Сандармох и сегодняшнее общество
Как память жертв Большого террора отметили в Одессе и как историка Сергея Шевченко не пустили в РоссиюФОТО НИКОЛАЯ ХРИЕНКО![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120807/4137-4-1_0.jpg)
5 августа — День памяти жертв Великого террора 1937-1938 голов. Именно в этот день 75 лет назад согласно оперативному приказу НКВД СССР начались массовые репрессии, расстрелы, ссылки, собственно, эпоха Великого террора.
Отметили память погибших в ту эпоху, в частности, в Одессе, о чем подробно рассказал историк Александр Музычко.
Кроме того, была создана украинская делегация в составе около 30 человек, направившаяся в Россию для посещения мемориалов, сооруженных в течение последних десятилетий в местах расстрелов и массовых захоронений жертв коммунистического террора. Однако при пересечении украинско-белорусской границы одного из участников делегация «потеряла». Журналисту-историку Сергею Шевченко, автору трудов о Соловках и Сандармохе, без каких-либо веских причин не разрешили пересечь границу.
Нам это напомнило истории с запретом въезда в РФ, не так давно происшедшие с общественным деятелем Александром Солонтаем, а еще раньше — с автором «Дня» Николаем Хриенко.
Конечно, Украина также имеет список персон нон-грата. Впрочем, разница в подходах и критериях очевидна. Например, сравните высказывания Дугина и Затулина, которые широко известны своими украинофобскими настроениями и запрет на въезд которых не так давно был снят, с журналистской исследовательской работой Николая Хриенко и Сергея Шевченко.
Об упомянутых подходах и критериях мы беседовали с теми, кто ранее сталкивался с проблемой пересечения российской границы.
КОММЕНТАРИИ
Николай ХРИЕНКО, журналист, автор «Дня»:
— Еще 28 апреля я написал письмо министру иностранных дел Константину Грищенко. Буквально несколько дней тому назад я узнал, что с российской стороны поступил ответ. Лично я его не видел, однако спикер министерства Александр Дикусаров пересказал, что отказ во въезде на территорию РФ обусловлен приказом российского ФСБ. За дополнительным разъяснением предлагалось обратиться в Миграционную службу Чукотского автономного округа. У меня действительно возникла проблема на Чукотке из-за прилета без пропуска в пограничную зону, но, как я уже объяснял, тогда все уладилось, инцидент был исчерпан.
Поскольку официально обвинение не предъявлено, возникает вопрос: почему так случилось? Не хотелось бы думать, что такие решения политически мотивированы.
Что касается Сергея Шевченко — я читал его книги: они написаны очень вдумчиво и аргументировано. В целом, если человек работает ради сближения народов, понимания и его деятельность не противоречит общечеловеческим ценностям, нужно давать ему возможность работать.
Александр СОЛОНТАЙ, эксперт Института политического образования:
— В недемократических странах есть такое понятие как нежелательные лица — без всяких объяснений. Такие люди попадают в списки пограничников, таможенников — всех, кто контролирует границу, по заданию службы безопасности. Органы мотивируют это собственными суждениями (не понравилось лицо или ход мыслей), не объясняя публично причины внесения в список персон нон-грата. Они считают, что их авторитаризму угрожают определенные люди. Если говорить об историке, речь идет об исторической правде, о политике — другая позиция, о преподавателе — альтернативные методы работы. В каждом лице они видят разные угрозы, но все объединены страхом российской верхушки перед тем, что информация, наука, образование могут подорвать господствующий авторитарный режим. В целом, российский «черный список» у них постоянно расширяется.
Однако в то время как в России защищают не только свое государство, но и свой недемократический режим, боясь, что демократия может им навредить, у нас — все наоборот: мы не защищаем не только режим, который приближается к авторитарному, а даже государство. Поэтому люди, порочащие нашу страну, спокойно могут попадать на территорию Украины и это никого не волнует.
Выпуск газеты №:
№137, (2012)Section
Подробности