Реинтеграция: социологический интерфейс
«Объединять страну нужно новыми смыслами и стратегией будущего, а не просто разговорами про мир», — эксперт12 декабря Верховная Рада продлила действие закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» по 31 декабря 2020 года включительно. Таким образом создала люфт для выработки законопроектов по реинтеграции временно оккупированных территорий. Параллельно эксперты из Национальной платформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» начали тур по регионам Украины, чтобы обсудить с местными громадами эффективную модель реинтеграции и обеспечения национального единства внутри страны. Иными словами, определить пути урегулирования конфликта на Донбассе, привлекая общественность к поиску определенных компромиссов. И Винниччина стала первой областью, где прошло экспертное обсуждение. Именно этот регион принял 12 тысяч вынужденно перемещенных лиц, которые довольно успешно интегрировались в местную громаду и теперь не выделяют себя в особую группу.
Изучая успешные кейсы Винниччини, представители Национальной платформы отмечали, что обязательной составляющей безопасной реинтеграции должна стать политика национального единства и социальной сплоченности, чтобы деокупация не обернулась «потерей большого на пути возвращения малого». Со своей стороны винницкий актив напоминал о предохранителях и «красных линиях», подчеркивая, что двигаться наугад к реинтеграции нельзя. Должна быть объединительная стратегия для всей страны. Ведь сейчас важно не только вернуть Донбасс и Крым, а объединять всю страну благодаря новым смыслам, отмечал председатель Института социальных исследований и политического анализа, преподаватель Донецкого национального университета им. В. Стуса, политолог Владимир КИПЕНЬ. Несколько месяцев назад он совместно с коллегой Сергеем Бондаренко провел исследование «Особенности коммуникации с жителями временно оккупированных территорий (оценка и поиск новых моделей)», по заказу Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины. Полученные выводы далеки от оптимизма, который демонстрирует нынешняя власть.
«ТЕМА МИРА НА ДОНБАССЕ ОСТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ КОНТРАВЕРСИОННЫХ»
— Никто не говорит о том, что реинтеграция не нужна. Но процесс этот довольно контраверсионный и противоречивый. А все поторму, что Украина чем дальше, тем больше движется не в направлении национального единства, а в направлении дезинтеграции, разъединения, — подчеркивает Владимир Кипень. — И связано это с несколькими вещами. Одна из ключевых — это отсутствие у политического класса консолидирующей приемлемой обществом стратегии развития страны. Отсутствие того, что можно назвать объединительным «проектом Украины». Если ранее Порошенко и его политическая сила предлагали такой проект как национально-консервативно-проевропейский, то сейчас он практически отброшен. И хотя меньшая часть общества все еще поддерживает эту линию, вместе с тем более 70% людей проголосовали за новый проект. Но что он представляет, какую Украину строит новая власть? Никто не знает! Даже известные украинские эксперты пожимают плечами, слишком много взаимопротиворечивых действий. Поэтому множатся риски и дезинтеграционные вещи, где-то уже проявленные, а где-то еще латентные и малозаметные.
И вот именно тема мира на Донбассе остается одной из самых контраверсионных, потому что она до сих пор не определяет, в чем должно быть национальное единство относительно мира. Запрос высокий, но содержание очень разное. И значительная часть общественного актива категорически не принимает ту повестку дня, которую предлагает нынешняя власть. Это колебание между «изменой» и «победой» ни к чему хорошему не приведет. Более того, если говорить о реинтеграции оккупированных территорий, то исследование нашего института зафиксировали не сближение в ориентациях большинства населения так называемых Л-ДНР с ориентациями всей Украины, а наоборот, углубление расхождений. Это результат многих факторов, в частности, и недооценки коммуникационной составляющей политики деокупации относительно населения за линией разграничения. И исходя из состояния настроений людей (я не говорю уже о псевдовласти, боевиках) ориентироваться на реинтеграцию в более-менее ближайшей перспективе также не приходится. Поэтому намерения обеспечить диалог, который бы дал какую-то консолидированную позицию перспективного плана относительно мирного обеспечения реинтеграции, это достаточно благородное намерение. Но объективных оснований для его успешной реализации на сегодняшний день пока не существует.
«УКРАИНСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРОИГРЫВАЕТ РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ МАШИНЕ»
— Почему? Что вам удалось выяснить во время исследований?
— Получили важные данные относительно состояния массового сознания населения временно оккупированных территорий. Использовали три основных метода сбора информации — экспертный опрос, фокусные группы и глубинные индивидуальные интервью. Из экспертов опрашивали общественных активистов, журналистов, ученых, большинство из них выходцы из Донецкого региона, которые находятся в статусе внутренне перемещенных лиц. В целом, это 26 человек. Также в пределах исследования было проведено две фокус-групповых дискуссии в Покровске и Мариуполе из числа ВПЛ Донецкой области и людьми, проживающими за линией разграничения. Особо ценными стали 10 глубинных индивидуальных интервью с жителями Донецка, постоянно там проживающими. Кстати, такие интервью проведены впервые на оккупированной незаконными вооруженными формированиями территории. До сих пор в практике исследований украинскими социологами такого не было. Это делает исследование более релевантным.
В итоге мы выяснили, что за последние 5 лет оккупации число людей на этих территориях, которые положительно относятся к Украине, уменьшилось и продолжает уменьшаться. По довольно единодушным оценкам и экспертов, и переселенцев из линии разграничения, и проинтервьюироованных жителей Донецка имеющаяся украинская модель коммуникации с населением оккупированных территорий серьезно проигрывает российской пропагандистской машине и коллаборационистским СМИ псевдореспублик.
«У ЖИТЕЛЕЙ ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФОРМИРУЮТ ОЩУЩЕНИЕ, БУДТО УКРАИНА — ЭТО «СТРАНА-НЕУДАЧНИК»
— То есть жители ОРДЛО не просто отделены от Украины информационно, но и отдаляются смыслово?
— И это результат провальной информационной политики, которая сейчас несет угрозу национальной безопасности Украины в информационной сфере. Имею в виду подрыв Российской Федерацией и контролируемыми ею сепаратистскими группировками восприятия целостности и ценности Украины как независимого государства, его органов управления. У жителей временно оккупированных территорий формируют ощущение, будто Украина — это «страна-неудачник». Хотя большинство опрошенных экспертов считают, что информационную политику относительно жителей оккупированных территорий необходимо строить вокруг понимания, что они являются гражданами Украины, и нужно делать все, чтобы вернуть их в Украину и обеспечивать их права, как и всех граждан.
На основе ответов мы выделили разные группы людей по их отношению к Украине. Их величину оценивали по-разному. Мы зафиксировали значительное расхождение в отношении к Украине среди выходцев из Донбасса, которые живут на мирной территории, и тех, кто проживает в Донецке в данный момент. По суждениям участников фокусных групп, приблизительно 60% — это люди с антиукраинскими взглядами (они выступают «За Украину союзную с Россией», «За ДНР как независимое государство» и «За Россию, в составе которой Донбасс»). Почти 30% — это люди, которые или за Украину, или за Украину с Донбассом на особых условиях. Остальные — где-то 10% — им безразлично, какая власть, или не определились с собственными идеологическими предпочтениями.
Среди опрошенных жителей Донецкая оценка наличия и численности разноориентированных групп обусловлена их собственными политическими позициями относительно Украины и кругом личного общения. Те, кто относит себя к группам, которые хотят видеть Донбасс в России или как «независимую республику», утверждают, что таких взглядов придерживаются от 75 до 60% всех жителей. Остальные это безразличные нейтралы. Они также или отрицают наличие проукраинских ориентированных групп, или говорят, что таких — не более 10%.
Проукраински ориентированные представители Донецка совсем по-другому оценивают принадлежность своих сограждан к тем или иным группам. Они считают, что группы «За Донбасс в Украине с особым статусом» и «За единую Украину» составляют на неподконтрольных территориях 25-40%. Где-то 40% за вхождение в Россию и до трети — это те, кто не определился, кто воспримет любую власть. Те, кто занимал нейтральную позицию, утверждали, что такого мнения придерживаются от 50 до 80% людей, а остальные в основном хотят в Россию.
Опрошенные жители Донецка заметно более критически оценивают долю проукраински ориентированных жителей ОРДЛО и больший процент отдают антиукраинским группам по сравнению с оценками большинства экспертов. Если сгруппировать, то люди, которые занимают антиукраинскую позицию в Донецке, составляют приблизительно от 40 до 50%. Люди, которые рассматривают вариант возвращения в состав Украины на разных условиях, — от 20 до 30%. Остальные — 30—40% — не имеют четко определенных позиций и готовы подстроиться к любым условиям или власти.
«У ЛЮДЕЙ ПО ОБЕ СОТОРОНЫ ФРОНТА СУЩЕСТВУЕТ ЗАПРОС НА ИНФОРМАЦИЮ ИЗ УКРАИНЫ»
— Так получается, что фактически каждый третий-четвертый житель Донецка имеет проукраинские взгляды и хочет вернуть Донбасс в Украину.
— Более того, вопреки доминирующему контролю РФ и «ДНР» над информационным пространством оккупированных территорий и «серой» зоны, у людей по обе стороны линии фронта существует запрос на информацию из Украины. Но они ищут тот контент, который успокоил бы их страхи и опасения. Среди наиболее острых тем, волнующих жителей оккупированных территорий, вопрос прекращения огня, язык, религия, трактовка истории, отношения между Украиной и РФ, «навязывание» неприсущих для Донбасса ценностей и идей. Среди востребованных — это в основном бытовая тематика (получение пенсий, оформление документов, предоставление помощи и тому подобное), потом развитие экономики и политической сферы, демонстрация заботы государства о людях, которые находятся под оккупацией. Отдельно выделяются такие темы, как развенчивание пророссийских и российских мифов, определение четкого общего будущего Украины и Донбасса. И собственно, на это должна быть направлена информационная политики государства, потому что неучет интересов целевых групп может привести к негативным последствиям — от непонимания сути и содержания государственной политики до ее дальнейшего отторжения. Потерять эти 30% нельзя.
— Кстати, газету «День» доставляют в прифронтовые районы вместе с хлебом. Этой деятельностью занимается волонтер Анна Домбровская. И все еще за благотворительные взносы. Неужели государство не понимает, что поступление, обеспечение украинского контента в «серые» и оккупированные территории, — это вопрос номер один?
— На сегодняшний день, к сожалению, проукраинские жители Донбасса имеют лишь относительно свободный доступ к социальным сетям. Украинского радио и телевидения там практически не существует. Государство давно должно было бы существенно усилить передачу украинских ТВ и радиоканалов за линией разграничения. Даже если для этого нет технических возможностей, можно сместить внимание на использование всех возможностей неформальных каналов передачи информации — от социальных сетей до общественных активистов, работников украинских заведений и личного общения чиновников с жителями. «День» нашел выход и, думаю, жители прифронтовых территорий благодарны за украинскую содержательную газету.
«НЫНЕШНИЕ ДИАЛОГИ НАПОМИНАЮТ МОНОЛОГИ МЕЖДУ «ГЛУХИМИ» И «СЛЕПЫМИ»
— По результатам исследований вы выработали рекомендации для профильного министерства? О чем в них идет речь?
— Прежде чем внедрять реинтеграцию оккупированных территорий, нужно выработать стратегии информационной интеграции Донецкой и Луганской областей, наладить информационно- коммуникационную политику по отношению к населению за линией разграничения, привлекая широкий круг заинтересованных. Не хочу никого оскорбить, но нынешние диалоги за мир и безопасную реинтеграцию напоминают монологи между «глухими» и «слепыми». Объединять страну нужно на новых смыслах стратегии будущего, причем ориентироваться следует на разные сегменты жителей.
Если говорить о жителях Донбасса, то это два направления. Первый — это информационно- психологическая поддержка людей, которые рассматривают Украину как свое государство и рассматривают Донбасс как часть Украины на особых условиях. Второй — дискредитация идей «русского мира» и действий РФ, формирование сомнений и недоверия к представителям так называемых ЛДНР и Российской Федерации. В целом, для Украины следует создать карту национальных нарративов и использовать ее по всем информационным направлениям. Основная задача — сформировать единое наполнение информационного поля управляемыми смыслами в формах и значениях. Это серьезная работа, но никто не говорил, что бороться с российской «машиной» будет легко.
Выпуск газеты №:
№234, (2019)Section
Подробности