Перейти к основному содержанию

Рухи «объединялись, объединяются и будут объединяться»

28 января, 00:00

Украинского народного Руха больше нет. Отныне организация, которую возглавляет Юрий Костенко, носит название «Украинская народная партия». Такое решение приняли делегаты съезда УНР, состоявшегося в субботу, 25 января. Съезд переизбрал на следующий срок главу партии Юрия Костенко, внес изменения в устав партии. Они, в частности, заключаются в усилении исполнительных полномочий президиума центрального провода. Закреплено положение о формировании совета партии, призванного исполнять роль внутрипартийного «третейского судьи». Уставные изменения также предусматривают увеличение численности центрального провода, создание новой структуры — правления партии.

Однако главное событие съезда с точки зрения его организаторов — не изменения в уставе и даже не переименование, а, как в который раз было задекларировано, начало объединительного процесса «всех демократических сил». Еще задолго до этого события съезд анонсировался как объединительный. Хотя почти до последней минуты не было точно известно о том, с кем именно собираются объединяться УНРовцы. На самом же деле состоялось присоединение к УНР, или точнее, уже к УНП, представителей 12 бывших областных организаций Демократической партии Украины. Отвечая на вопрос о механизме их вхождения в УНП, Юрий Костенко сообщил, что эти организации приняли решение о самороспуске, а их члены в ходе съезда приняты в ряды УНП. По его словам, Украинская народная партия будет продолжать переговоры об объединении с другими политическими субъектами. Глава Демократической партии Анна Антоньева в своем коротком выступлении со съездовской трибуны (слушатели ее буквально «зааплодировали») обвинила хозяев в намерениях расколоть ее партию, что, по ее мнению, есть не больше и не меньше, чем преступлением против украинской демократии. В то же время госпожа Антоньева заявила, что на самом деле вышли из ее партии не тысячи людей, а всего «несколько членов районных организаций», которые никакой погоды в Демпартии не делают. Анна Антоньева также... пообещала углубить сотрудничество с НРУ, который возглавляет Геннадий Удовенко.

Следует отметить, что само мероприятие вышло довольно помпезным. Дворец культуры столичного Политехнического института был заполнен до предела — приехало более тысячи делегатов. Сцену украшал огромный экран, на котором во время выступлений и голосований освещались необходимые цифры и субтитры, а в перерыве демонстрировались кадры из альпинистской жизни вождя партии. Успехом Юрия Костенко наблюдатели считали присутствие патриарха Филарета, который благословил съезд на благие дела, а неудачей — отсутствие лидера «Нашей Украины» Виктора Ющенко. Впрочем, относительно мотивов последнего существует несколько предположений. Виктор Ющенко мог прохладно отнестись к новому проекту Юрия Костенко хотя бы тому, что с преобразованием УНР в УНП идея слияния обоих Рухов в единое партийное целое становится еще более призрачной. Юрий Костенко в разговоре с журналистами особо не скрывал, что определенные разногласия между ним и Виктором Ющенко относительно создания УНП имеют место. С другой стороны, важным вопросом является то, насколько лидер «Нашей Украины» сам был заинтересован «светить» свое участие в провозглашенном Костенко «начале объединительного процесса». Во-первых, Виктор Андреевич мог просто не пожелать быть причастным к такому не очень благодарному делу, как лишение части руховцев их основного морального достояния в виде брэнда «РУХ». Наблюдая за дебатами по этому вопросу в зале, а также за голосованием касательно изменения названия, нетрудно было заметить: костенковские руховцы, особенно из «глубинки», превращались в «украинских народников» хоть и по советски «дисциплинировано», но без энтузиазма, с «муками совести» на лицах.

Съезд костенковского Руха также следует рассматривать в контексте президентской предвыборной кампании, которую уже почти официально начали оппозиционные силы, в первую очередь — «Наша Украина» и БЮТ. Причем начали фактически с публичной «разведки» позиций, — чего стоит заявление Александра Турчинова о том, что БЮТ поддержит Виктора Ющенко на пост президента в случае, если лидеру блока Юлие Тимошенко будет обещана должность премьер-министра. Вряд ли окружению Ющенко (где десяток видит себя премьером) могли понравиться такие конкретные предложения. Образование УНП с одновременным провозглашением процесса консолидации могло быть своеобразным ответом амбициозным тимошенковцам. Вспомним — перед съездом была общая пресс-конференция Юрия Костенко и Анатолия Матвиенко. Не исключено, что план политтехнологов «НУ» — создать новый центр «единения и братства» национал-демократов и под благим предлогом поперетягивать туда как можно больше тимошенковцев. По одной из версий, в недалеком будущем Юрий Костенко может оказаться во главе формально сепаратной от «Нашей Украины» фракции, куда в случае необходимости направятся как минимум 4 члена фракции БЮТ, тем самым поставив ее существование на грани «жизни и смерти». А потом Юлия Тимошенко получит вполне конкретные предложения относительно сотрудничества с «главным кандидатом» на президентских выборах. Кстати, не было на съезде и главы Украинской республиканской партии «Собор» Анатолия Матвиенко, который, по словам Юрия Костенко, находился очень далеко от Киева.

В этом контексте становится понятнее на первый взгляд странное поведение главы НРУ Геннадия Удовенко. Выступая с трибуны съезда, господин Удовенко проявил удивительную дипломатичность по отношению к хозяевам, хотя все ожидали критики. В пламенной речи Геннадий Иосифович вспомнил почти обо всем, о чем только можно было вспомнить с трибуны съезда — и о «надвигающемся» годе России в Украине, и о 70-летии голодомора, и о санкциях FATF, и об антинародной власти, и о проблемах евроинтеграции, и о недостатках правительства Виктора Януковича. Кроме одного — своего отношения к событию, где он присутствовал как гость. Почти ни одного критического замечания. Правда, проблему руховского объединения глава НРУ зацепил, сказав что-то вроде того, что, невзирая ни на какие обстоятельства, «Рухи объединялись, объединяются и будут объединяться». Последнее вызвало у делегатов волну откровенного смеха. Геннадий Удовенко также сообщил, что подал заявление о сложении с себя полномочий главы НРУ. Следующий глава партии, по его словам, будет избран на съезде в мае.

Нельзя сказать, чтобы инициированные партийной верхушкой экс-УНР «реформы» вызвали в партии сильное сопротивление. Но без критики не обошлось. Традиционно выделился «радикализмом» председатель ровенской областной партийной организации, народный депутат Василий Червоний. Он обвинил Юрия Костенко в конъюнктурных намерениях, излишнем внимании к подготовке к парламентским выборам 2006 года и игнорировании подготовки к президентским (!?), заявил о нецелесообразности изменения названия партии, а также обвинил в давлении на центральный провод при утверждении рекомендаций съезда, особенно в части, которая касается изменения названия. Согласно его подсчетам, общая сумма расходов на организационные преобразования, связанные с изменением названия партии, может достичь 1 млн. 249 тыс. грн. Однако его аргументы при голосовании поддержки не нашли: все предложенные руководством партии решения были утверждены, причем, как правило, единогласно, в стиле КПСС. В то же время по разговорам, которые велись в зале и кулуарах, чувствовалось — недовольных результатами более чем достаточно.

Чтобы получить ответы «из первых рук», корреспондент «Дня» задал несколько вопросов главе Украинской народной партии Юрию Костенко.

— Отсутствие на съезде Виктора Ющенко порождает различные догадки. Согласовывали ли вы с ним свое нынешнее мероприятие? Господин Ющенко публично всегда выступал за объединение двух Рухов. Не предлагал ли он своей кандидатуры на пост лидера?

— С Виктором Ющенко на днях у нас состоялось несколько бесед. Он озабочен перспективами продолжения объединительного процесса между двумя Рухами. Относительно кандидата — есть некоторые предложения, но это скорее вопрос к самому Виктору Андреевичу Хотя, в конечном счете, в прессе эти фамилии звучали — Роман Бессмертный, Борис Тарасюк, еще некоторые персоны. Что касается возможного лидера единого движения, у нас была и есть очень четкая позиция — мы соглашаемся на любую кандидатуру, избранную демократическим способом путем тайного голосования.

— Довольно жесткая дискуссия на съезде была вокруг изменения названия. У вас нет предчувствия возможного раскола на этой почве? Прогнозируют отход определенной части людей, особенно тех, кому дорого звание «руховец».

— Раскола не будет. Я не исключаю, что из партии из-за названия выйдет кто-нибудь. Но я абсолютно убежден, что войдут к нам в сотни, а то и в тысячи раз больше людей, нежели выйдут.

— Сколько будет стоить изменить название?

— Наш секретариат сделал свои расчеты. На самом деле финансовые расходы, связанные с изменением названия, не такие уж и большие. Простой пример — замена партбилетов. Если сейчас мы приняли решение именоваться Украинской народной партией, то это же не значит, что завтра все партбилеты членов УНР станут недействительными. У нас по сей день есть люди с партийными билетами «НРУ за перестройку». Так и с другими вещами, которые придется менять — печати и т.д.

— Вы не ожидаете проблем от Минюста в связи с изменением названия?

— Нет, речь же не идет об образовании новой партии. Мы будем регистрировать только изменения и дополнения к уставу. Минюст может высказывать свои замечания, но упразднить регистрацию политической партии он не в силах.

— Вы сообщали, что продолжаете вести переговоры об объединении еще с рядом партий. С кем из них достигнут наибольший прогресс?

— Наиболее близки мы к согласию с Республиканской Христианской партией. «УРП «Собор» также подтвердила, что на демократических принципах готова участвовать в объединении. Относительно других — я лично веду переговоры с лидерами более десяти партий. Правда, многие из них являются организациями, зарегистрированными лишь формально на квартирах их глав, и при этом не очень стремятся с кем-то объединяться.

— Что вы думаете о перспективах объединения НРУ и Демпартии, на возможность которого намекнула в своем выступлении глава ДемПУ Анна Антоньева?

— Думаю, это проблема далекой перспективы. Если сегодня два Руха не нашли способа объединиться, какая может быть речь об объединении ДемПУ и НРУ?

— Как, по-вашему, должна называться единая партия, к образованию которой вы призываете? «Наша Украина?»

— В любом случае это должна быть мощная центристская национально-демократическая партия. Каким будет ее название, я не знаю. Но не «Наша Украина». «Наша Украина» — это избирательный брэнд на парламентских выборах, который постепенно может перерасти в избирательный брэнд президентской кампании, но не более. Если говорить о перспективах, то я сторонник названия, которое отвечает европейской практике.

— И блок Виктора Ющенко, и блок Юлии Тимошенко уже фактически начали предвыборную кампанию. Как бы вы охарактеризовали отношения вашего блока с БЮТ?

— Сейчас мы ведем переговоры относительно того, чтобы они поддержали единого кандидата. Юлия Тимошенко уже согласилась с тем, кто будет этим кандидатом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать