Рок, судьба или просто жизнь?
Александр ОМЕЛЬЧЕНКО, мэр г. Киева:
— Это случилось в Афганистане. Идеологическая машина работала на полную мощь. В 1987 году мы все считали, что выполняем свой интернациональный долг. В Кабуле служил советником. Только прибыв на место, понял, что картина была совершенно не та, о которой нам говорили. У войны страшное лицо, я не только видел смерть, но и сам несколько раз находился на волосок от нее. Именно тогда произошел целый переворот в моем отношении к самой жизни. Сколько судеб сломала война! Тысячи молодых парней остались навеки лежать в чужой земле. А те, кто выжил, получили незаживающие шрамы на сердце. В Афгане пошатнулись мои атеистические убеждения. Считаю, что молитвы матери и жены помогли выжить в самых экстремальных условиях. Луч надежды появился в августе 1988 года. Тогда впервые вывели часть наших войск. Мне трудно передать словами свое состояние в марте 1989 года, когда ликование перемешивалось с болью и горечью утрат, — «советский ограниченный контингент» полностью покинул кровавую землю Афганистана. За ошибки политиков мы расплатились ужасной ценой. Тот кошмар никогда не должен повториться!
Дмитрий ТАБАЧНИК, народный депутат Украины:
— Июль 1994 года считаю переломным в своей жизни. Слаженная работа нашей команды привела к победе на президентских выборах Леонида Кучму. Вот тогда я из ученого превратился в профессионального политика. Почувствовал огромную степень ответственности за свои действия. Здесь нельзя допускать ошибки. Любой просчет может повлечь за собой целую цепь действий, задевающих разные сферы и судьбы людей.
Наталья ВИТРЕНКО, председатель фракции Прогрессивной социалистической партии Украины:
— Мою жизнь перевернула «Программа экономических реформ» Валютного фонда. Я работала в Совете по изучению производительных сил при АН Украины, изучала опыт проведения реформ в мире. Доклад ученых из Гарвардского университета, переданный руховцем Александром Савченко, заставил заняться политикой. А это, в свою очередь, привело к «расколу» в моей семье. Мы с мужем долгие годы были единомышленниками. Он — секретарь комитета комсомола, а я — его заместитель. Но постепенно пропасть между нами выросла. После моего доклада (в 1991 году на конференции «Приватизация и социальный выбор» в Академии наук) он занял противоположную моей точку зрения. Я и сейчас считаю губительной для нас предложенную схему МВФ. Опубликовала несколько статей на эту тему. Меня заметил политбомонд, а с мужем мы разошлись по всем вопросам.
Анатолий МАТВИЕНКО, председатель фракции Народно-демократической партии Украины:
— Мы долгие годы жили как зомби: в замкнутом пространстве, мире иллюзий, в окружении зеркал, отражающих лишь маленькую часть нашей тогдашней серости. После 1985 года на свет стала пробиваться правда об истории страны. Я помню то потрясение, которое испытал, когда в начале 90-х побывал на Соловках. Тот шок нельзя забыть. Первые ГУЛАГи придумал Сталин. Фашисты лишь развили его идею лагерей. Заниматься политикой меня заставляет искреннее убеждение, что завоевания демократии нельзя потерять, и тем более возвращаться к старым временам.
Виктор МЕДВЕЧУК, заместитель председателя Верховной Рады Украины:
— Пока все идет программировано: школа, университет, работа, общественная деятельность. Я считаю себя хорошим профессионалом-юристом. Возглавляю Союз адвокатов Украины. Витком в моей биографии стало решение заняться политикой. Я понял, что без влияния на законодательную власть нельзя ожидать положительных изменений в реформировании нашего общества. Перед партией социал-демократов (объединенных), которую я возглавляю, тоже масса вопросов, требующих решения. В этом году нам предстоит сдать экзамен на политическую состоятельность — президентские выборы.
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Выпуск газеты №:
№20, (1999)Section
Подробности