Перейти к основному содержанию

Рожденная быть единой

Сегодня Украина отмечает День Сборности — 94-ю годовщину воссоединения украинских земель
22 января, 10:18
Живая цепь на мосте Патона. Киев, 22 января 2013 г. / Фото Николая Тимченко / "День"

Акт Злуки 22 января 1919 года, которым Украинская Народная Республика и Западноукраинская Народная Республика провозгласили государственное единство, показал неожиданную для многих силу притяжения к объединению частей одного народа. И когда — не во время мира и процветания, а во время войны с преобладающими силами врагов по всему периметру украинских границ.

До того в одно, собственное и родное для себя государство, эти две части одного народа входили свыше семи веков назад — во времена обороны Дмитрием, воеводой Данила Галицкого, Киева от монголо-татар в 1240 году. А потом...

При царизме и в советские времена это «потом» многими историками подавалось как пустота. Главным образом, из-за скупости отечественных источников и отсутствия возможности (а чаще — желания) изучать иностранные. Хотя зная, какого качества книги изготовлялись в Киеве в 14 веке, ясно, что в пустоте такие книги не делают (взять тот же Киевский Псалтырь 1397 г.)

Послемонгольская история Киевского и Волынского княжеств (не говоря о Переяславском, Глуховском княжестве или Поросье) незаслуженно замалчивалась. Галицко-Волынское государство постигла бы та же судьба, если бы не множество сохранившихся иностранных источников. Поэтому его просто не было возможности умолчать.

Действительно, Киевское и Волынское княжества, которые связывали историю княжеской и казацкой Украины, и зависели от Орды (с 1240-х до 1320-х гг.). Но в Средневековье было маловато государств, которые более длительное время находились исключительно в роли сюзерена.

Чрезвычайно ценным для формирования нынешней Украины (и незаслуженно умалчиваемым) был опыт автономного существования Киевского княжества (пусть и вассального относительно Великого княжества Литовского) до 1471 года. А еще же было общее пребывание Востока и Запада Украины в составе Речи Посполитой.

Когда историки пропускали 300 лет между Запорожской Сечью и Киевской Русью — наступало упрощение, которое не давало возможности объяснить содержание Украины.

Между тем, для жителя Левобережья XIII — середины XVIII

столетий поехать во Львов было почти так же привычно, как и сегодня. И наоборот. К примеру.

Как сообщает посол папы Римского Плано Карпини, киевляне уже через 5 лет после монголо-татарского нашествия считали своими князьями Данила Галицкого и его брата Василька, а жители территорий от Волыни до Киева почитали посланника этих князей. Уже через пять лет после нашествия в Киеве был тысяцкий, то есть управитель города, а также другие знатные люди и епископы. Галицко-волынские князья Данила и Василько давали учту в Киеве в честь посла. В самом городе в то время находились многочисленные купцы из итальянских городов: Венеции, Генуи, Пизы. Это свидетельствует о достаточно быстром восстановлении города и торговли. В приблизительно 1276 году около р. Окунивки киевский князь и отряд из Луцка разгромили монголо-татар.

Несмотря на века иностранных влияний, искусственного вытравливания национального духа захватчиками, украинцы Запада и Востока Украины не переставали считать себя одним народом. Еще Богдан Хмельницкий во время освободительных войн 1648—1957 годов сказал, что его цель — освобождение всех земель «доки мова руського люду сягає». Тогда это было до Люблина.

Нужно сказать, случай мощного тяготения между Востоком и Западом Украины — один из достаточно уникальных в мировой истории. Высадившись в Америке, англичане, валлийцы и шотландцы, общаясь через океан, уже через пару поколений перестали считать себя британцами.

Вероятно, нам посодействовала географическая близость. Хотя, прожив так же рядом всего лишь 45 лет в разных немецких государствах, восточные и западные немцы до сих пор не могут привыкнуть друг к другу. Зато украинцы, которые с глубокого Средневековья не жили в действительно своем государстве, не имели сколько-нибудь целостного собственного экономического, политического, информационного пространства, через семь веков объявили о воссоединении. И не во время мира и процветания, а в бурные военные годы.

А все потому, что Украина как государство и народ «хорошо скроено».

Существуют мощные исторические аргументы за целостность и единство Украины.

Во-первых, Украина имеет уникальную для Европы преемственность исторического единства. Уже, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет, как Украина представляет собой целостный территориальный организм. Все ранние государственные образования на территории Украины практически укладывались в пределы современных границ Украины. В этом вопросе из современных европейских народов с Украиной может соревноваться разве что Греция.

Большая Скифия, первое государство на украинских землях, по данным Геродота имела размер квадрата со сторонами в 700 километров и основой в виде побережья Черного и Азовского морей, практически укладываясь в современную территорию Украины. То же касается следующих протогосударственных образований — Малой Скифии, антского союза племен, из которого выросли поляны, как писал летописец, «иже зовомые Русь».

Мощный антский племенной союз IV—VII веков нашей эры охватывал почти всю территорию Украины, практически укладываясь в пределы современных границ Украины. Анты — непосредственный предшественник Киевской Руси. Большинство украинских историков следом за Михайлом Грушевским считают взаимодействие славян, поздних скифов и сарматов в пределах антского союза племен этнической основой украинского этноса.

В-третьих, существует элементарный факт: Русь — это полная территория современных Киевской, Житомирской, Черниговской областей и частей Полтавской, Сумской, Черкасской и Винницкой областей. Русью в VIII—XVII веках называлась исключительно Центральная Украина, а с XII века и по XX — еще и Западная. Все другие подконтрольные Киеву земли (Полоцк, Новгород, Суздаль и тому подобное) не считались Русью. Соответственно, их население не считалось русинами. Эта простая истина умалчивалась во времена Российской империи и СССР, и была разрешена лишь в узких научных кругах. Хотя она подтверждается сотнями летописных упоминаний. Советская пропаганда находила из этой ситуации смешной выход, который сам по себе о многом свидетельствовал: издавала летописи «в сказаниях».

Хотя, сейчас кое-где появляются несостоятельные аргументы, что, мол, былины Киевского цикла сохраненные на севере России, занесены туда наемниками киевских князей, а в Украине таких произведений нет, следовательно, в Украине связь со временами Киевской Руси перервалась.

Такое можно городить лишь не зная украинского фольклора, с его Кириллом Кожумякой, «Змиевыми валами», песнями о князьях Мстиславе, Берладнике и тому подобных. Не говоря о трезубе, гривне (а не о монгольской деньге-таньге) и тому подобном.

Показательно, что великих Киевских и первого Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича в летописях называют «самодержцем всей Руси», в то время как, скажем, о суздальском князе Андрее Боголюбском в этой же летописи сообщается, что он «хотел быть самовладцем всей Суздальской земли».

Русский историк Ключевский не без основания считал суздальского князя Андрея Боголюбского первым собственно русским князем: «С Андреем Боголюбским (вторая половина ХІІ в.) великоросс впервые вышел на историческую арену».

Итак, какое отношение к истории древнего Киева и всего Киевского наследия может иметь «великоросс», до того, как он «вышел на арену»?

Не менее весомы аргументы этнического характера «за» единство Украины. Восточная, с одной стороны, и Центральная и Западная Украина, с другой стороны, отличаются лишь тем, что Центральная и Западная Украина составляли «ядро» Киевской Руси, а Восточная и Южная Украина колонизирована относительно недавно. Однако «секрет» гомогенности Украины заключается в том, что и Восточная и Южная Украина колонизированы преимущественно выходцами из той таки, в первую очередь, Центральной, а также, в значительной мере и из Западной Украины.

И Восточная и Южная Украина своей историей прочно привязаны к остальным частям государства. Донбасс начали присоединять к Украине еще Владимир Мономах и Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве».

Задолго до Джона Юза и Российской империи, где-то в конце XV века на Донбассе возникают многочисленные поселения украинских казаков, впоследствии объединенных в Кальмиуской паланке Войска Запорожского.

Киевские князья контролировали Юг Украины на Дунае. Город Олешки на Херсонщине (кощунственно переименованный большевиками в Цюрупинск) — древний оплот Киевской Руси на Причерноморье, который, пережив и отбив многочисленные нашествия орд, пал только под ударами монголо-татар.

Земли Восточного Крыма — древняя собственность Киевского государства, подданное Киевским, Галицким и Черниговским князьям княжество Тмутаракань. Киевский князь Владимир Великий взял Корсунь (Херсонес) задолго до того, как на его месте возник Севастополь.

Земли Войска Запорожского охватывали почти всю территорию современного Юго-Востока Украины — земли Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Херсонской, Кировоградской и Луганской областей.

Украинский казак Иван Сирко брал Очаков и Перекоп раньше маршала Миниха. Украинский казак Петр Сагайдачный брал Феодосию и Евпаторию еще тогда, когда они назывались Кафой и Гезлевом, задолго до основания первого российского флота. Запорожские казаки много раз брали штурмом татарское укрепление Хаджибей, еще до того, как оно стало называться Одессой.

Так же земли Юга Бессарабии и Буковины принадлежали галицким князьям тогда, когда румынской и молдавской государственности еще не существовало. На юге территория Галицкого княжества доходила до Черного моря и Дуная. Таким образом, Галицкие земли, которые в Х—ХІ веках приняли у себя немало славянских беглецов с юга, отвоевали у степовиков древние земли племени тиверцев и вышли к Черному морю, взяв под контроль Черноморское побережье в районе современной Одесщины задолго до валахов, которые пришли туда только в XIV веке. Более того, нынешний город Галац в Румынии имеет историческое название Малый Галич, поскольку был одним из главных городов зависимого от Галича Берладского княжества, задолго до того, как на этой территории появились валахи. То же касается ныне румынских городов Бирладь (Берладь) и Текуч (Текуча). И это не говоря о практически всей территории нынешней Молдовы, заселенной славянским племенем тиверцев задолго до формирования молдавского этноса и государственности.

Фактом является то, что те территории, которые составляли «ядро» Киевской Руси, то есть Центральная и Западная Украина, являются украиноязычными, с несколько более сильной национально-государственной самоидентификацией.

Те же, которые были колонизированы относительно недавно, являются преимущественно русскоязычными. Однако такая русскоязычность Восточной и Южной Украины образовалась совсем недавно — в течение жизни двух поколений, при этом множество нынешних русскоязычных еще помнят своих украиноязычных бабушек. Отличие, которое разделяет Центрально-Западную и Юго-Восточную часть Украины имеет исключительно ментальный характер, а не более глубокий этнический или исторический. Эта разница — в толщине советских наслоений, которые в разной мере присутствуют и на Востоке, и на Западе, и в Центре страны. Эти наслоения естественно толще там, где преобладал пролетариат и отсутствовала национальная интеллигенция.

Поэтому каждый год жизнь в украинском государстве приближает нас к той поре, когда эти наслоения уже не будут решающим образом влиять на политику отдельных регионов и государства. Основной исторический пафос украинской культуры, который звучит во всех ее произведениях, начиная со «Слова о полку Игореве» — это призыв к единству. Перед смертью Ярослав Мудрый сказал сыновьям: «И если будете вы в любви между собой, то и Бог будет у вас, и покорит он вам противников под вас, и будете вы мирно жить. Если же будете вы в ненависти жить, в раздорах ссориться, то и сами погибнете, и землю отцов своих и дедов погубите, которую добыли они трудом великим». Другой забытый персонаж отечественной истории — скифский царь Скилур во ІІ веке до н.э. перед смертью предложил каждому из своих многочисленных сыновей сломать пучок дротиков. Когда ни один из них не смог это сделать, он на их глазах легко сломал все дротики по одному, объясняя сыновьям, что действуя совместно, они останутся сильными, а разделившись и враждуя между собой, погибнут.

Эту логику инстинктивно понимает украинский народ, даже тогда, когда его не понимают политики. Украинцы со всех регионов «нутром» чувствуют потребность единства. Кстати, Украина в середине 1990-х гг. очень филигранно преодолела инспирированное извне привидение сепаратизма действиями тогдашнего руководства государства и силовых структур. Особенно если сравнивать с соседними Молдовой, Грузией или Россией. Возможно, нам помогло и то, что у сепаратизма просто нет надежды вырасти из украинской почвы. Никакой внутренней логики и исторической легитимности он не имеет. В частности и в Крыму, где первым славянским государством было Киевское (Руське), которое в свое время взяло самую большую крепость региона, и контролировало восток полуострова не меньше лет, чем Крым контролировало государство со столицей в Петербурге и Москве.

Поэтому День соборности 22 января — один из самых больших праздников Украины. Кроме всего прочего, он свидетельствует, что и в самые тяжелые времена есть свой смысл — они дают шанс проявиться лучшим чертам людей и народа.

КОММЕНТАРИИ

Чувство единства страны зависит от того, насколько украинцы разных регионов знают друг друга и, соответственно, понимают. Что нужно сделать на государственном уровне и что может сделать каждый из нас, чтобы приблизить жителей разных регионов друг к другу, иметь больше возможностей вырабатывать общие смыслы?

НУЖНА ТЯГА К САМОДОСТАТОЧНОСТИ

Игорь ГУЛИК, политический эксперт, главный редактор «Львівської газети»:

— Политики всегда — и при Кучме, и при Ющенко, и тем более при Януковиче — разыгрывали региональную карту, при этом на словах оставались великими «соборниками». Следовательно, на государство (по крайней мере то, которое имеем сейчас) надежд мало. Разве что если украинцы изобретут политическую силу, понятную для Востока и Запада, ответственную за страну и последовательную в воплощении своих программных принципов. Но почему-то этого в данный момент не наблюдается. Возможно, потому что современная политика «разделяй и властвуй» оказалась эффективной с точки зрения стремлений тех, кто ее применял.

И еще одно. На мой взгляд, для единства страны не хватает совершенно далеких от этой сферы вещей. Достойных заработков и инфраструктуры в частности. Может ли позволить себе галицкий пенсионер путешествовать по Украине, чтобы хоть на склоне лет познать государство, в котором он жил?.. Могут ли большинство шахтерских детей из депрессивных поселков так запросто сесть в поезд и побыть несколько дней на карпатских верховинах?.. Откуда у тех, и у других представление о Востоке и Западе? Из зомбо-ящика? Довольно сомнительный и даже вредный источник новостей.

Что можно сделать на уровне личном? То, что уже на протяжении десятка лет делают львовские семьи, общественные организации. Устраивают для детей с востока зимние каникулы «Рождество вместе». Почему-то, правда, я не слышал, чтобы на противоположном конце страны было что-то подобное. Но такая инициатива, пусть и негромкая, пусть и слабая (потому что во Львов может приехать ограниченный круг дончан), со временем прорастает пониманием, по крайней мере, неантагонистичным отношением друг к другу.

Ну, и, конечно, просветительство. Потому что как открыть глаза на собственную историю, часто общую, людям, которые ничего не читают, не хотят учиться, предпочитают находиться в плену внушенных им комфортных стереотипов? Возможно, пример банальный, но я почему-то убежден, что многие мои земляки узнали о Движении Сопротивления на восточноукраинских землях лишь сейчас, взяв в руки «Залишенця» Василя Шкляра. А кто на Запорожье знает, откуда родом легендарный Сагайдачный? Вероятно, для многих будет открытием, что казацкий дух берет свои истоки из самборских Кульчиц...

Можно придумывать много путей к пониманию и выработке общих смыслов. Но почему-то во мне превалирует скепсис. Дело в том, что для этого нужно желание каждого и понимание потребности собственного развития. Так сказать, тяга к самодостаточности. А этого, к сожалению, нет. Есть «Фейсбук» и «телек», в лучшем случае, церковь в воскресенье, и это все...

Я ВИЖУ УКРАИНУ ТИПИЧНОЙ КОММУНАЛКОЙ

Остап ДРОЗДОВ, автор и ведущий политической программы «Прямым текстом», телеканал «ЗИК», Львов:

— Разные регионы Украины не знают друг друга, не понимают и не хотят понимать. Да и не должны. Никто никого не должен постигать. Никто ни на кого не должен посягать. Никто никого не должен убеждать. Никто ни перед кем не должен оправдываться. Никто никому ничего не должен. Зато единая и соборная Украина постоянно вынуждает разные ментальности снова и снова заострять свои штыки. Кто-то единую соборную Украину воспринимает как общую могилу, кто-то — как принуждение, кто-то — как мечту, кто-то — как отсутствие другой альтернативы, кто-то — как безотносительную реальность за окном, кто-то — как «так случилось». Я же вижу Украину типичной коммуналкой. Сюда без лишних вопросов поселили всех, кто был под рукой, и заставили сосуществовать. Кому-то больше удается, кому-то меньше, но качество жизни от этого не меняется: коммуналка остается ничьей, а туалет, ванная и кухня — одна на всех.

Взаимное невосприятие ментальностей настолько глубоко, что способно уживаться в одной стране только благодаря отсутствию повседневного контакта между собой. Жители востока приезжают на запад и жители запада на восток — как в гости, как туристы, как в другую страну. И это правильно. Как только начинается смешение украинофобии и украинофильства, имеем Колесниченко и Фарион на одной общей кухне.

Диффузия разных регионов не создает никаких общностей. Чем больше Восток и Запад взаимопознаются, тем быстрее цементируется основополагающая иначесть и несовместимость. Мы — дети разных родителей. Мы объединены общей фамилией «Украина», но родители у нас разные и росли мы в разных мирах. Поэтому мы все как бы и родные и как бы и чужие. Мы — насильственно сведенные родственники. Отец Востока — СССР. Отец Запада — усопшие либеральные европейские империи. Разные мировоззрения, разные цивилизации, разный опыт. Те, кто пробует вместить эти два материка в одно украинское тело, пропагандирует насилие. Нужно не примирять, а разрегулировать эти два мира — так как двухэтажная эстакада не позволяет пересекаться дорожным потокам.

Хочу еще вот что сказать. Современное государство Украина — сирота. Она не имеет предтеч и не является результатом чьей-то борьбы. Забудьте весь прогнозируемый пафос о воинах УПА или красных партизанах — это не их заслуга в том, что Украина появилась на чистом листе в один из августовских дней. Смена вывесок с советских на украинские была почти обыденной. Общество ни тогда, ни сейчас не ощутило эйфорию и ответственность за создание государства. Поэтому Украина как государство не состоялась. Ее нет. Есть государственный аппарат, а государства — нет. Нынешняя Украина не устраивает никого. Ни патриотов (потому что должны смириться, что здесь априори невозможно построить классическое национальное государство). Ни пост-совок, концентрированно сосредоточенный в Восточной и Южной Украине (потому что он подпитывается пассивным невосприятием государственности и патологическим невосприятием всего украинского). Следовательно, Украина — это страна людей, недовольных Украиной. Подобное положения вещей выгодно лишь власти, которая, пользуясь случаем, выжимает все что можно. Украинская государственность — это трофей «элиты» и предмет раздражения населения.

Люди добрые, мы потерялись во времени. 65 лет назад во Львове умирали за «самостійну» Украину, а на Востоке — за Сталина. Антагонисты ужиться в одной коммуналке не могут и не должны.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАНИЕ ПРАВДИВОЙ ИСТОРИИ

Владимир ТЕРЕЩУК, директор Устилугского народного музея-усадьбы Игоря Стравинского, Волынь:

— В нашем музее бывали посетители не только из разных регионов Украины, но и из разных стран мира. Ведь Игорь Стравинский — композитор мирового значения. Но хотел бы поговорить не об этом, а о том, что мало известно, к сожалению: его отец был украинофилом, проживая в Петербурге, имел уникальную библиотеку украиники. Он учился в Нежинском лицее и Киевском университете, изучал творчество Тараса Шевченко. Отец приобщал к украинству и своих сыновей, в частности — Игоря. Но об этой странице биографии рода Стравинских, к сожалению, наши посетители либо не знают ничего, либо знают очень мало. Поэтому для понимания того, что Украина является нашим общим домом, очень важно, на мой взгляд, знание истории. Знание именно правдивой истории, которая не должна ограничиваться только Бандерой или Махном, а быть значительно большей и более глубокой для каждого, кто живет на украинской земле.

В связи с этим часто вспоминаю прошлогодний визит в Устилуг одного из шведских дипломатов. Он специально привез сюда свою пятилетнюю (!) дочь, которая в таком раннем возрасте уже умела и читать, и писать, посещала музыкальную школу и играла на скрипке. Он считал, что его ребенок должен знать не только свою историю, но и историю страны, в которой выпало жить семье его родителей. Музею этот дипломат подарил книгу известного шведского историка Петера Энглунда «Полтава». Она имела большой успех в Швеции, была издана огромным тиражом, переведена на несколько языков, в частности — и на русский. А интересно было бы, кстати, прочесть ее и на украинском... Ведь такому вниманию к собственной истории Украине еще нужно учиться, и это прерогатива именно государства. Если это государство, конечно, желает, чтобы граждане не делились по региональному признаку, а чувствовали причастность к государству, единому для всех. Эта книга, оказывается, очень способствовала интересу шведов к собственной истории. Если и наше государство будет способствовать изданию книг правдивых, бесстрастных, и они будут издаваться нормальными, а не мизерными тиражами, то Восток и Запад посмотрят друг на друга тоже более открытыми глазами. Потому что на самом деле мы не такие уж разные, как нас хотят представить.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Павел ГАВРИШ, председатель Херсонской городской организации Народного Руха Украины:

— Понимание между людьми приходит, прежде всего, через общение. Поэтому от того, как поддерживаются связи между людьми и насколько такое общение продуктивно, зависит насколько правильно и точно они могут понять друг друга. Все начинается с детства. Чем больше детей из разных регионов страны будут познавать жизнь своих ровесников, тем легче в будущем им будет понять друг друга. В большей степени это зависит от налаживания связей между разными областями Украины. Такой детской дипломатии в свое время положил начало НРУ программой обменов делегациями на Рождественские и Пасхальные праздники в западные области, а летом соответствующие делегации приезжали к своим друзьям, с которыми они подружились зимой. Это только одно из направлений.

Такому взаимопониманию также способствуют всевозможные конкурсы и фестивали, в которых принимают участие представители из всей Украины разных возрастных групп по многим направлениям как в научной, так и в культурной сферах.

Это также разнообразные связи разных уровней органов местного самоуправления в рамках как государственных программ, так и других мероприятий, которые способствуют развитию соответствующих территорий и укреплению понимания в целом в государстве.

Еще на один аспект этого вопроса необходимо обратить большое внимание. Долгое время Украина не имела стабильного государственного развития. Исторически так складывалось, что украинцы большую часть своего труда направляли на борьбу за самостоятельное соборное государство. Короткая реализация своей государствообразующей мечты сменялась долгими периодами сохранения украинской национальной идеи, даже если из-за определенных обстоятельств ее носители были обречены в борьбе с оккупантами. Учитывая этот аспект, необходимо сказать о важной роли в обеспечении единства украинского народа знания истории государства, которую бы преподавали с украинской точки зрения, а не с точки зрения тех или иных завоевателей. А это уже зависит от мощности работы украинских историков в научных соревнованиях. И чем больше украинцев будут знать историю своего государства с украинских государственнических позиций, тем лучше будет понимание между гражданами страны. Понимая общую украинскую историю, зная нашу украинскую культуру и ориентируясь на духовность, мы будем иметь и общее государственническое будущее.

ПОКА НЕТ РЕАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ СПЛОТИТЬСЯ

Николай ГОРДИЧЕНКО, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Днепропетровской консерватории им. Глинки:

— Ничто так не сближает и не объединяет людей, как совместная борьба за свои социально-экономические права и реальную демократию, когда гражданин имеет право на собственный голос. Такая борьба может сплотить народ перед лицом власти олигархов и чиновников. В настоящий момент украинцы разобщены и не способны защищать свои интересы, как это могут делать граждане европейских стран. Наши граждане разделены по регионам, хотя каждого жителя Украины, во Львове или Донецке, в первую очередь волнуют повседневные проблемы — как прокормить семью, вырастить детей, наладить человеческую жизнь. Вместо этого мы видим поразительные вещи. Бедная страна Украина занимает первое место в Европе по дорогим автомобилям. Только в Днепропетровской области, по данным статистики, автомобилей, стоящих более 100 тысяч долларов США, насчитывается около 7 тысяч. То есть роскошную жизнь ведет определенное количество людей, имеющих доступ к власти, а основная масса населения сводит концы с концами. При этом им рассказывают о том, как один регион объедает другой. На самом деле простые граждане не имеют никакого влияния на свою судьбу. Все решает за них узкий слой политиков, а роль граждан сводится к формальному участию в выборах, которое ничего не определяет, поскольку им предлагают голосовать за уже отобранных людей. Все ныне существующие партии и даже профсоюзы находятся в руках функционеров и не формируются снизу вверх на принципах внутрипартийной демократии, как в Европе. Поэтому у граждан Украины разных регионов пока нет реальной возможности сплотиться для защиты своих прав — это противоречит интересам правящей «элиты». Конечно, изменение такой ситуации когда-то назреет и обязательно произойдет, но когда именно — это большой вопрос.

Подготовили Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов, Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк, Иван АНТИПЕНКО, Херсон, Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать