Рухи: каждый о своем
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010925/4172-4-1_0.jpg)
Сформулировать идею Руха доступными для большого количества людей словами уже давно никому не приходило в голову. В последний раз руховская мысль напряглась над этим четыре года тому назад, выдав незабываемые по своей универсальности лозунги, наподобие «Бандитам — тюрьмы». Проанализировать, помогли ли эти лозунги на прошедших выборах или помешали, так никто и не смог, как-то не до того было. Теперь же вообще не до идей и не до идеологии. Замысел руководящих руховцев простой до гениальности: Рухи объединяются, поэтому это и должно быть идеологией. Действительно, кто и когда осмеливался выступать против объединения? Подобные выступления, если даже и имеют под собой стопроцентные аргументы, означают поражение на выборах. Поэтому сегодня и в Народном Рухе, и в среде его потенциальных союзников об объединении говорят все. Другое дело, что каждый, говоря об этом, говорит о своем.
СОБСТВЕННО РУХИ
Реальное объединение Руха с партией во главе с Юрием Костенко, которая имеет почти тождественное название, должно произойти, согласно провозглашенным декларациям, уже после выборов. Такой способ выбран по одной маленькой причине: реального пути объединения Рухов не существует. В отличие от столицы, где влияние обеих партий, мягко говоря, не растет, в регионах существуют реальные структуры обеих Рухов. И именно их реальность делает объединение проблемой. Если бы это были какие- то другие партии, которые, кроме председателя областной ячейки и свидетельства о регистрации, ничего не имеют, проблем бы не было. Когда же в городе, области или районе существует два реальных руководителя руховских ячеек, за которыми стоят реальные члены организации, — дело не такое простое. После неудачной попытки группы Костенко возглавить Рух в 1999 году, парторганизации на местах не разделились автоматически на две, как фракция в парламенте. Руховцы в регионах шли или «за Удовенко», или «за Костенко». Те, которые остались в меньшинстве, вынуждены были пройти непростой путь возобновления или образования собственных структур, преодолевая сопротивление вчерашних однопартийцев, оказавшихся в противоположном лагере. Попытка механически объединить их после этого всего способна только заострить ситуацию. Другое дело — просто говорить об объединении.
Не следует забывать и о личных интересах на выборах. Ведь, кроме Верховной Рады, есть еще областные, городские, районные, где найдется место далеко не всем региональным руховцам. Кто кого должен поддерживать, на каком основании уступать место? Пока партийные вожди не решили этой проблемы, отдельные руховцы в регионах уже начали формировать «объединенные» избирательные штабы с собой, понятное дело, во главе. Учитывая недостаточный, по их мнению, для завоевания народной симпатии авторитет партийных руководителей, активисты на местах активно оперируют именем Виктора Ющенко, не спросив, как водится, на это позволения.
«НАШИ»
С первого взгляда, фигура бывшего главы Нацбанка и правительства просто создана для того, чтобы успокоить амбиции обоих Рухов и взять на себя функции объединительного лидера. Если убедить руховских активистов сделать это, скажем, «под Костенко», представляется делом почти безнадежным, то «под Ющенко», как под хорошую закуску, можно выпить все, что дают. Такая животворная идея вдохновила ряд окончательно скомпрометированных политиков волчком вертеться вокруг нового лидера, попадая ему на глаза почти ежесекундно. Если представить, что ющенковская «Наша Украина» действительно будет состоять из двух Рухов, ПРП и КУНа, то увидеть что-то за спинами желающих попасть в проходную часть списка рядовому руховцу вряд ли удастся.
Эту опасность одним из первых почувствовал новоизбранный весной руководитель секретариата Народного Руха Сергей Конев, который, к тому же, возглавляет Рух в Днепропетровске. Его «особая позиция», подхваченная почти всеми отечественными СМИ, если кратко, выглядит как нежелание идти «под Ющенко» без марки Народного Руха. Личный интерес в действиях Конева вычислить нетрудно: в случае образования «Нашей Украины» с Рухом внутри перспективы руководителей руховских «обкомов» на выборах в парламент выглядят нулевыми. Тогда какой смысл областным организациям «работать на генералов»? Никакие уговоры на принципиального днепропетровца не подействовали. А ему объясняли, что не до личного теперь, когда нужно строить широкий блок номенклатуры с Ющенко во главе. О том, что в авангарде этого блока собираются быть все те, которые и сегодня заседают под куполом ВР, речь не шла, но это и так понятно.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Таким образом, вырисовывается картина, согласно которой руховские «верхи» не до конца верят в состоятельность своей партии успешно пройти выборы самостоятельно или в блоке с новыми-старыми побратимами из партии Костенко. Объединение под предводительством Виктора Ющенко кажется им панацеей от всех избирательных проблем. В то же время руховцы на местах должны сделать выбор: или следовать курсом руководства, или отстаивать собственную позицию. Одним из достоверных вариантов рассматривается проведение съезда НРУ, который бы проголосовал за вхождение партии в блок «Наша Украина», делегировав руководству партии право формировать предвыборный список и договариваться о соотношении «руховской доли» в общем списке блока. В случае осуществления такого сценария руководство партии может вроде бы и не учитывать мнение «низов». Но это не совсем так.
Выборы таки делаются не в Киеве, поэтому кому-то необходимо будет работать в избирательных комиссиях, заниматься агитацией и другой черновой работой. Оплатить такие услуги на уровне так называемых «олигархических» партий Руху не под силу, а желающих работать только за идею становится все меньше и меньше. Реальной может быть только общая работа структур всех партий. Однако и здесь возникает проблема. Если в столице опытные политические бойцы способны объединиться с кем угодно, то сельскому агитатору непросто будет объяснить, почему вчерашние политические противники вдруг объединились. Для этого необходимо будет четко сформулировать идею, которая убедит голосовать именно таким образом, а не иначе. Формулировкой идей, как уже говорилось, никто в Рухе нынче не занимается. Все считают и подсчитывают ресурсы и расклады. А они, как свидетельствует реальная практика политической борьбы, решают далеко не все.
ИСКАТЬ ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО
Аморфные выступления Виктора Ющенко, которые из-за своей обтекаемости забываются сразу же после их провозглашения, не способны, понятное дело, объединить носителей руховской или, говоря шире, национально-демократической идеологии. Поэтому руководителям Руха еще не поздно переориентироваться с перманентных внутрипартийных конфликтов на выработку приемлемой для членов партии и привлекательной для избирателей позиции Руха перед выборами в парламент. Для начала можно просто определиться, находится ли партия в оппозиции, а если находится, то в оппозиции по отношению к кому или чему. В том случае, если такая позиция будет выработана, принята и обнародована, то намного легче станет определяться с партнерами и союзниками на выборах.
Выпуск газеты №:
№172, (2001)Section
Подробности