Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор.
Уинстон Черчилль, британский государственный деятель

Самоизолированная коммуникация

Эффективное взаимодействие с обществом не является каким-то элементом шоу-бизнеса или пиаром, это одна из наиболее значимых стратегических деталей государственной политики
10 июня, 2020 - 20:14
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОП

Это все же произошло. На днях на Банковой признали, что там не всегда правильно поступали в вопросах коммуникации. Более того, в Офисе Президента озвучили также идею о создании президентского пула для медиа. Велопрогулку Владимира Зеленского с журналистами по резиденции Залесье можно считать неофициальной репетицией этого замысла. Сама идея такого пула для Украины вовсе не нова. Журналисты, которые профессионально и объективно освещают деятельность президента, действительно необходимы обществу. Но так ли они нужны президенту? Ведь еще до выборов Владимир Зеленский прямо заявлял представителю СМИ, что он ему ничего не должен. В случае же включения в президентский пул лояльных и приближенных к Банковой журналистов, количество пены в теплой ванне президента будет только увеличиваться, а коммуникация власти от этого в который раз пострадает.

На самом деле коммуникационные проблемы существовали задолго до начала каденции нынешнего президента. Ведь общение с гражданами часто имитировалось или больше находилось на бумаге, на задворках государственных приоритетов. Что же касается нынешней власти, то в этой сфере она будто бы должна была быть на голову выше предыдущих. По крайней мере такой вывод можно было сделать во время прошлогодних президентских выборов, когда яркие видеоролики, многолюдные дебаты на стадионе, интерактивные страницы в соцсетях максимально приближали тогда еще кандидата Зеленского к обычному избирателю в условных Великих Вуйках. Казалось бы, какой другой кандидат на высший государственный пост является ближе к людям, чем этот. Да, пусть он не появляется лично на телеканалах. Пусть его не встретишь на каком-то политическом митинге. Но вот он здесь, совсем рядом, на экране смартфона — такой простой, искренний и вообще весь такой «свой парень». Яркие и вирусные видео с провокационными названиями с уже президентом Зеленским продолжали стремительно распространяться в сети. И действительно, казалось бы, зачем нужны те журналисты, если контент с президентом Зеленским и так имеет миллионы просмотров и лайков. Вот же она, прямая коммуникация с гражданами.

Но шло время, а процесс действенной коммуникации власти с обществом так и не был налажен, а сами «видосики» стремительно начали терять свой бунтарский пыл, а заодно и аудиторию. Не спасали ситуацию ни задушевные разговоры с автомобилем Тесла, ни рекордный по продолжительности пресс-марафон, ни даже шепот Андрея Богдана на президентское ухо. Недостаток общения с гражданами и вакуум информации порождали возникновение не слишком надежных источников информации, различных телеграмм-каналов и других «джокеров».

Следовательно, президент Зеленский быстро превратился в заложника как самого темпа, так и методов коммуникации, начатых еще командой кандидата Зеленского. Абстрактность аудитории, иллюзия диалога, размытость риторики, сознательное избегание быстрого и личного реагирования на события во время избирательной кампании продолжилось и после инаугурации, когда важными являются именно четкость и оперативность. Как следствие, общение с гражданами Владимира Зеленского, как и год назад, до сих пор часто состоит из слоганов и мемов, а не из простых и действенных нарративов.

Казалось бы, только вчера президент Зеленский произносил в сессионном зале парламента свою инаугурационную и полную надежд речь, а уже сегодня в том же помещении обвиняет Кабмин в провале коммуникации. Будто еще недавно «сделали их вместе», а уже совсем скоро успели наделать глупостей с разъяснениями по медицинскому грузу самолета «Мрия», ресторану «Велюр» и «пленкам Лерос». То же самое касается и некомпетентных объяснений относительно сбитого украинского самолета в Иране и визита шестого президента Украины в Оман, по поводу которого Владимир Зеленский лично предоставил комментарии только во время недавней пресс конференции. То есть спустя более четырех месяцев. Сложно назвать блестящей коммуникацию власти и по таким сенситивным темам, как: обмен пленными, разведение войск в Донбассе, «формула Штайнмайера», земельная реформа, а сегодня еще и медицинская реформа. Вспомнив о Донбассе, стоит отметить и отсутствие эффективного диалога с теми гражданами, которые проживают на временно оккупированных территориях. В свою очередь, коммуникация с иностранной аудиторией тоже ощутимо хромает. Не способны противостоять этому ни Владимир Зеленский с его многочисленными интервью известным зарубежным медиа и выступлениями на представительских международных площадках, ни слабое и парализованное эпидемией коронавируса Министерство иностранных дел Украины.

Эффективная коммуникация отнюдь не является каким-то элементом шоу-бизнеса или пиаром, рассчитанным на кратковременный эффект, она является одной из наиболее значимых стратегических деталей государственной политики. Чем быстрее на Банковой это осознают и поймут собственные грехи, тем большей будет вероятность, что по крайней мере до следующей ежегодной пресс-конференции главы государства там научатся не только информировать, но и эффективно коммуницировать. Иначе спасительного «эффекта Голобородько», который и так стремительно выветривается, для потенциального «президента Зеленского дубль два» может оказаться слишком мало.

Максим КИЯК, кандидат философских наук, эксперт Совета внешней политики «Украинская Призма»; Сергей СОЛОВЬЕВ, кандидат наук по социальным коммуникациям, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ