Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Самоуправление. Как это будет?

11 октября, 20:10
«ЗНАК ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ» / ФОТО ОЛЕГА ФЕДОНЮКА

Сегодня в Верховной Раде пройдут парламентские слушания на тему «Децентрализация власти в Украине». Расширение прав местного самоуправления». Предмет рассмотрения — тематическая концепция реформирования, а также решения и рекомендации состоявшегося на днях съезда «Всеукраинского объединения депутатов местных советов».

Данная тема «всплывает» в преддверии каждых выборов. На этот раз — в связи с вступлением в силу закона, известного под номером 3207-1, который является составляющей политической реформы в части функционирования органов местного самоуправления. Складывается парадоксальная ситуация: объективная необходимость децентрализации власти в стране существует, законодательная база для этого имеется, но процесс почему-то до сих пор не начат. Более того, внедрение таких изменений по всей Украине способно решить не менее важные политические проблемы. Например, свести на «нет» аргументы сторонников федерализации.

На реформировании самоуправления спекулируют многие политические силы, однако мало кто способен предложить на этот счет нечто действительно внятное. Меж тем существует целостная концепция «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления: основа трансформации публичной власти в Украине». Авторство принадлежит ученым и экспертам в этой области. Политическое «сопровождение» концепции взяла на себя партия «Еднисть» . Та самая, которую долгое время возглавлял мэр Киева Александр Омельченко. Сегодня члены этой политсилы утверждают, что партия обновилась, в нее пришли новые люди. Попытки заподозрить их в предвыборных маневрах партийцы, естественно, пресекают. «Силой таких изменений не насадишь, очень многое зависит от общественной инициативы, желания и готовности людей самоорганизовываться, особенно на низовых уровнях. Так что для полноценной реализации необходимо минимум пять лет», — говорит Валентин Дрозденко, один из активистов партии, депутат Киевсовета. Приступать следует немедленно: «Менять надо систему, а не лица в ней. К сожалению, по результатам выборов это практически невозможно», — поясняет Дрозденко. Правда, перед этим, полагает большинство депутатов Киевсовета, не помешало бы провести нечто наподобие референдума или хотя бы масштабного тематического опроса жителей города, поинтересовавшись их соображениями на этот счет.

«Экспериментальной площадкой» вполне могла бы стать столица. «Сильная рука крепкого хозяйственника», по мнению многих, здесь была очень даже необходима в период разрухи. Теперь пришел черед общественности самой судить, что и как ей реформировать. Суть предлагаемых концепцией изменений довольно проста. Главная ставка — на добровольные объединения граждан, ключевые из которых — домовые комитеты, то есть образованные по месту проживания. Далее — исполнительные комитеты, представители которых могли бы, в том числе, присутствовать на сессиях Киевсовета. Норма, регламентирующая существование такого органа, предусмотрена законом «О столице, городе-герое Киеве», однако, как несложно догадаться, нереализована. Этим, а также деятельностью активных депутатов райсоветов, можно было бы хоть частично компенсировать издержки пропорциональной системы выборов, когда низовые советы выбираются «вслепую», по партийным спискам. Важным является также изменение статуса районных советов и администраций как административно-хозяйственного субъекта — с существенным ограничением их роли и делегацией полномочий самим горожанам. Все это позволит реформировать также систему бюджетных отношений на местах, низовые бюджеты смогут формировать те же исполкомы, сформированные, допустим, из актива нескольких домовых комитетов. Предусмотрена также возможность перераспределения средств из депутатских фондов, которых на 90 душ депутатов получается, ни много ни мало, почти 54 миллиона гривен.

Ранее предлагаемые проекты той же админреформы, очередного перекраивания Киева на новые районы и т.д. грешат, прежде всего, своей заполитизированностью, очередной попыткой насадить инициативу «сверху». «Снова стремятся искусственно регламентировать количество громад в громаде», — говорит депутат Киеврады, глава центрального исполкома «Всеукраинского объединения депутатов местных советов» Владимир Головач. Вопросы подобного рода, по его мнению, должны быть предметом рассмотрения не только на сессиях городского и районных советов, но также на общественных слушаниях жителей столицы.

Очевидно, что именно политический фактор мешает взяться за реальное преобразование местного самоуправления, поскольку реформировать эту систему, передавая полномочия местным органам, — одно, а делегировать больше прав самим громадам, добровольным объединениям жителей — совсем другое. Речь идет именно о кардинальном изменении системы, а не о корректировке методов управления из центра. На словах у нас, конечно, все за делегирование больших прав и возможностей гражданам, однако на деле для многих политсил, особенно тех, кто находится в данный период у власти, это невыгодно, так как подразумевает утрату рычагов контроля.

Вот и получается, что номинально все «за», а в реальности Украина не торопится становиться «страной самоврядных громад», как обещал еще в самом начале своей каденции Президент Ющенко.

Обсуждение концепции региональными активами засвидетельствовало: общество к переменам готово, законодательная база есть, остается подготовить... политикум. Парламентские слушания в этом деле призваны сыграть важную роль. В частности — «поднять завесу» : непосредственный носитель власти, народ, объединяясь в громады, может и должен сам управлять своей жизнью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать