной Рады, попытка приступить к лишению граждан Украины их собственного жилья провалилась. Общество может быть спокойно, но надолго ли?