Революция достоинства в контексте цивилизационных устремлений Украины

События, которые происходили с нашим обществом на рубеже 2013/14 годов и происходят сегодня, имеют судьбоносное значение для Украины и украинцев. Это действительно, как было сказано в названии фильма о Евромайдане, была «Зима, которая нас изменила». И хорошо, что эти изменения идут в направлении прощания страны со своим советским и постколониальным прошлым, наконец преодолена неопределенность двувекторности развития страны, проявлена европейская идентичность украинства большой Украины как базовая и, самое главное, движение активно идет в направлении общей Европы. Ведь любая национальная модель предусматривает идентичность, место в общемировых процессах и собственную цивилизационную миссию, — справедливо отмечает исследовательница Елена Юрчук. Именно эти компоненты определяют отношение к себе и позиционирование среди других наций.
♦ Конечно, среди современных украинских аналитиков возникают обоснованные дискуссии относительно самой квалификации событий, связанных с Евромайданом. Высказываются сомнения, можно ли их считать действительно революцией, ведь коренного изменения формы собственности, системы базовых отношений в обществе, правящего режима и элиты не произошло. Очевидно, этот вопрос еще нуждается в серьезном научном исследовании. Однако с полным правом можно утверждать, что в сфере массового сознания и морально-этических принципов жизни украинского общества произошли действительно революционные изменения. «Досить, зрозумійте, нас дістало» — один из лозунгов Евромайдана и лейтмотив активности граждан, проговариваемый, в частности, на многих вечах того времени, указывают на действительно серьезный поворот в массовом сознании украинских граждан, которым вконец надоело жить в коррумпированном, антиправовом государстве, где права человека в их общецивилизационном измерении не имели никакого значения. Восстание народа против произвола власти, за свои человеческие права после разгона студенческого Евромайдана почти сразу окрестили Революцией достоинства. Уже на первых вече Евромайдана лейтмотивом народного сопротивления стала идея национального и личностного достоинства украинцев.
Наконец, как утверждает Анна Коженевска-Бигун, переводчица книг Марии Матиос «Нація» и «Солодка Даруся» на польский язык, самое человеческое — это потребность свободы и чувство безопасности, право на счастье и свободный выбор. Герои нации/ «Нації» больше всего хотят сохранить достоинство. А «достоинство не имеет национальности, как ни имеет ее кровь».
♦ Один из известных современных деятелей украинской диаспоры Аскольд Лозинский так описывал события, свидетелем которых он был во время киевского Евромайдана: «В действительности, как выяснилось, эта революция за человеческое и национальное достоинство. Это слово повторялось снова и снова. Вероятно, что для разных слоев украинского общества и, возможно, даже индивидуума это означает что-то свое. Достоинство — это значит жить, как европеец. Это значит — избавиться от российского угнетения. Для кое-кого это может даже означать — не быть представленным в глазах мира бывшим осужденным. Слова «Зека геть!» часто звучат по всему Майдану. Но, самое главное, это о национальной гордости. Место митингов, как весь город Киев, покрыто сине-желтыми украинскими флагами. Почти каждое выступление заканчивается словами «Слава Україні!» с ответом аудитории «Героям Слава!» три раза».
Если обратиться к «Википедии», достоинством обозначается качество человеческой личности, которое отличает ее от всех других живых существ. «Достоинство — это понятие морального сознания, которое выражает представление о ценности каждого человека как моральной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Понятие достоинства употребляется в законодательстве многочисленных стран и в международном праве». Философский словарь утверждает, что понятием «достоинство» «выражается представление о самой ценности человеческой личности, ее моральное равенство со всеми другими. Понимание Д. зависит от социальных условий, от господствующей в данную эпоху идеологии. Как форма проявления социальной и моральной свободы понятие Д. включает в себя право человека на уважение, признание его прав и одновременно предусматривает осознание им своей обязанности и ответственности перед обществом. Д. выполняет важную регулятивную функцию: в любой ситуации человек должен вести себя так, чтобы не потерять собственного Д.».
♦ Понятие достоинства включено в базовые документы существования Украины и в международные соглашения. Например, в Гражданском кодексе Украины есть статьи, посвященные защите чести и достоинства гражданина, в частности ст. 201 декларирует, что достоинство признано личным неимущественным благом. Декларируется и право на уважение и неприкосновенность достоинства и чести физических лиц. Честь и достоинство каждый имеет право защищать в суде и требовать возмещения в случае доказанности, что достоинству и чести гражданина был нанесен моральный ущерб.
В стране действуют и международные конвенции по защите человеческой чести и достоинства, ратифицированные государством. «Достоинство является одним из ключевых понятий Конституции Украины (ст. 3, 21, 28, 41, 68, 105). В ней, в частности, признано достоинство одной из «высших социальных ценностей» в Украине (ст. 3), задекларировано, что «все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах» (ст. 21) и что «каждый имеет право на уважение его достоинства» (ст. 28)».
♦ Национальное достоинство является производным понятием от понятия личностного достоинства. Следовательно, украинская Еврореволюция может с полным правом квалифицироваться как Революция достоинства нации и ее граждан, ведь именно в ходе этого эпохального для украинской истории события выдвигались следующие лозунги:
• никто не имеет права посягать на свободу и достоинство личности, бандиты не будут бить нас и наших детей;
• мы не быдло, имеем право жить свободно на своей земле;
• украинцы имеют человеческое достоинство, мы не будем больше терпеть бандюков при власти, нацией должны руководить лучшие ее представители, а не криминалитет во главе с «Семьей»; в дальнейшем именно Евромайдан выдвинул требование люстрации чиновников как способ коренного уничтожения коррупционных схем в государстве;
• украинцы — отдельный народ и способны сами навести порядок в своем государстве, нам не нужно вмешательство России;
• Украина не Россия, мы сами сделаем выбор, украинцы выбирают свободу, а не тоталитаризм, мы выбираем Европу и т. п.
Определенность в цивилизационном выборе украинцев подтвердили и выборы президента Украины. Символичным стал тот факт, что именно Петр Порошенко готовил еще при правлении Януковича пакет евроинтеграционных документов и мероприятий. Поэтому не только прогнозируемым, но и ожидаемым было заявление П.Порошенко в инаугурационной речи об окончательном и безальтернативном возвращении Украины в общий дом — Европу.
♦ Все выше приведенные требования свидетельствуют об акте сознания, который состоялся если и не с целым сообществом, то, по крайней мере, с доминирующим большинством его представителей.
Не трудно заметить, что достоинство человека определяется системой ценностей, которые он исповедует. Наконец, одна из классических формул философии утверждает, что человек в значительной мере является той системой ценностей, которые он признает и которых придерживается. Ценности являются и основой как взаимопонимания людей, так и недоразумений между ними. Очевидно, это утверждение объясняет и конфликтные ситуации в конкретном социуме. Одной из задач украинской революции достоинства, безусловно, является и выработка общеукраинского диалога как способа понимания между Востоком и Западом страны, так активно и целенаправленно разъединяемых в предыдущие годы некоторыми политическими силами как внутри страны, так и извне.
Для эффективного протекания процесса объединения Запада и Востока Украины целесообразным и необходимым является создание серьезной теоретической и практической базы для налаживания диалога. Преодоление внутренне украинских противоречий, сохранение целостности Украины сегодня без преувеличения стоит рассматривать как предмет национального самоуважения и одно из принципиальных условий становления национального достоинства украинского сообщества.
♦ Как известно, нет ничего более практического, чем хорошая теория. Именно аналитика позволит обнаружить реальные на сегодняшний день точки сближения в ценностных ориентациях населения западных и восточных регионов страны и самые большие несовпадения, следовательно, возможные причины конфронтации и конфликта. В современном мире ценностные ориентации и установки сообществ формируются рациональным способом и сознательной работой соответствующих общественных институтов (школы, церкви, вуза, СМИ и тому подобное, начиная с детсада). Когда сознательное формирование новых ценностей, например, украинской государственности, «пробуксовует», старые колониальные ценности «советские» мифологизируются, частично обновляются и заполняют нишу в мировоззренческих установках части населения страны, как это мы и наблюдаем на примере восточных регионов Украины. Неэффективная работа украинского государства по распространению альтернативных идеологий на этих территориях привела к целому ряду конфликтов, которые сегодня маскируются под просоветскими (пророссийскими, когда современная РФ воспринимается как эманация СССР) устремлениями Востока и нежеланием жить в единой Украине.
♦ Сегодня стало очевидным, что система ценностей Запада и Востока Украины изменяется быстро и радикально, проявляя тенденцию к сближению или расхождению в следующих пунктах:
• ценностью для всех жителей страны становится безопасность собственная и семьи;
• опять выходит на первый план, как в 1990-х, проблема выживания;
• утилитарные ценности доминируют на Востоке, зато духовно-патриотические — на Западе Украины, расхождение значительное, следовательно, провоцирует недоразумения и взаимообвинения в нежелании услышать друг друга;
• язык как ценность остается поводом для конфликта и имеет значение для определенных сил в обществе, поэтому он не может быть центральным объединительным пунктом работы. На сегодняшний день язык — это раздражающий фактор, который стоит «погрузить» в систему ценностных приоритетов, а не выделять его;
• украинский патриотизм стал реальной ценностью для Запада и Центра страны, однако, не для Востока; таким образом, сегодня это разъединяющий фактор. Хотя ситуация, которая реально сложилась в ходе войны на Востоке, терроризм и бандитизм достаточно быстро изменяют настроения части сепаратистски настроенного или же нейтрального населения проблемных регионов. Стоит оценить, каковы реальные механизмы «патриотизации» в проукраинском движении Востока;
• ценности самореализации являются значимыми для людей как Запада, так и Востока Украины;
• моральные ценности, в частности и особенно ценность человеческого достоинства и свободы приобретают сегодня особое значение для украинцев и тому подобное.
Патриотизм как утверждение собственного национального достоинства приобрел в современной Украине особое значение. Именно патриотизм стал реальным практическим выражением той революции сознания, которую пережило украинство в период Еврореволюции. Массовый подъем национального сознания, который проявился, в первую очередь, в активном желании защищать с оружием в руках свою страну, засвидетельствовал фактическое продолжение революции достоинства, простимулированной зимним в 2014 году Евромайданом, переход ее в другую стадию, а именно — действенного патриотизма.
Под действенным патриотизмом имеем в виду активную деятельность гражданина, направленную на утверждение жизнеспособности своего государства, Родины. Эта идея не является современным изобретением. Сегодня она только получает «второе дыхание». Идея действенного патриотизма имманентно присуща украинской интеллектуальной традиции, например, творчеству ряда украинских деятелей начала ХХ века. В программе «Братства Тарасівців» говорится: «Мы должны отдать все свои силы на то, чтобы освободить свою нацию от того угнетения, в котором она ныне находится, и дать ради пользы людей еще одну свободную духом единицу».
♦ В философской притче «Кара» (одном из последних произведений Ивана Липы) писатель высказывает такое мнение об украинцах: «Народ, который в незапамятные, в неизвестные века мог занять такую плодородную землю, может, самую богатую в мире, этот народ чего-то достоин, потому что не святое небо сие ему подарило, а было завоевано в жестокой борьбе, смелостью, единодушием... Каждый народ — это овощ своей земли. Какова сила земли, такова и сила народа. Народ, который за один век вдвое умножается, народ, который старательно взращивает в своих недрах гениальность, который бережет ее стихийно в своей сокровищнице до подходящего времени, — этот народ когда-то станет главой мира». Предметом национального достоинства современных украинцев, без сомнения, должна стать задача воплощения в жизнь этих надежд великих предшественников.
Выпуск газеты №:
№198, (2014)Section
Подробности