Реинтеграция оккупированных территорий
10 важных шагов от общественности
На шестом году российской агрессии окончательная формула деоккупации Крыма так и не выкристаллизовалась. Россия отказывается поднимать тему Крыма, настаивая, что это вопрос закрыт. Но так однозначно не считает официальный Киев.
Какие следующие шаги по деоккупации и реинтеграции Крыма видит украинская власть и общественность?
Экс-министр иностранных дел, а ныне вице-премьер по евроинтеграции Вадим Пристайко отмечает, что в Минских договоренностях не говорится о том, что Крым снимается с повестки дня или переносится на потом.
Он считает, что качественным сдвигом должно стать основание отдельного Крымского международного форума.
«И пусть сначала без России. Мы потом заставим ее сесть за стол переговоров», — говорит Пристайко.
МИД призывает международных партнеров и неправительственные организации обсудить эффективность политики непризнания оккупации Россией Крыма и пересмотреть ее. Она — неэффективна, если экономика России кастет, и она продолжает совершать грубые нарушения международного права.
ПЛАКАТ НИКИТЫ ТИТОВА
У КРЫМЧАН НЕТ ВРЕМЕНИ
Власть предержащие и эксперты на нынешнем форуме по случаю годовщины оккупации полуострова были единодушны — международной политики в непризнании аннексии Россией полуострова недостаточно для эффективной его деоккупации.
Представители стран-партнеров Украины и международных организаций в своих выступлениях на Крымском форуме констатировали незаконность попытки аннексии Крыма и декларировали, что никогда не будут признавать Крым за Россией.
И.о. заместителя председателя дипломатической миссии США в Украине Джозеф ПЕННИНГТОН назвал деоккупацию полуострова вопросом стратегического терпения. Он призвал Украину документировать нарушения прав человека в Крыму.
Но времени у крымских татар нет, говорит лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рефат ЧУБАРОВ. Его отнимает Россия, развернув свою политику вытеснения украинцев и крымских татар с полуострова и в то же время незаконно перемещая своих граждан, рассказывает он. Политик назвал «пустым местом» принятые международными организациями решения относительно России. Ведь у них нет действенных инструментов, которые бы заставили Россию выполнить эти решения. Чубаров подчеркивает важность комплекса всех возможных мероприятий и механизмов с тем, чтобы заставить Россию прекратить нарушать международное право.
«Никто не сомневается, что полуостров вернется в Украину. Но каким тогда он будет? Правило консенсуса ОБСЕ, или принцип вето Совбеза ООН, нивелируют все решения организации. Почему не вводится эмбарго на энергоносители? Нужно пойти на какие-то экономические потери за счет своих стран, чтобы российская агрессия не расширанялась дальше. Крымские татары ищут способы поведения, чтобы побудить международные организации искать инструменты, как выполнить ими же принятые решения и как заставить Россию вернуться в границы международного права. Именно поэтому мы организуем мирный Марш достоинства против насилия и оккупации полуострова. Он состоится 3 мая на одном из КПВВ между Херсонщиной и Крымом. Мы идем пешей шествием в Крым, к себе домой, и призываем представителей международных организаций и других стран присоединиться к шествию», — призывал Рефат Чубаров.
В стратегии деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий главной задачей должна быть защита прав человека и связь Украины с оккупированными территориями. В этом единодушны теперь как общественные организации, так и власть.
«Я глубоко убеждена, что победа в этой войне на нашей стороне. Нам в этом помогут права человека, человеческое достоинство и ценность человеческой жизни. Агрессия РФ против нас — это прежде всего война ценностей. Обычные граждане должны иметь доступ к разнообразным административным услугам от Украины и все возможные связи с государством. Потому что, как показывает опыт разных стран, где произошли вооруженные конфликты, изоляция людей не будет способствовать освобождению оккупированных территорий», — говорит председатель Крымской правозащитной группы Ольга СКРИПНИК.
«Главное, чтобы за красивыми дефинициями мы не забывали о людях. 2,5 миллионы граждан, которые проживали до оккупации в Крыму, стали заложниками имперских амбиций России. Поэтому мы должны понимать, что реинтеграция — это люди, и предпринимать соответствующие действия для их поддержки. Сегодня парламент готов проголосовать за изменение процедуры получения свидетельств о рождении и смерти, происшедших на территории Крыма. Любой человек, который хочет получить паспорт Украины, должен пройти максимально простую, понятную и открытую процедуру», — добавляет председатель парламентского комитета по правам человека Дмитрий ЛУБИНЕЦ.
В конце февраля 18 общественных организаций представили Дорожную карту для Верховной Рады, которая поможет преодолевать последствия российско-украинской войны. В документ вошли следующие 10 первоочередных шагов.
САНКЦИИ
Парламенту предлагают внедрить последовательную и эффективную санкционную политику для причастных к политически мотивированным незаконным преследованиям граждан Украины.
Сейчас санкции самой Украины — неэффективны и не могут добиться цели — создавать токсичные условия для нарушителей прав человека и международного права. На этом настаивают также Мониторинговая группа Института Черноморских стратегических исследований, «Майдан иностранных дел» и интернет-издания BlackSeaNews, которые в феврале обнародовали общий анализ. Назвав многочисленные недостатки и ошибки в санкционных списках, авторы исследования отмечают, что логика формирования украинских списков непрозрачна и непрофессиональна.
Так, к примеру, по реквизитам ООО «Газпром трансгаз Махачкала», которое подпала под американские санкции в сентябре 2016 года, к украинскому списку в мае 2018-го прибавлена ООО «Кизилюст». Такого предприятия не существует. Также в мае 2018 года Украина включила в список лишь московский филиал ЧАО «Газпром нефть», тогда как США и ЕС ввели санкции в сентябре 2014 года против всего предприятия. Теперь в списке — 26 предприятий, которые уже раньше ликвидировали. А в марте 2019 года из украинских списков из 1 278 юридических лиц исчезли восемь.
Авторы Дорожной карты подчеркивают необходимость упорядочить и усилить государственную политику в санкционной сфере, учитывая рекомендации слушаний в парламентском комитете по вопросам прав человека на тему «Усовершенствование государственной политики в сфере применения санкций к лицам, причастным к политически мотивированным незаконным преследованиям гражданам Украины». Это мероприятие состоялось 21 ноября 2018 года. 18 марта Кабмин должен отчитаться во время парламентских слушаний о Крыме, как он выполнил эти рекомендации.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
От Верховной Рады также ждут возобновления права на социальную защиту для жителей оккупированных территорий, прежде всего обеспечить для них получение пенсий.
Сейчас почти 700 тысяч пенсионеров из Донецкой и Луганской областей, которые до войны получали пенсию, остаются без нее. Из-за этого в Украине образовался долг, который постоянно растет.
Существенные преграды в оформлении пенсионных выплат препятствуют и для ВПЛ из Крыма, включая незаконную практику Пенсионного фонда в передаче России персональных данных крымчан.
Правозащитные организации просят создать эффективный механизм, который позволит людям, которые остались жить на оккупированных территориях или переместились оттуда, получать свою пенсию.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
На шестом году российско-украинской войны Уголовный кодекс не предусматривает ответственность за преступления против человечества, а положения о военных преступлениях не в полной мере отвечают требованиям международного права.
Этому удивляется журналист Станислав АСЕЕВ. Он напоминает, что незаконные вооруженные формирования ежедневно пытают украинцев.
«Боевики не считаются с полом, возрастом пленных и не разграничивают их в своих местах несвободы. С людьми делают все, что приходит в их больное воображение. Это классические военные преступники, которые причастны к рыткам, унижению человеческого достоинства и к сексуальному насилию над женщинами и мужчинами. Людей могли забить ногами, заставить лаять, как собак, а в это время в соседней камере кто-то мог петь гимн так называемой ДНР или «Расцветали яблони и груши», — говорит освобожденный из плена в декабре прошлого года журналист.
Кроме того, украинские правозащитники причисляют к международным преступлениям России, в частности, призыв крымчан в российскую армию, перемещение их в любые местам дислокации в России и за рубежом, транспортировку в Россию осужденных граждан Украины, изменение демографического состава населения Крыма и принудительное гражданство.
Парламент просят гармонизовать национальное уголовное законодательство с международным, приняв законопроект №2689. Данный документ вносит изменения в Уголовный кодекс и предоставляет возможности следователям и судьям должным образом преследовать людей, которые совершили самые тяжкие преступления, по международному праву, — преступления против человечества, военные преступления, геноцид и преступление агрессии.
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА РАЗРУШЕННОЕ ЖИЛЬЕ
Также от власти ждут справедливой компенсации за разрушенное или поврежденное во время войны жилье. Правозащитники называют неэффективным и дискриминационным «Порядок предоставления и определения размера пособия пострадавшим от чрезвычайных ситуаций». Ведь он не распространяется на ВПЛ и украинцев, имущество которых — на неподконтрольных Украине территориях.
Пострадавшие пытаются взыскать компенсацию с Государственного бюджета через суд. Однако на сегодняшний день нет ни одного решения суда о возмещении, которое бы вступило в силу. Такие дела накапливаются в Верховном Суде, который уже три года как их не рассматривает.
Координатор сети общественных приемных Украинского Хельсинского союза по правам человека Наталия КОЗАРЕНКО указывает также на разное поведение судей во время рассмотрения таких дел. Единого алгоритма, как рассматривать такие дела, нет. Судьи боятся принимать решения в интересах пострадавших. Часто они также переводят на пострадавших судебный сбор.
«Один суд требовал от пострадавшей стороны предоставить справку о том, какое именно формирование обстреляло дом. Другой — справку о том, кто проводил оценку имущества, хотя это не предусмотрено законодательством. Судьи не знают, как правильно себя вести в таких делах», — рассказала правозащитница.
Эксперты отмечают, что такая компенсация должна проходить по прозрачной доступной внесудебной процедуре. Она должна быть предусмотрена отдельным специальным законом, который отвечает всем критериям легитимных ожиданий в защите имущественных прав. В то же время важно усовершенствовать механизм выплат компенсаций за разрушенное или поврежденное жилье в результате вооруженной агрессии РФ, предусмотренный правительственным постановлением.
ПОДДЕРЖКА ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ И ИХ РОДНЫХ
В Украине до сих пор нет комплексного закона, который гарантировал бы государственную поддержку гражданам, незаконно преследуемым по политическим и религиозным мотивам на оккупированных территориях, а также в России.
По данным правозащитных организаций, РФ незаконно удерживает по меньшей мере 89 граждан Украины в оккупированном Крыму и на своей территории и по меньшей мере 125 человек, военных и гражданских, — на контролируемых ею оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.
Эксперты отмечают, что такой документ должен четко определять все категории лиц, незаконно удерживаемых в пределах вооруженного конфликта, виды помощи и установить прозрачную независимую процедуру принятия решения о предоставлении им государственной помощи.
Такой текст в прошлом году разработали совместно органы государственной власти, представители неправительственного сектора, военнопленные, гражданские, заложники и политзаключенные.
По словам представителя Президента в Автономной Республике Крым Антона КОРИНЕВИЧА, текст законопроекта лежит на согласовании в Офисе президента. Данныц документ теперь устраивает все заинтересованные стороны. Представитель президента надеется, что документ зарегистрируют в Верховной Раде в ближайшее время.
ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ
Парламент также просят решить на законодательном уровне проблемы доступа к правосудию, которые возникли из-за оккупации, и урегулировать вопрос возвращения осуджених Украиной граждан из мест несвободы на оккупированных территориях или принудительно перемещенных в Россию.
Из-за временной оккупации встали проблемы досудебного расследования, судебного следствия, исполнения приговоров в отношении подозреваемых, обвиняемых, материалы уголовных производств которых остались на оккупированных территориях.
РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ
Среди других шагов Дорожной карты — внедрение административной (внесудебной) процедуры регистрации фактов рождения и смерти на оккупированных территориях. Действующая процедура через суд хотя и упрощена, но все равно остается сложной.
Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» предусматривает внесудебную процедуру, однако пока ее до сих пор нет. Для жителей оккупированного Крыма такая возможность отсутствует вообще. Поэтому всего 37% детей, рожденных в Донецкой и Луганской областях, и 13,5% детей, рожденных в Крыму и Севастополе, после начала оккупации этих территорий имеют свидетельства о рождении украинского образца.
Заместитель главы Минветеранов Алексей ИЛЬЯШЕНКО утверждает, что сейчас продолжаются дискуссии с Министерством юстиции относительно упрощения процедуры. Он надеется, что в конце конгцов ее внедрят.
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «КРЫМ»
Уже шесть лет экспертное сообщество в Украине требует от власти отменить закон «О создании свободной экономической зоны «Крым»...» (СЭЗ Крым) и принять новый с соблюдением стандартов прав человека.
Действующий закон о СЭЗ признал крымчане нерезидентами. Это привело к дискриминации их в банковской сфере. Также они не могут вывезти на подконтрольную Украине территории свое имущество, потому что украинские таможенники начисляют им за эту пошлину.
«Доходит до парадоксальных вещей, когда люди, которых преследовали на полуострове за проукраинскую позицию, не могли забрать личные вещи — микроволновку, мебель или книги, потому что их не было в списке разрешенных предметов. Крымчане из-за данного закона не могут оформить себе кредиты», — говорит председатель Центра прав человека ZMINA Татьяна ПЕЧЕНЧИК.
Глава комитета по правам человека Дмитрий Лубинец говорит, что его комитет создал рабочую группу, которая «максимально быстро будет нарабатывать изменения в законодательство».
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ
Также общественные организации подчеркивают необходимость внедрения комплексного подхода к социальной защите и реабилитации гражданских, которые пострадали в этой войне.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, по состоянию на 15 мая 2019 года, за более чем пять лет вооруженного конфликта на Востоке Украины, ранены более чем 9 000 и погибли 3 354 гражданских лиц. Однако до сих пор на государственном уровне не внедрен комплексный подход к обеспечению реабилитации, выплаты компенсации, предоставления необходимой безоплатной психологической помощи и социальной поддержки пострвадавшим.
Одним из элементов этого комплексного подхода эксперты называют доработку и принятие законопроекта №1115 «О статусе и социальной защите гражданских лиц, пострадавших в результате вооруженного конфликта на территории Украины».
РАТИФИКАЦИЯ РИМСКОГО УСТАВА
Десятым шагом, который должен сделать Верховная Рада, 18 общественных организаций определили членство Украины в Международном уголовном суде (МУС). Оно, по их убеждению, позволит усилить возможность национальной системы расследовать и привлекать к ответственности лиц, совершавших самые тяжкие международные преступления во время конфликта в Крыму и на востоке, а Украина получит привилегии государства — участницы МУС.
К ним относится право участия в отборе судей и прокуроров, формулировать приоритеты и стратегию дальнейшей работы суда, рекомендовать ситуации к рассмотрению в разных странах Офисом прокурора МУС.
Выпуск газеты №:
№45, (2020)Section
Подробности