Перейти к основному содержанию

Религия и церковь в украинском мире

29 августа, 19:14
IV ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ УКРАИНЦЕВ НАЧАЛСЯ С ОБЩЕЙ МОЛИТВЫ, КОТОРУЮ ПРОИЗНЕСЛИ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ, ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ МЕФОДИЙ И ЕПИСКОП — ПОМОЩНИК ВЕРХОВНОГО АРХИЕПИСКОПА УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДИОНИСИЙ / ФОТО УКРИНФОРМ

Президент Всемирного конгресса украинцев Аскольд Лозинский, выступая на Всемирном форуме украинцев резко осудил политическую деятельность УПЦ Московского патриархата: «В независимой Украине эта структура вмешивается в избирательные политические процессы, призывает к восстановлению Союза, открыто позорит другие украинские церкви. А украинская власть оставляет ей в наследство самые большие наши сокровища, такие как Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, помогла этой пророссийской церкви в создании ее структуры и даже отмечает ее иерархов государственными наградами... Я не выступаю против РПЦ или УПЦ МП, которая является украинской только по названию. Я выступаю против политической деятельности этого представителя Москвы на территории Украины, деятельности, от которой страдают УПЦ Киевского Патриархата, УАПЦ и УГКЦ. Так иерархи УПЦ (МП) постоянно призывают Президента Украины, народных депутатов и правительство игнорировать Киевский патриархат. А завершая свое выступление президент ВКУ сказал: «Пусть будет так, чтобы в Украине церковь действительно занималась спасением душ и славила Бога в пользу нашего государства».

Во время подготовки IV Форума украинцев религиозным вопросам было уделено большое внимание. Так в разделе «Религия и Церковь в украинском мире» рабочих материалов Форума дана сжатая характеристика современных особенностей религиозной жизни в стране: высокий авторитет религиозных объединений, рост сети конфессий, омоложение и высокий образовательный уровень верующих, увеличение количества религиозных организаций, которые принимают участие в разрешении общественных проблем и др. Составлен также солидный список нерешенных и больных проблем, связанных с религией. Это, в первую очередь, архисложная задача создания и утверждения Украинской православной поместной церкви (УППЦ), «вечная» проблема Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», который необходимо радикально изменять или менять; все растущая политизация религиозно-церковной жизни, которая усиливается с каждыми выборами и др. Прибавим к этому списку еще один важный пункт — почти полное отсутствие связей между православием в Украине и за границей (примером здесь могут служить протестантские церкви). Хотя несмотря на все наши церковные неблагополучия, несовершенное законодательство и воинствующую конфессиональную заангажированность многих влиятельных государственных деятелей, вопреки даже тому, что украинские церкви фактически неподсудны (какой бы криминал не произошел в церковной среде), международные эксперты и рейтинги в общем оценивают религиозную ситуацию в Украине положительно.

В пределах IV Всемирного форума украинцев работала секция «Религия и церковь в украинском мире», которая собрала светских и духовных гостей из-за границы, украинских ученых и политиков. На секции обсуждались такие глобальные вопросы, как роль религиозных общин в консолидации мирового украинства; перспективы утверждения УППЦ; издание и популяризация (дома и за границей) трудов украинских духовных деятелей и ученых мира и др. Во время заседания секции известные ученые Института философии НАН Украины, в частности, Михаил Бабий, Анатолий Колодный, Людмила Филипович и др., выразили свое видение ситуации, анализировали современное состояние религиозности страны. Перечень наиболее важных проблем дал профессор Колодный:

1. Высокий уровень политизации церквей, который вредит как церквям, так и политике.

2. Украина сегодня не входит в мировое религиозное пространство и не имеет возможности принимать участие в межконфессиональных и межрелигиозных мировых мероприятиях, где обсуждаются и решаются общезначимые церковно-социальные вопросы. И это при том, что мы имеем на своей территории крупнейшую православную общину мира.

3. Еще одна проблема — филиал Русской православной церкви в Украине, которая за последние годы прочно укоренилась на нашей земле, что привело к многим сложным коллизиям — как церковным, так и светским.

4. Не только УПЦ (МП) не чувствует себя принадлежащей стране, на земле которой она живет. Такая позиция свойственна и некоторым другим церквям в Украине, которые имеют свои центры и интересы в других местах мира.

5. Сложной и очень важной является задача сохранения Киево- Печерской лавры для Украины. Здесь речь идет не только о тех разрушениях, к которым привело «хозяйствование» УПЦ МП в лавре. Есть и другая опасность: в случае передачи лавры в собственность УПЦ МП она может попасть в руки Московской патриархии на законном основании — получив ставропигийный статус (прямое подчинение Московскому патриарху). То же касается и Почаевской лавры.

6. Еще один общественно важный вопрос связан с единодушным желанием церквей войти в школьный учебный процесс для преподавания таких предметов, как Христианская этика или Теология, которая иногда идет против положений Конституции Украины.

7. Большой проблемой является и такой фактор — в окружении Президента Украины остались люди, которые руководили церковными делами во времена предыдущего президента, были «людьми» Медведчука.

Профессор Людмила Филипович обратила внимание присутствующих на тот факт, что сегодня в религиозных вопросах не Украина должна помогать диаспоре, а наоборот — мы должны воспользоваться уникальным опытом диаспоры, опытом выживания украинской церкви, украинской церковности во враждебной или просто равнодушной среде. Ведь именно вокруг церкви концентрируется вся гражданская жизнь диаспоры, и именно благодаря церкви в диаспорных общинах была сохранена украинскость. Этот опыт должен стать примером для Украины. Заслуживает уважения также труд, жертвенность и патриотизм приходских священников диаспоры. Это новый тип священнического служения до сих пор остается почти чужим отечественному православию. Заслуживает нашего внимания и тот факт, что диаспорные христианские церкви имеют позитивный опыт общения с другими христианскими конфессиями, принимают участие в общерелигиозной жизни страны пребывания.

Очень информативными были выступления гостей Украины — делегатов Конгресса. Так, о. Степан Угрий, священник УГКЦ в Казахстане (родом из Дрогобыча), рассказал об опыте своей работы и об истории Греко-католической церкви в Казахстане — церкви осужденных и ссыльных украинских людей, репрессированных прихожан и репрессированных священников. В самых страшных условиях эти украинцы поддерживали огонек церковной жизни, молились в «часовнях»-землянках, где по очереди служили греко-католические и католические священники: правили службы, проводили подпольную катехизацию, отпускали грехи, венчали. Многих людей именно это спасло от физической и духовной гибели.

О. Евстратий Зоря (УПЦ КП) коснулся утверждения Украинской поместной православной церкви, что является, по его мнению, острой общественной проблемой. И к тому же — очень сложной, ведь Россия задействовала все возможные инструменты для того, чтобы не допустить реализации идеи УППЦ. Между тем как общество, так и власть Украины до сих пор не пришли к пониманию того, что без УППЦ не может быть действительной независимости Украины. В этом и состоит главная наша трагедия. Потому что, как сказал когда-то патриарх Мстислав: «Прежде всего мы сами себя должны признать автокефалами, а уже потом нас признают также другие». Это хорошо понимает и Константинопольская кафедра, которая постоянно и внимательно следит за состоянием нашей «готовности». Ведь вопрос УППЦ выходит далеко за пределы Украины — он является проблемой мирового православия. И не все 14 Поместных православных церквей находятся сегодня на стороне Константинопольского патриархата по этом делу.

Ярослав Соколик из Торонто сказал очень важную вещь: «Церковь — это наша идентичность!» Сегодня в Канаде живет где-то 1300000 украинцев, среди которых нет разделения на христианские конфессии, вероисповедания — признаком принадлежности к церкви является украинскость. Пан Соколик доложил, что все канадские верующие ждут признания УПЦ Вселенским православием и что после этого они присоединятся к Украинской церкви. (В этом позволим себе усомниться. — К.Г .)

Митрополит Адриан (УПЦ КП) рассказал об опыте работы в России (Ногинск под Москвой), где он имеет несколько украинских приходов. В целом сегодня в Москве проживает более 1 млн. украинцев и при этом там нет ни одного храма или хотя бы часовни Украинской церкви. По случаю владыка напомнил, что гетман Иван Мазепа когда-то на собственные средства построил в Москве восемь церквей. Все они сейчас находятся в пользовании РПЦ и их абсолютно невозможно вернуть украинской общине. Так же невозможно построить новую церковь для украинцев. Нет в Москве даже двора УПЦ Московского патриархата — «чтобы, находясь в Москве, было где помолиться митрополиту Владимиру»; хотя там функционируют дворы едва ли не всех автокефальных церквей мира — но только не украинские. (Это, среди прочего, еще раз свидетельствует, что Москва отнюдь не считает УПЦ действительно самоуправляемой церковью, как это любят повторять ее представители.) А что касается раскола украинского православия, то владыка Адриан обвиняет в нем, в первую очередь, и исключительно епископов УПЦ МП — «изменников-янычар», которые предали свой народ и свою веру.

О жизни украинцев-христиан в Москве рассказал также Валерий Симоненко: о гонении на украинских православных в Ногинске и о фактически подпольной — несмотря на то, что их зарегистрировали — церковной жизни греко-католиков. Сначала они ходили на службы Божьи в католические храмы, но власть нажала на католиков и те были вынуждены отказать украинцам в духовной помощи. Вообще говоря, все украинцы Москвы полностью лишены возможностей духовно-церковной жизни.

Украинский форум привлек большое внимание некоторых промосковских и московских СМИ, в частности, главы Православных братств Украины одессита господина Каурова. Он позволил себе публично назвать Всемирный форум украинцев «сборищем самозванцев», а выступление господина Лозинского — «беспардонным вмешательством иностранца во внутренние дела суверенного государства. Мы не позволим раскольникам, униатам, бандеровцам и американо-украинцам заткнуть рот православным!» Кауров слезно призывает премьер-министра Виктора Януковича объявить «гражданина США Аскольда Лозинского нежелательным лицом в Украине — за публичное оскорбление верующих Московского патриархата». В этом Кауров не одинок. Может, это случайное совпадение высказываний, но управляющий делами УПЦ (МП) архиепископ Переяслав- Хмельницкий Митрофан (Юрчук) почти слово в слово повторил слова одесского «Цицерона»: «Сегодня на так называемом конгрессе в Киеве, руководят униаты, раскольники и бандеро-мазепинцы (?), которые восстали против Святой Матери церкви». Не эти ли слова владыка Митрофан собирался торжественно объявить украинцам мира с трибуны Форума? Будем считать, что объявил.

Господин Кауров и архиепископ Митрофан поют в большом промосковском хоре. Так на сайте «Правая.ru» в материале «Преодоление «украинства» господин Смолин пишет, критикуя политику Кремля: «... А что сделано у нас, чтобы повернуть к единству то, что было оторвано от нас в помутнении Перестройки? Где сеть радиостанций, которые вещают на «Украйну» и «Беларусь» днем и ночью, рассказывая им о том, что Россия опять стремится собирать воедино всю Русь? Где журналы, газеты, книги, интернет-порталы, которые бы стали альтернативой той лицемерной кампании, которая называется «украинизацией»? Неоднократно слышишь от наших политиков, что России недостает человеческих ресурсов; и это в то время, когда пятьдесят миллионов русских людей находятся на территории Великой России в каких-то там искусственных «государственных» образованиях — в «Украйни», «Беларуси», «Казахстане»... Если мы готовы расходовать столько сил и средств для того, чтобы сохранить Чечню и другие федеральные субъекты в составе РФ, то почему мы не обращаем почти никакого внимания на русские земли государств «Украйны» и «Беларуси», «Казахстана»?» Не правда ли — очень выразительно, господа?

P.S. IV Форум украинцев неожиданно осветил одну незначительную, но весьма интересную черту нашей церковной жизни. Ведь оказалось, что высокое духовенство УПЦ МП и наиболее активная часть этой церкви — православные братства очень чувствительны к тому, как относятся к ним власти Украины (власти государства, которого они не хотят признавать). Потому что когда представителей УПЦ МП не пригласили на торжественный прием гостей, которых они так беспардонно обижают, они вдруг страстно захотели «ласки царской» — не смогли сдержать своего недовольства и обиды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать