Перейти к основному содержанию

Сергей СЛОБОДЯНЮК: «Вся политика и экономика нашего государства строятся сверху от некой привилегированной группы»

02 сентября, 00:00
У старой номенклатуры осталась старая мораль: не зарабатывать, а распределять, ждать с протянутой рукой, что подадут из Киева, и при этом обвинять тот же Киев во всех своих просчетах

«День» уже публиковал материалы о ходе предвыборной кампании городского головы Ужгорода. Сергей Слободянюк, пожалуй, один из самых ярких кандидатов на пост мэра. В случае своей победы на выборах, намерен продолжить выполнение экономических программ, начатых бывшим мэром Сергеем Ратушняком.

Господин Слободянюк — коренной ужгородец, 33 года, женат, двое детей. Ветеран войны в Афганистане, учится в Национальной академии внутренних дел. Заместитель городского головы Ужгорода, депутат областного совета.

Он причисляет себя к зарождающемуся украинскому среднему классу. К тем, кто понял, что невозможно существовать, обособившись от политических процессов. В политику приходит новое поколение. Борьба между ним и старой номенклатурой, очевидно во многом будет определять политическую жизнь нашей страны.

— Можно ли провести параллель между ситуацией с выборами органов городского самоуправления в Ужгороде и событиями в Одессе, Ялте?

— Безусловно, это события одного характера. Основной вопрос — это не выборы на пост мэра какого-то конкретного человека, а выбор дальнейшей модели развития города и региона. Я причисляю себя к той команде, которая пришла к власти в 94-м году, когда выборы ужгородского городского головы выиграл Сергей Ратушняк. Мы не делали ставку на крупные промышленные заводы-гиганты, потому что понимали одну простую вещь: мы утратили для себя рынки сбыта в странах СНГ. К чему говорить про подъем экономики какого-то предприятия, если его промышленную продукцию некуда продавать? Поэтому мы пошли по пути создания в Ужгороде малого и среднего бизнеса как нашей основы, основы существования целого города с населением 128 тысяч человек. И жизнь доказала нашу правоту. На сегодняшний день 60—65% бюджета города составляют поступления от малого и среднего бизнеса. Мы не только делаем ставку на средний класс, мы создавали этот средний класс. Мы его формировали, помогали ему становиться на ноги, помогали ему открывать бизнес, помогали участвовать в общественных процессах. Мы сами являемся выходцами из среднего класса, его представителями и носителями его идей. И в этом — наше главное отличие от старой номенклатуры, представители которой, на мой взгляд, лишившись своего руководящего кресла, не смогут обеспечить даже свою семью. Как же они могут создать условия для того, чтобы зарабатывали те миллион с лишним человек, которыми они руководят? У старой номенклатуры осталась старая мораль: не зарабатывать, а распределять, ждать с протянутой рукой, что подадут из Киева, и при этом обвинять тот же Киев во всех своих просчетах.

Цель у них одна: любым способом продолжить свою жизнь во власти. Видимо схожие процессы происходят и во всем нашем государстве, когда определенная система, определенный, достаточно большой круг людей сам себя сохраняет. Меняя свою окраску, меняя форму, но не меняя сути.

— Давайте предположим, что в Ужгороде победит достойнейший кандидат. Сможет ли он решить проблемы одного отдельно взятого города?

— Конечно нет. Ужгород — не остров в Тихом океане. Мы связаны с Закарпатьем, мы не можем существовать оторванно от экономики Закарпатской области и экономики Украины. Для нас исключительно большое значение имеет как позиция областной государственной администрации, так и позиция центра.

За последние полтора года в Ужгороде было растоптано два десятка фирм, и этот процесс продолжается. Потери бюджета от остановки работы этих предприятий составили около 2,5 миллиона гривен. Это очень существенно для города с бюджетом 33 миллиона. Можно сегодня констатировать, что ради снижения влияния политических оппонентов Закарпатская областная государственная администрация готова уничтожить экономическую основу всей области.

А ведь областная администрация назначается Киевом. Естественно, что закарпатцы судят о центральной власти по действиям ее представителей в регионе.

— Из ваших слов складывается достаточно нерадостная картина противостояния власти на всех уровнях: городском, областном, центральном.

— Трения городского самоуправления с областной администрацией происходят по двум основным причинам: первая и главная — это защита нашего бюджета, вторая — бездарность областного руководства в экономике.

Излишняя безмерная централизация власти и централизация финансовых средств отрицательно сказываются на развитии государства в целом. Вся политика и экономика нашего государства строятся сверху от некой привилегированной группы. И ориентирована эта политика в первую очередь на нужды Центра. В то время как опыт развитых стран Европы говорит о том, что политика и экономика должны строиться снизу, от семьи. Старая истина: богатая семья — это богатое государство. У нас же государство сегодня абстрагировалось от этой самой семьи. Получается, что семья — сама по себе, село, город, область — все сами по себе борются со своими проблемами. А Кабинет Министров существует сам для себя и сам борется за свое выживание.

— В последнее время в Киеве для политиков всех уровней стало чуть ли не правилом хорошего тона призывать к согласию и единению всех ветвей власти, видя в этом чуть ли не панацею от всех проблем.

— Это обычные популистские призывы. На этом просто спекулируют: вот, дескать, мы — новое руководство парламента, в отличие от старого, поняло, что надо работать сообща. Но для того, чтобы все ветви власти не на словах, а на деле начали реальную совместную работу по выводу страны из кризиса, надо менять основу формирования политики государства. В чем суть демократической власти? Когда государство существует для человека, когда государство смогло эту власть максимально приблизить к нуждам простого человека. А сегодня все наоборот, политика государства основывается на каких-то абстрактных представлениях кучки влиятельных людей в Центре, весьма далеких от проблем регионов.

— Простите, но от политиков, а вы — безусловно, политик со стажем, поскольку были депутатом Верховной Рады прошлого созыва, а сейчас являетесь депутатом областного совета, мы уже привыкли слышать слова о необходимости повернуть власть к проблемам простого человека. Каковы реальные механизмы, какие реальные шаги необходимо предпринять?

— Чтобы начать какие-то серьезные изменения, надо максимально демократизировать общественные процессы. И в этом плане очень много зависит от выборных должностных лиц. Поэтому, наверное, в первую очередь необходимо создать условия для проведения демократичных выборов. Для того чтобы накопившиеся проблемы решали не политиканы, а политики, которым действительно небезразличны судьбы людей и которые эти проблемы способны решить. Мы опять возвращаемся к сегодняшней ситуации в Ужгороде. У меня есть опасения, что выборы в Ужгороде не пройдут демократично.

— Мэр областного центра, кто он, прежде всего: хозяйственник или политик?

— Безусловно, политик. Если мэр знает проблемы жизнедеятельности города, это еще не означает, что он может их решить. Тем более, что один человек и не в состоянии их решить. Эти проблемы решаются комплексно, командой хозяйственников и экономистов.

А отец города должен быть политиком, который, используя договоренности с разными ветвями власти, используя свои связи, используя свой потенциал, в конце концов, свои знакомства в Киеве сможет обеспечить политическую поддержку действиям своей команды, то есть решать экономические проблемы города на политическом уровне.

Мэр должен занимать солидное уверенное место в политической жизни региона и страны. Иначе его будут разрывать те же политические страсти, политические интриги. Чтобы не стоять в хвосте очереди, чтобы не быть провинцией в классическом смысле этого слова, он должен через политику подвинуть свой город как можно ближе к центру.

— Не противоречите ли вы сами себе с одной стороны, заявляя о необходимости самим решать местные проблемы, с другой — быть поближе к Киеву.

— Противоречия нет. Я говорил об идеальных условиях работы местного самоуправления, а сейчас говорю о реальных. А реальность такова: региональной политики, направленной на развитие регионов нет. Сегодня региональная политика заключается в желании Центра контролировать всех и вся в регионах. Эта политика привела к тому, что практически все поезда в Киев забиты чиновниками и государственными служащими всех уровней.

Власть в Киеве, деньги в Киеве, лицензирование в Киеве. Все серьезные рабочие моменты решаются в Киеве. И для того, чтобы решать проблемы эффективно, в эти процессы надо интегрироваться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать