Риски борьбы с отмыванием «грязных» денег
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020928/4176-4-2_0.jpg)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ
К сожалению, принятие Закона о борьбе с отмыванием «грязных» денег не было самостоятельной инициативой Украины. Мы оказались перед необходимостью согласовать свои принципы с уже существующим международным стандартом. Олицетворением этих стандартов является созданная в 1989 году специальная организация — FATF (Financial Action Task Force). Целью деятельности этой более чем влиятельной международной организации является борьба с отмыванием преступных доходов, ежегодный объем которых, по ее собственным подсчетам, составляет около 1,5 трлн. долларов. Разработанные FATF «Сорок рекомендаций» по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, были согласованы и утверждены представителями 29 государств и 2-х региональных организаций.
Основными критериями борьбы с отмыванием «грязных денег» являются контроль за сомнительными финансовыми операциями при невмешательстве налоговых ведомств и полной независимости государственных органов, отвечающих за финансовый мониторинг, от кого и чего бы то ни было внутри страны.
Согласно сложившейся практике, войти в «черный» список FATF значительно легче, чем покинуть его. Это подтвердил и опыт Украины, угодившей туда в сентябре 2001 года. На выход же государства из «черного» списка требуется около двух лет. В случае выведения страны из «черного» списка FATF мониторинг финопераций продолжается. Его механизм реализуется двумя путями: каждое государство обязано ежегодно делать самостоятельный анализ соответствия своего финансового сектора «Сорока рекомендациям» и предоставлять его результаты в штаб-квартиру FATF. Кроме этого, в выборочном порядке в отдельные страны направляются группы независимых экспертов (нерезидентов контролируемой страны) для независимой оценки. На данный момент в «черный» список FATF входит 16 стан, в том числе Украина и Россия. В июне текущего года из него были исключены Венгерская Республика, Государство Израиль, Ливанская Республика, Сент Китс и Невис.
Здесь вполне уместно напомнить о том, что заставило такое независимое государство, как Израиль, и такое удаленное, как Сент Китс, в свое время сделать все возможное для выхода из черного списка FATF: о санкциях.
Они могут быть применены по отношению к Украине еще в текущем году, и рассчитывать на очередное и последующее перенесение срока их введения не стоит. В любом случае, «лоб» украинской экономики может не выдержать экспериментов с подобными «граблями». Между прочим, «грабли» уже, так сказать, занесены — в виде очередного отложения парламентом рассмотрения законопроекта «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Живописать возможные последствия применения санкций м ожно просто изучив статью 21-ю «Сорока рекомендаций» FATF, которая гласит: «Финансовые институты будут вынуждены отнестись с особой тщательностью к деловым отношениям, а также к операциям с физическими и юридическими лицами — включая общества и финансовые институты, — являющимися резидентами стран, которые мало считаются с требованиями настоящих рекомендаций». Тут подразумевается возможность закрытия корреспондентских счетов украинских банков за рубежом, снижение рейтинга страны, значительное осложнение внешнеэкономической деятельности. А если учесть, что это может произойти в период заключения основной массы годовых импортно-экспортных контрактов и накануне выхода правительства на внешние рынки заимствований, то в перспективе начинает вырисовываться не только снижение эффективности экономики, но и окончательный бюджетный кризис и увеличение темпов девальвации национальной единицы.
РИСКИ ПОДГОТОВКИ К БОРЬБЕ: ЗАТЯГИВАНИЕ И «НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ»
Увлеченное перетягивание «одеяла» узкокорпоративных экономических интересов и стремление удовлетворить те или иные властные амбиции могут привести либо к затягиванию принятия закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», либо к внесению в него положений, снижающих общую эффективность документа. Такие маневры вряд ли останутся вне ведения FATF и вряд ли будут позитивно восприняты, что, в свою очередь, практически неизбежно приведет к применению против Украины международных экономических санкций. Риск этого значителен, но складывается впечатление, что парламентарии готовы принять эти риски или попросту не осознают их.
Принятый 4 июля в первом чтении первоначальный вариант законопроекта был признан экспертами ЕС соответствующим международным стандартам. Но за время подготовки законопроекта ко второму чтению в финансовый комитет поступило более 1040 предложений и замечаний к нему как от парламентариев, так и от потенциальных субъектов финансового мониторинга и госорганов. Реализация идеи борьбы с отмыванием денежных средств в Украине имеет свои особенности, и поэтому ряд замечаний был учтен, но предложения продолжают поступать. Кроме этого, законопроект требует существенной доработки с тем, чтобы его положения были приведены в соответствие с Конвенцией об отмывании, поиску, аресту и конфискации доходов, полученных преступным путем, к которой присоединилась Украина.
С учетом этого, детально проанализировать и учесть все предложения, зачастую взаимоисключающие, практически невозможно. И даже с принятием части из них возникает риск, что суть законопроекта со временем может отклониться от международных стандартов. Такие попытки излишней детализации или изобретения очередного «украинского велосипеда» ведут к затягиванию процесса принятия закона со всеми вытекающими последствиями.
Не преуменьшая важности борьбы с уклонением от уплаты налогов, необходимо осознавать, что FATF борется с отмыванием средств, полученных от торговли оружием, мошенничества с финансовыми ресурсами, наркобизнеса и проституции, а не за наполнение бюджета той или иной страны.
Включение в законопроект положений, предусматривающих мероприятия, направленные на борьбу с уклонением от налогообложения, сделает его механизм неэффективным в Украине и, опять-таки, может спровоцировать введение санкций.
Неспособность такого Закона решить поставленную задачу может показать хотя бы следующий вариант развития ситуации. Например, число клиентов банков, которые по той или иной причине не стремятся к увеличению поступлений на счета Казначейства, значительно превосходит число имеющих банковские счета наркодельцов. В случае, если задачей Закона все же будет определена борьба за доходы бюджета, и те и другие прибегнут к техническим приемам ухода от мониторинга путем расщепления сумм, разброса их по направлениям и источникам, переименования операций, объединения законных и незаконных операций и т.д. Таким образом, при фактически неизменном числе иголок объем стога сена вырастет в несколько раз. Борьба с отмыванием «грязных» денег превратится в борьбу за увеличение штата борющихся и, в лучшем случае, увеличит число зафиксированных фактов уклонения от налогообложения.
Кроме этого, необходимо давать себе отчет о том, каким колоссальным ресурсом влияния может оказаться финансовая разведка в том случае, если в спешке будет принят проект Закона с «национальными особенностями», в частности, в вопросе уровня независимости госоргана финансового мониторинга. Данное условие является принципиально важным, поскольку от этого во многом будет зависеть уровень доверия общества к разворачивающейся борьбе и к ее возможным результатам.
Поэтому Закон не должен предполагать, что значительная операция уже по определению сомнительна. Да, в Законе должен быть предусмотрен механизм контроля за значительными операциями с наличностью, поскольку при наличии в Украине развитой системы электронных платежей такие операции вызывают удивление. Могут так же вызвать вопросы некоторые безналичные операции, перечень которых приведен в проекте Закона. Но, вместе с тем, независимость органа финансового мониторинга должна стать гарантом выполнения правила «не навреди». С этим связан еще один важный вопрос: каким образом компенсировать ущерб в случае нанесения его субъекту финансового мониторинга? В частности, Закон предполагает, что данные финансовой разведке будут добровольно предоставляться кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховыми и лизинговыми компаниями, некредитными финорганизациями, осуществляющими перевод денежных средств, ломбардами. Причиненный ущерб может составить десятки миллионов гривен. Но можно предположить, что идея резервирования в госбюджете значительного объема средств для компенсации этих потерь также станет причиной острейшей дискуссии.
Все эти риски существуют на фоне острейшего эндшпиля. Заседание FATF, на котором будут измерены и взвешены достижения Украины, состоится 6 октября.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
На самом деле, обществу и парламенту необходимо осознать, что принятие Закона о борьбе с «грязными» деньгами необходимо, в первую очередь, самой Украине. Это единственно возможный путь к дальнейшему развитию отношений со странами Европы и всего мира. Но в силу привычки данный Закон рассматривается многими как шанс получить в свое распоряжение орудие, способное быстро решать практически любые задачи в корпоративном секторе.
Наряду с этим, в финансовых кругах стран-основателей FATF формируется мнение о том, что возможным решением в сложившейся ситуации с Украиной является введение санкций.
Основанием для этого является затягивание процесса принятия Закона и не совсем ясные его перспективы. Такая неясность нервирует западных финансистов и усугубляет положение Украины.
Не стоит переоценивать «вес» Украины для мирового экономического сообщества. В свою очередь, необходимо давать себе отчет о важности развития дальнейших экономических отношений нашей страны с остальным миром. Украинская экономика составляет порядка 0,05% от мирового ВВП и объем отечественных товаров и услуг, реализуемых на внешних рынках, не превышает 0,3% от совокупного объема экспорта. При этом по отношению к ВВП страны экспорт составляет более 55%.
С учетом возможности применения к Украине экспортоограничивающих санкций «стоимость» вопроса принятия нашей страной международных стандартов в сфере борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, возрастает до уровня национальной безопасности. Тем более, что можно с уверенностью утверждать — западные страны не станут подстраиваться под украинские реалии.
На фоне снижения темпов роста мировой экономики и ухудшения конъюнктуры внешних рынков для Украины с ее открытой экономикой усугубление условий ведения внешнеэкономической деятельности может стать толчком к переходу отечественной экономики в рецессию. Вместе с тем, принятие искаженного и малоэффективного закона — не менее очевидный путь к санкциям. Поэтому конструктивная настроенность всех заинтересованных сил может стать единственным решением поставленной задачи.
Выпуск газеты №:
№176, (2002)Section
Подробности