РЕГИОНЫ
Донецк стал еще «региональнее»
Пока в Украине подсчитывались голоса в Верховную Раду, советы других уровней терпеливо ждали своей очереди. В Донецкой области, например, об их судьбе в эти дни почти не говорили, а тем временем некоторые партии на местном уровне потихоньку начинали движение, предварительно ссорясь друг с другом и обвиняя друг друга в фальсификациях, лишивших их определенных долей процентов.
Так, например, поступило донецкое областное представительство БЮТ, которое поведало донетчанам о фальсификациях, затеянных якобы Партией регионов. По словам главы ДОО БЮТ Владимира Скубенко, это было сделано для того, чтобы максимально уменьшить результат БЮТ на выборах в местные советы Донецкой области. В результате в большинстве районов области БЮТ получил менее 2% голосов, а что касается Донецкого областного совета, то тут результат и подавно обидный — 2,9%.
Немного недовольны результатом и представители Блока Натальи Витренко, набравшие в области 6,7%, что не мало по сравнению с результатами этой политической силы в других регионах Украины. По словам председателя ДОО ПСПУ Людмилы Каеткиной, они рассчитывали на 10%, но «из-за многочисленных фальсификаций, применения админресурса и воровства наших голосов мы и имеем такой результат», заявила она.
При этом Партия регионов в лице первого заместителя главы Донецкой областной организации Анатолия Близнюка не устает опровергать эти обвинения и даже объясняет результат БЮТ в 2,9%, как... курьезную случайность. «Дело в том, что бютовцам выпал в областной совет номер Партии регионов по Верховному Совету — 18. Поэтому многие сторонники Партии регионов попросту перепутали номера и ошибочно отметили цифру 18 и в другом бюллетене. Выходит, что тот результат, который ими получен по областному совету, получен во многом благодаря нам», — заявил Анатолий Близнюк «Дню».
В целом же разочарование других политических сил понятно: судя даже по предварительным результатам на этих выборах Партия регионов буквально «захватила область» — 73,63%. При этом столь высокий результат обеспечен «регионалам» практически в каждом городе и районе области, и можно прогнозировать, что отныне большинство местных советов региона минимум на треть будет состоять из представителей Партии регионов. Что же касается остальных всеукраинских лидеров, то им на Донетчине повезло едва ли больше, чем БЮТ: Соцпартия набрала всего 3,76% (и это еще при том, что в Мариуполе за нее проголосовал достаточно большой процент населения — за счет ММК им. Ильича), КПУ — 3,14%, а НСНУ — 1,41%.
Аналогичный результат наблюдается и в раскладе по выборам мэров городов Донецкой области. Окончательных данных в области пока нет, однако уже сейчас известно, что по 28 крупным городам региона на выборах в мэры лидирует подавляющее большинство «регионалов»: из 28 кандидатов, которые находятся в шаге от победы, представителями Партии регионов не являются только семеро.
Например, в Донецке безусловное лидерство имеет Александр Лукьянченко — действующий городской глава, выдвинутый на второй срок именно Партией регионов. На выборах в мэры шахтерской столицы он с огромным отрывом обошел всех своих соперников — за него проголосовали 66,1% донетчан, в то время как на долю его главного конкурента Александра Клименко, заместителя губернатора Донецкой области и выдвиженца от Блока Костенко-Плюща, выпало менее 10%.
Подобный расклад сложился и в г. Енакиево, где также победил действующий мэр и представитель «регионалов» Сергей Рухадзе, уже сейчас получивший 91% голосов и легко обошедший своих конкурентов из СПУ и КПУ. Предыдущему мэру доверилась и Макеевка, отдавшая 63,3% Александру Мальцеву (естественно, тоже члену ПР), а также Мариуполь — 50% за «регионала» Юрия Хотлубея, который, кстати, безоговорочно победил своего главного соперника — кандидата от СПУ Юрия Тернавского, активно поддерживаемого руководителем ММК имени Ильича Владимиром Бойко.
Немного сложнее дело обстояло в г. Краматорске, жителям которого пришлось выбирать из девяти кандидатов, причем среди них не было действующего мэра Виктора Кривошеева. Однако, как сообщила территориальная избирательная комиссия города, лидер был выявлен уже после обработки 43% голосов — им оказался снова-таки представитель ПР, директор завода «Энергомашспецсталь» Геннадий Костюков.
А вот в г. Славянске горожане вполне сознательно отвергли действующего мэра Анатолия Левита (тоже представителя ПР) и выбрали генерального директора ОАО «Славянский завод высоковольтных изоляторов» Валентина Рыбачука, представляющего Всеукраинскую партию трудящихся. Аналогичная ситуация сложилась и в г. Докучаевске, действующий мэр которого господин Самборский, с чьим именем связаны судебные иски по использованию админресурса, не смог набрать необходимого количества голосов. По предварительным данным, новым руководителем этого города стал заместитель директора ОАО «Докучаевский флюсодоломитный комбинат», выдвиженец Партии регионов Виктор Дробот.
Все эти результаты не являются для Донецкой области сколько-нибудь сенсационными. Еще задолго до выборов эксперты прогнозировали, что после 26 марта Донбасс останется «монопартийным» регионом, и единственной неожиданностью для отдельных политиков, возможно, стал лишь масштаб этой «монопартийности» — более двух третей в областной совет ПР едва ли добивалась даже в прежние времена. Но как бы там ни было, такой успех «регионалов» доказывает лишь то, что на выборах 26 марта донетчане просто подтвердили свой прежний выбор, а политики, которым они симпатизируют, ни под каким видом не захотели делиться с другими силами своей политической вотчиной.
Луганск: мэр новый — проблемы старые
Областной центр самого восточного региона страны отличился на нынешних выборах тем, что по количеству претендентов на должность городского головы Луганск уступал только украинской столице. Надо полагать, что кое-кто из ввязавшихся в борьбу за кресло градоначальника на самом деле был полон решимости изменить ситуацию в «спящем» городе — так невыразительно руководили полумиллионным Луганском последние шесть лет. За годы независимости редко какому голове доводилось спокойно доработать отведенный срок. Двоим мэрам, Алексею Данилову и Анатолию Ягоферову, депутаты городского совета выразили недоверие, и хотя впоследствии оказывалось, что свергли их незаконно, на свой пост они уже не возвращались. Авторство подобных интриг местные наблюдатели приписывали региональной элите, которая не желала видеть у руля Луганска ярких личностей, отличавшихся самостоятельностью при принятии решений. В 2002 году горожане избрали своим мэром «тёмную лошадку» — полковника областного отделения СБУ Евгения Бурлаченко, чья избирательная кампания была построена в духе «луганского Путина». Ликвидации коррупционных схем в деятельности чиновников в течение четырех лет луганчане так и не увидели, а сам мэр самоустранился от выполнения делегированных громадой полномочий — большую часть срока он находился на «больничном», ожидая наступления пенсионного возраста. Всю полноту власти в городе взяли люди опытного и изворотливого политика Анатолия Парапанова, через которого и решались основные вопросы развития города. Еще одним центром принятия решений оставалась секретарь совета Валентина Кияшко, инициировавшая введение в Луганске института районных горадминистраций с размытыми функциями, но четким финансированием. Председатели районных советов три года назад подали в суд на организаторов такого нововведения, но добились возвращения только части отведенных законом полномочий. Зато самой Кияшко удалось провести на место главы самого густонаселенного, 220-тысячного Жовтневого района Луганска своего мужа Александра…
На старте избирательной кампании решение баллотироваться на пост мэра приняли 32 человека, но ко дню голосования осталось лишь 26 претендентов. Реальных же среди них было всего три. Наибольшие шансы имел кандидат от Партии регионов 45-летний Сергей Кравченко, возглавлявший последние 8 лет Каменнобродский район Луганска и всё это время выступавший за возвращение попранных прав первичным территориальным громадам. Вторым в рейтинге предвыборных симпатий луганчан шёл глава областного комитета СДПУ(О), заместитель председателя Госкомитета Украины по энергосбережению, опытнейший хозяйственник 49-летний Александр Паршин, который известен большинству местных жителей как человек дела. Замыкал тройку лидеров мэрских предпочтений 35-летний бизнесмен, владелец газет, супермаркетов и магазинов бытовой техники Владимир Медяник. Он поставил в приоритеты своей предвыборной программы вопрос целесообразности продажи городской земли, аргументируя это тем, что передача земли в аренду, преимущественно на 49 лет, является главным источником коррупции для команды Евгения Бурлаченко. Последний даже попытался инициировать вопрос проведения в июле текущего года городского референдума по этой проблеме, надеясь на сохранение нынешней должности. Еще летом прошлого года политтехнологи мэра судорожно пытались заручиться поддержкой влиятельной политической силы, но местные социалисты, после долгих раздумий, не согласились стать опорой и трамплином для второго срока Бурлаченко. Видимо, их не устроил закулисный стиль управления городом, когда любая проблема решалась аврально и в «ручном режиме», будь-то коммунальная сфера, образование или медицина. Кощунственными выглядели предвыборные заявления действующего мэра, где он говорил о том, что не допустил в Луганске повторения алчевской коммунальной трагедии.
Все заметные фигуры луганского политикума городского масштаба в поход за депутатскими мандатами пошли, состоя в различных партиях. Кияшко, лихо исполнившая песню для Януковича на северодонецком съезде в ноябре 2004 года, записалась в Блок Литвина. Её муж пытался создать в горсовете фракцию БЮТ, но данная затея не удалась. Есть сведения, что сама Тимошенко не пожелала его видеть в рядах своих сторонников. Парапанов выторговал, как он полагал, проходное место у тех же социалистов. Многие фигуры «второго плана» перешли работать на ответственные посты в областную госадминистрацию, завалив работу по составлению списков избирателей. Как раз это обстоятельство аукнулось 26 марта, когда люди, придя на избирательные участки, не находили себя в списках. Особых нарушений в день голосования в Луганске зарегистрировано не было, хотя на 93-м участке 102 избирательного округа по решению суда отменили выборы мэра из-за несвоевременного внесения в бюллетени отметки о выбывших кандидатах.
В области, где, по предварительным данным, Партия регионов набрала чуть более 70% голосов, трудно предположить, что мэром областного центра станет сторонник какой-то иной политической силы. Несмотря на наличие у Сергея Кравченко целого ряда отрицательных качеств, чуда не произошло — он заручился поддержкой около половины от всех проголосовавших луганчан. На втором месте находится представитель блока «НЕ ТАК!» Александр Паршин, третья позиция у Медяника. Важно отметить, что в городской совет прошли представители четырех политических сил — Партии регионов (около 65% голосов), «Народной оппозиции» Витренко (не более 6%), КПУ и БЮТ (примерно по 4%).
Мэру Кравченко и депутатскому корпусу придётся решать целый ворох неотложных проблем. Благо, что шел он в градоначальники с конкретной программой деятельности. Смена основных действующих лиц в областном центре состоялась, что из этого получится — покажет самое ближайшее будущее. К основным проблемам сегодняшней ситуации стоит отнести отсутствие у нового мэра сплоченной команды (именно на эти грабли наступил четыре года назад и Бурлаченко). Вторым по актуальности идет аспект консолидации нового депутатского корпуса городского совета, где абсолютное большинство принадлежит «бело-голубым», но имеется противостояние отдельных влиятельных личностей по отношению к самому Кравченко. Остается надеяться, что преодолеть эту проблему позволит четкая партийная дисциплина регионалов, и вся энергия городских депутатов будет направлена на созидание в таком проблемном городе, как Луганск.
Житомирского мэра изберут... судьи
Новый скандал хорошенько встряхнул Житомир — в ночь на пятницу городская территориальная избирательная комиссия приняла решение о признании недействительными выборов городского мэра. Основанием послужила жалоба кандидата на эту должность, секретаря обкома СДПУ(О) Владимира Зайца, который утверждал, что по причине поздней регистрации он не имел равных условий для предвыборной борьбы по сравнению с остальными претендентами. Парадоксальность ситуации заключается в том, что затягивание произошло вследствие решения той самой городской ТИК, которая сначала отказала В. Зайцу в регистрации, и кандидату удалось отстоять свои права только через суд. В ту же ночь комиссия не успела рассмотреть жалобы действующего мэра Георгия Буравкова и члена Партии Регионов Сергея Рыжука, которые также претендовали на эту должность, но публично заявили о возможных случаях фальсификации избирательного процесса только под конец вторника, и это наводит на мысль, что они ожидали результатов голосования. Руководитель избирательного штаба Веры Шелудченко (которая является членом Народного Союза Наша Украина и, по предварительным данным, именно она победила в гонке с отрывом в 2000 голосов от ближайшего конкурента, которым стал действующий мэр) Мирослав Симайло заявил «Дню», что, по их убеждению, это решение комиссии не соответствует закону и будет обязательно обжаловано, а также, что ее команда отбрасывает любые обвинения в нечестном ведении предвыборной борьбы, которые звучали со стороны некоторых конкурентов. Т.е. в Житомире, как и в ряде других городов Украины, последнее слово в выборах может остаться за судьями.
В отличие от областного центра, в других крупных городах области крупных скандалов вокруг выборов городских мэров не было. По предварительным данным, уверенно победили самые популярные претенденты, а именно действующие мэры — в Бердичеве — Василий Мазур, в Коростене — Владимир Москаленко, в Новоград-Волынском — Николай Боровец.
В областной территориальной избирательной комиссии «Дню» сообщили, что, по данным с 25 территориальных округов (всего их 28), на выборах в областную раду уверенно лидирует Блок Юлии Тимошенко, который получил более 21% голосов, за ним идет «Наша Украина» с 19%, а Народный блок Литвина и Партия Регионов имеют почти одинаковый показатель — 11%. Если подобные пропорции сохранятся, то с одной стороны БЮТ и «НУ» имеют шансы в сумме получить количество мандатов, достаточное для образования двухсторонней коалиции. Но, учитывая далеко не безоблачные отношения между областными лидерами этих политсил Олегом Антиповым и Павлом Жебровским, события могут развиваться по совсем другому сценарию. Собственно, ситуация очень похожа на происходящую с оранжевой коалицией и во всеукраинском (то есть, парламентском) масштабе.
Хмельницкий остался «без голоса»
На главной площади Хмельницкого продолжают голодовку активисты «Поры-ПРП». Требуют, чтобы результаты выборов в областную раду были признаны недействительными. Мол, из процесса голосования «выпало» 197 тысяч избирателей Хмельницкого.
Чрезвычайное происшествие произошло 26 марта. На избирательных участках Хмельницкого выдавали вместо четырех бюллетеней только один — для голосования за кандидатов в парламентарии. Потому что из 15 членов территориальной избирательной комиссии остались здоровыми только семь. Остальных «скосили» какие-то неизвестные болячки. Однако причина их возникновения понятна: постановление апелляционного суда о том, чтобы снять с регистрации кандидата на должность городского головы, действующего мэра Николая Приступу. За использование админресурса.
Перспективы с кандидатами в депутаты городского совета и на должность городского головы более-менее понятные: будут новые выборы. Что же касается волеизъявления Хмельницкого в отношении состава областного совета, то здесь — вопрос. «Выборы считаются несостоявшимися, если в них не участвовали 25% избирательных участков», — ссылается на правовой акт заместитель председателя областной избирательной комиссии Алим Поробок. У его оппонентов — другие аргументы. Главный: нельзя оставить без внимания то, что 197 тысяч граждан лишили права голоса.
Те, кто причастен к этому, небось, не предвидели все самые печальные последствия своих шагов. Теперь никто точно не знает, как будут разворачиваться события. Если избиратели Хмельницкого не вернут свое законное право голосовать за кандидатов в депутаты областного совета, то это будет одна расстановка политических сил. Если же вернут, то это уже будет другая расстановка. И, если вернут, то когда же будет созвана первая сессия нового областного совета?..
Основной вопрос философии городской жизни — кто виноват и что делать? Председатель областной организации «Батьківшини» Александр Буджерак, комментируя для «Дня» эту неожиданную ситуацию, заявил: «Виноват тот, кто подал в суд на Приступу, и сам Приступа. Потому что территориальная комиссия трижды обращалась к городской власти, сообщала о массовой «болезни» в своих рядах».
Подсчитано, что на дополнительные выборы в Хмельницком нужно будет израсходовать по меньшей мере 5 миллионов гривен. Местные наблюдатели обращают внимание на тот факт, что из бюджета города на ремонт школ за год расходуют 280 тысяч гривен. Мол, сравните эти расходы. «Прейскурант» морального ущерба, нанесенного 197 тысячам избирателей, еще не составляли.
Выпуск газеты №:
№54, (2006)Section
Подробности