Перейти к основному содержанию

«Салюты» нам не нужны

В каком состоянии сейчас военные склады и делается для того, чтобы избежать возможных взрывов боеприпасов?
16 июля, 19:30

Ответ на вопрос по поводу возможных взрывов боеприпасов на складах зависит от того, как государство заботится об их живучести и безопасности, а также от отношения армейских чиновников к выполнению своих функциональных обязанностей.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Май 2004-го. Новобогдановка Запорожской области. Здесь 6-19 мая взрываются местные арсеналы. 5 погибших и более 80 раненых — таковы последствия «салютов». Площадь, на которой лежат не взорвавшиеся снаряды, составляет более 300 квадратных километров. Ущерь — около 4 миллиардов гривен. Кстати, среди баз хранения боеприпасов новобогдановская является «рекордсменкой» по количеству чрезвычайных ситуаций ( «ЧС»). Ведь 23 июля 2005-го произошли повторные взрывы, правда, значительно меньшие по масштабам: одна женщина погибла в больнице, а пять человек получили ранения.

Третий военный склад в Новобогдановке взорвался 19 августа 2006-го. Тогда горело около трех гектаров его территории, пришлось эвакуировать более 1,5 тысячи местных жителей. В целом, создается впечатление, что в отношении Новобогдановки, простите, «порча»: во время проведения плановых работ по уничтожению боеприпасов в 2007 г. здесь снова произошла очередная «ЧС».

Май 2005-го. Харьков. На 47-м арсенале, где хранятся более 50 вагонов снарядов малого калибра, раздаются взрывы. К счастью, обходится без жертв.

Всего в течение последних 16 лет на артиллерийских складах и арсеналах, подконтрольных Минобороны, произошло почти 15 «ЧС», связанных с несанкционированными взрывами снарядов разного калибра.

НА БЕЗОПАСНОСТЬ АРСЕНАЛОВ — 10 ПРОЦЕНТОВ ОТ НЕОБХОДИМОГО!

Всякий раз, когда «салютуют» военные склады и арсеналы, в обществе поднимается волна возмущений. В качестве «экспертов» часто выступают люди, настолько далекие от этой проблемы, как планета Нептун от Земли: вся вина в подобных случаях возлагается исключительно на военное ведомство. Сразу замечу, что примеров ненадлежащего исполнения соответствующими должностными лицами Минобороны своих функциональных обязанностей, прежде всего из числа тех, кто непосредственно причастен к охране складов и обеспечения их живучести, хватает. И это тема отдельного разговора. Но человеческий фактор является не единственным фактором, приводящим к возникновению на этих объектах «ЧС».

Истоки проблем, которые провоцируют эти «ЧС», уходят корнями в конец 80-х годов прошлого века. Тогда, как известно, начался процесс вывода советских войск из стран Восточной Европы. При этом, конечно, и вывозилось все их имущество. Прежде всего оружие и боеприпасы. Складов и арсеналов для их хранения на необозримых просторах бывшего «единого и могучего» хватало. Но выгружали все это сокровище в основном в Украине. Почему? На этот вопрос довольно откровенно ответил маршал Дмитрий Язов — последний министр обороны СССР: «Мы знали, что украинские склады и так переполнены, хорошо знали. Но они находились ближе всего к Польше, Чехословакии, ГДР, откуда мы вынуждены были вывозить снаряды, оружие. Тогда уже начинались тяжелые для армии времена и средств на их транспортировку, скажем, на Урал или в Сибирь катастрофически не хватало. Поэтому и складировали все в Украине. При этом имели намерение со временем все же перевезти их в более подходящие места. Но не успели: Союз развалился».

Когда к имеющимся снарядам добавились еще и вывезенные, перегрузка на отдельных складах превышала допустимые нормы. В разы. После распада СССР добавились и те, срок годности которых в ВС истек. Подобная проблема существует во всех армиях мира. Но там ее решают путем утилизации. В Украине же сложилась парадоксальная ситуация: денег не хватало ни на хранение, ни на утилизацию. В МО не игнорировали опасность, связанную с перегрузкой арсеналов, ненадлежащим их обустройством: в 90-х годах была разработана и одобрена Программа обеспечения безопасности и живучести баз и складов, рассчитанная на 1995-2015 годы (во времена и при содействии премьер министра Евгения Марчука). Она предусматривала выделение из Государственного бюджета 1 миллиарда 452 миллионов гривен. Эту сумму, учитывая масштабы проблемы, иначе, как каплей в море, трудно назвать. Но и при таком «смешном» финансировании оно началось не в 1995-м, а только с 1999 года. При этом суммы выделялись «астрономические»: от 10 до 40 процентов от запланированных! ..

Неудивительно, что 6 марта 2004 года, то есть после 10 лет существования вышеупомянутой Программы глава администрации Президента Украины Леонида Кучмы докладывал своему патрону следующее: «На ней (275 база хранения артиллерийских боеприпасов под Новобогдановкой. — Авт.) продолжается чрезмерное накопление боеприпасов, две трети которых хранятся под открытым небом. Не обваловано 40 открытых площадок. Сигнализацией, выведенной в караульное помещение, обеспечено менее половины хранилищ. Требуют замены 40 процентов проволочной ограды и 1500 железобетонных столбов».

Мне пришлось тогда общаться с одним из высокопоставленных чиновников, который в силу возложенных на него обязанностей имел непосредственное отношение к решению этой проблемы. Более того, от него в значительной степени зависело финансирование проблем, связанных с обеспечением безопасности и живучести арсеналов. На вопрос, почему он не поднимает этот вопрос перед высшим руководством страны, к которому имел практически свободный доступ, чиновник возмутился: «Это вопрос не ко времени. Главное — провести выборы (общение происходило незадолго до очередных выборов. — Авт.). — Да и, в конце концов, есть много других, гораздо более важных проблем в государстве».

Забегая вперед замечу, что и сегодня этот чинуша не исчез с «телерадаров», на разных каналах рассказывает о своем вкладе в обеспечение национальной безопасности и обороны Украины ...

Впрочем, вернемся к «рапорту» главы АП. Еще не высохли, пожалуй, чернила на нем, как ровно через 2 месяца 6 мая 2004 года, в Новобогдановке начали взрываться снаряды. А потом украинцы начали привыкать к сообщениям о «ЧС» на украинских военных арсеналах.

Не будем пересказывать, что и как было сделано для их недопущения, а скажем лишь, что и сегодня некоторая часть боеприпасов хранятся под открытым небом. Хорошо, что хотя бы в течение последних двух лет боеприпасы к крупнокалиберному оружию, среди которых и системы залпового огня, такие, как «Смерч» и «Ураган», перемещены в закрытые хранилища.

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: почему до сих пор не приняты в полностью соответствующие меры по их недопущению или хотя бы минимизации риска? Ведь бюджет МО с каждым годом растет.

ЛЕД ТРОГАЕТСЯ?..

К сожалению, с эффективным обеспечением безопасности на арсеналах не все так просто. И решение абсолютного большинства проблем зависит, опять же, от денег. А их, как всегда, не хватает. Так, бюджет МО с каждым годом растет. Но и расходы с началом необъявленной против нас войны Россией тоже существенно выросли. Такой пример: численность армии увеличилась более чем на 100 тыс! .. Я уже не говорю о тех расходах, которые связаны непосредственно с боевыми действиями на Донбассе.

Обустройство одного километра периметра арсенала современными системами наблюдения и сигнализации обходится в 10 млн гривен! А общая длина периметра четырех крупнейших арсеналов в Балаклее, Калиновке, Ичне и Богдановке превышает 40 километров. Количество других баз и складов, где хранятся снаряды, измеряется десятками.

Как видим, безопасность жизнедеятельности складов и арсеналов обходится в солидную копейку.

Но ликвидация последствий взрывов, пожаров стоит еще дороже. Например, в результате пожара на Балаклейских складах на Харьковщине один человек погиб и еще четверо были ранены. Были повреждены 265 зданий, в том числе 231 жилой дом, 22 объекта инфраструктуры и промышленности, 12 объектов социальной сферы, в том числе две школы и два детских сада. На восстановление Балаклеи власть выделила 100 млн гривен, но их не хватило. К тому же пожар уничтожил 70 процентов боеприпасов, причинив ущерб на сотни миллионов гривен. Взрывы, прозвучавшие в один из сентябрьских вечеров 2018 г. неподалеку от подольского города Калиновка, были более масштабными. Из-за них пришлось срочно закрывать воздушное пространство в радиусе 50 километров и менять график движения 47 поездов. А также эвакуировать около 30 тыс. жителей окрестных сел. В те дни я находился в Виннице и до сих пор помню встревоженные лица винничан, которые опасались, что снаряды накроют и город над Южным Бугом. На проблему хранения боеприпасов, похоже, обратили внимание.

«В течение прошлого, 2019 года, согласно бюджету МО, на их безопасность было выделено 1,5 миллиарда гривен, около 800 млн из которых были потрачены на проведение ряда мероприятий, — говорит полковник Сергей Гром, начальник управления обеспечения живучести — заместитель начальника Центрального управления безопасности военной службы Вооруженных Сил Украины. — Это, в частности, проведение реконструкции технических территорий арсеналов со строительством специальных защитных хранилищ, создание системы мониторинга безопасности обстановки потенциально опасных объектов, внедрение на таких объектах трехуровневой системы охраны. А также оборудование арсеналов, баз и складов специальными системами раннего выявления, противодействия техническим средствам разведки, беспилотным летательным аппаратам, обеспечение этих объектов специальными средствами механизации для поддержания надлежащего уровня взрывопожаробезопасности, изготовление тары для боеприпасов различных типов, приобретение новейших образцов специальной пожарной техники — пожарных автомобилей и гусеничных пожарных автомобилей. Предполагается капитальное строительство охранных периметров с оборудованием их современными техническими средствами охраны, видеонаблюдения, освещения, оборудование контрольно-пропускных пунктов системами контроля управления доступом и рентген— телевизионными интраскопамы для проверки ручной клади и техники, оборудование мест хранения опасных веществ объектовыми техническими средствами охраны.

В Минобороны надеются, что на решение (хотя бы частичное, так одним махом проблему, которой почти не занимались несколько десятилетий, за один год не решишь). Всего для полной реконструкции всех баз с вооружением необходимо 10 млрд гривен! .. Уже разработана проектная документация на проведение соответствующих работ. Теперь дело за конкретными действиями.

В связи с событиями на Донбассе и высокой вероятностью диверсий, начиная с 2015 года, крупнейшие арсеналы находятся под охраной и обороной сил противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы и тому подобное. А это значит, что система обеспечения живучести баз, складов и арсеналов, несмотря на возникновение на них «ЧС», все же повышается. Не такими темпами, как всем нам хочется, но сдвиги есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать