Шаг навстречу. И шанс
Власть предлагает диалог и расширяет права общественных организаций. Как будет на практике?На прошлой неделе украинская власть выдала на-гора сразу два решения, непосредственно касающиеся развития общества. Первое — это Закон «Об общественных организациях». Относительно этого решения борьба продолжалась в течение шести лет. И вот наконец общественные организации добились своего — их услышали. Более того, они активно участвовали в разработке законопроекта. Оптимизма придает и то, что решение в ВР было принято конституционным большинством — 334-мя голосами. Ожидается, что Президент подпишет закон. Отныне он предоставляет общественным организациям право защищать интересы не только своих членов и право действовать на всей территории Украины; упрощает и удешевляет процедуру государственной регистрации; предоставляет право осуществлять хозяйственную деятельность непосредственно и тому подобное.
Второе решение имеет более комплексный характер. Это указ Президента с довольно длинным названием — «О стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередных мерах относительно ее реализации». Здесь на самом деле оптимизма меньше, потому что проблем хватает как в гражданском обществе, так и (тем более) в самой власти. Официальная аргументация такова: «Стратегия направлена на утверждение гражданского общества как гарантии демократического развития государства, — говорит советник Президента, председатель Координационного совета по вопросам развития гражданского общества Марина Ставнийчук, — введение общественного контроля за деятельностью власти, обеспечение независимой деятельности институтов гражданского общества. Речь идет также об усилении влияния общественности на принятие общественно важных решений, создание условий для широкого представительства интересов граждан в органах власти и местного самоуправления, проведение регулярных консультаций с общественностью по важным вопросам жизни общества и государства...».
Однако, как отметил в комментарии во вчерашнем номере «Дня» председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, с диалогом власти и общества есть проблемы. «Нужно просто выполнять существующие нормы и не воровать, — говорит Шабунин. — Что может быть эффективнее конкретной жалобы в прокуратуру, в которой четко прописаны нарушения? Мы собрали отписки по всем местным органам и пожаловались в Генеральную прокуратуру, показывая, что каждый начальник на местном уровне нарушил конкретно, и не сделал того, что должен был сделать по закону. Реакции никакой. Какой тут может быть диалог?».
На самом деле проблема намного глубже. После возобновления украинской государственности граждане оказались перед серьезными проблемами. Старые правила уже не действовали, а новые — еще не были созданы. В этой ситуации быстро сориентировались те, кто действовал вне системы любых правил. В результате их капиталы приумножались в геометрической прогрессии. Они очень быстро оттеснили романтиков начала 1990-х от рычагов влияния на власть и «перекрасили», переориентировали бывших «красных директоров». Им нужна была «политическая крыша» над советской собственностью. И они ее получили. Особенно с приходом на президентский пост Леонида Кучмы. Стал модным условный лозунг «будь плохим и тебе будет хорошо». Не плати налоги, давай взятки, обходи законы, игнорируй моральные правила — и будешь «в шоколаде». Твой бизнес не будут трогать, ты можешь попасть в парламент, устроишь личную, материальную жизнь не только себе, но и своим потомкам.
Такой путь заразителен. Он инфицировал не только политический класс, а все общество. Во время «десятилетия Кучмы» болезнь размножалась и прогрессировала. А «пятилетка Ющенко» только дезориентировала и разочаровала ту часть общества, которая была менее инфицирована и которая еще на что-то надеялась, хотела перемен, но, по сути, не изменила реалии. Как следствие — сегодня мы оказались в ситуации, когда, с одной стороны, есть большое разочарование граждан, а с другой — имеем политиков, которые не способны изменить ситуацию, поскольку являются частью этой системы. Удастся ли им сделать невозможное: смягчить социальные контрасты, возобновить здоровые социальные лифты, одним словом, наладить диалог власти и общества?
Предлагаем вашему вниманию мнения экспертов относительно парламентского Закона «Об общественных организациях» и точку зрения политолога Павла Ковалева относительно президентского указа о стратегии развития гражданского общества.
«СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ГОСУДАРСТВОМ РАСШИРИТСЯ»
Василий СУХОВ, координатор общественной организации «Гражданский актив Днепра»:
— Мне понравились некоторые новации. Например, деятельность общественного объединения теперь не будет привязываться к месту регистрации, что расширяет возможности гражданского общества. Раньше общественные объединения имели право защищать только своих членов, а сейчас — любого человека, который обратился за помощью. Наконец, можно подавать заявку и претендовать на участие в общественных советах, создаваемых при любых органах исполнительной власти и при правоохранительных органах. Такие меры, безусловно, должны расширить сферу общественного контроля над государством, а также создать дополнительные возможности для защиты гражданских прав и прав человека в Украине.
«ОТКРЫЛИСЬ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Олег СМИРНОВ, председатель совета общественной организации Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие»:
— Мы все — я имею в виду представителей активных общественных организаций — шли к этому закону довольно долго, практически пять лет. Чувствуется, что такой закон должен был быть принят уже несколько лет назад. Это один из немногих законодательных актов в Украине, которые инициированы, разработаны и приняты при непосредственном участии заинтересованных лиц, которых этот закон будет касаться, то есть представителей самих общественных организаций. Поэтому все те нормы, которые вошли в закон, — а у нас раньше было много опасений, что в закон не попадет много прогрессивных мер, но они не оправдались! — это уже позитивное качество этого закона. В нем теперь аккумулирован лучший европейский и мировой опыт, и он теперь закреплен. И если раньше нас часто упрекали, что качество нашего гражданского общества еще недостаточное, то теперь самые активные организации третьего сектора своей инициативой, зрелостью и активным участием в законотворческом процессе доказали, на что способны. Этим законом они открыли новые перспективы в развитии гражданского общества.
В законе заложено много позитивных норм, которые позволяют более широко реализоваться гражданским инициативам. Среди них — бесплатная регистрация и сокращение ее срока до 7 рабочих дней, разграничение политической и общественной деятельности для регулирования разными законами, а не одним, как раньше, снятие ограничения на территориальную деятельность организаций третьего сектора, возможность ведения коммерческой деятельности, которая отвечает уставу общественной организации без создания отдельных юридических лиц. Позитивно и то, что теперь учредителями общественных организаций могут быть юридические лица, что снимает много проблем при их создании.
Тем не менее, мы предполагаем, что трудности с реализацией этого закона все же возникнут. Прежде всего, они будут касаться порядка уплаты налогов, поскольку новые нормы этого закона еще не введены в налоговый кодекс. И сейчас много случаев, когда общественные организации зарегистрированы органами юстиции, но в налоговой инспекции они не могут автоматически получить статус неприбыльных организаций, и это сдерживает их деятельность. Несомненно, нужны будут и отдельные подзаконные акты, которыми будет регламентироваться ведение НГО собственной хозяйственной деятельности, потому что здесь еще не все четко и не все системно.
Теперь очень важно, чтобы эти позитивные нормы были подкреплены статьями нового закона о благотворительности в Украине, который сейчас разрабатывается, и это откроет для НГО перспективы внутреннего финансирования и финансирования со стороны государства. Это даст новый толчок развитию благотворительности в Украине. Ведь сегодня многие НГО обвиняют в «грантоедстве», то есть в зависимости от международных организаций и частных доноров, хотя это не справедливо, да и составляет такое финансирование всего 5% от всей массы финансирования НГО, а 95% финансирования идет через государственные структуры. Принятие закона о благотворительности расширит возможности внутреннего финансирования наших НГО, что сделает их более эффективными и работоспособными, станет меньше организаций, которые создаются под один конкурс и потом прекращают работу.
«ОТКРЫВАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШИТЬ ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ ОО — ФИНАНСИРОВАНИЕ»
Тарас ВОЗНЯК, главный редактор независимого культурологического издания «Ї», Львов:
— Как по мне, новую редакцию закона об общественных объединениях на данный момент можно оценить как позитивное изменение. Общественная организация Журнал «Ї» в свое время также сталкивалась с ограничением своих возможностей работать не только на территории области. Хотя, с другой стороны, будучи интернет-изданием и работая в интернете, не имеющем границ, мы вроде бы выходили из-под ограничений, налагаемых предыдущим статусом. Позитивным аспектом является и право на проведение хозяйственной деятельности непосредственно ОО. Как я понимаю, это может открыть путь к самофинансированию ОО, а это на данный момент является едва ли не основной проблемой всех ОО на территории страны — до этого времени они вынуждены были либо жить за счет своих взносов, что сужало поле деятельности, либо же за счет спонсоров, разного рода грантодателей, что привязывало их к выполнению задач, интересующих, скорее, спонсоров. Ну, и процесс регистрации часто был настолько продолжителен, что его обходили и попадали в ловушку незаконной деятельности. Надеюсь, что это немного снимет и эту проблему. Но все это произойдет только тогда, когда в последний момент в закон не будут внесены какие-то поправки, которые все нивелируют.
Подготовили Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск; Николай СЕМЕНА, Симферополь
Четыре тревожные тенденции«За последние несколько лет реальные реформы были внедрены благодаря усилиям не власти или оппозиции, а гражданского общества»
В Киеве состоялся четвертый форум Гражданской ассамблеи Украины, в котором приняли участие представители самых активных общественных организаций из всей Украины. Сегодня ГАУ — самая крупная в Украине сеть, объединяющая более 400 общественных организаций из всех регионов. Об основных итогах форума — в комментариях участников Игоря Когута, Александры Матвийчук и Светланы Залищук.
Игорь КОГУТ, председатель совета «Лаборатории законодательных инициатив»:
— На современном этапе самый большой вызов — возможность непосредственного общения, формирования сетей, социального капитала, налаживания контактов и таким путем решения ключевых потребностей общества: доверия, сотрудничества, солидарности. С другой стороны, была предложена концепция гражданской конституционной ассамблеи для привлечения граждан к подготовке новой Конституции Украины. Наличие пикетирований, перформенсов свидетельствует, что мы имеем такие подснежники гражданской весны. Если этот процесс будет продолжаться и граждане будут отстаивать свои права, идеи и взгляды, тогда мы будем приближаться, по крайней мере, к какому-то прообразу гражданского общества. Желательно, чтобы это не утихло, по крайней мере, до следующих парламентских выборов и чтобы это носило в себе определенные признаки идеологичности. Мы должны понять, что для Украины сегодня очень важна «десоветизация», отказ от советских штампов и управления, формирование новых представлений о Европе и месте Украины в этом сообществе. Это касается демократизации не только как аспекта выборов, а демократии как привлечения граждан ко всем этапам жизнедеятельности страны. Ну и, конечно, это более широкие полномочия сообществам. Именно этому была посвящена основная дискуссия.
Были приняты документы, касающиеся проблемы самореализации населения, в частности, когда завершилось заседание гражданской ассамблеи, в Верховной Раде подходило к концу голосование Закона «Об общественных организациях». Фактически пункт о принятии данного закона был снят с резолюции, хотя мы до сих пор ждем подписи Президента. Второе — форум говорил также о том, как стимулировать общественную активность через разные самоуправляющиеся сети. Третье — это как можно более широкое привлечение граждан к обсуждению последующей судьбы Конституции. И, наконец — выборы, прежде всего — их прозрачность, честность кампании. Ведь выборы — это один из аспектов нашей евроинтеграции. Мы уже не раз говорили, что европейская интеграция — это не дипломатические отношения, не отношения высшего политического уровня, а те процессы, те реформы, к которым каждый из нас приобщается ежедневно. Это каждая перемена, на которой мы настаиваем, которую мы сегодня осуществляем.
Александра МАТВИЙЧУК, сеть правозащитных организаций:
— Я на докладе представила точку зрения правозащитных организаций, и мы определили четыре тревожные тенденции, на которые нужно обратить внимание не только организациям, работающим в сфере прав человека, но и всем общественным организациям. Первое — это рост уровня бедности и социального неравенства, то есть это лишение граждан Украины обеспечения своих социально-экономических прав. Вторая важная тенденция: согласно нашим данным, в 2011 году стало заметным такое явление, как политические репрессии. Это преследование гражданского общества, журналистов, общественных деятелей, активной молодежи за их общественную деятельность. Этому нужно дать надлежащую оценку и остановить. Третье — это потеря независимости судебной системы — давление на суды и вмешательство в ход судебных дел. Четвертая тенденция — криминальная правовая политика. Согласно нашим подсчетам, если в 2010 году каждые 40 секунд в участке милиции имели место пытки или плохое обращение с задержанными, то в 2011 году оценочное количество пострадавших от насилия в правоохранительных органах выросло.
Светлана ЗАЛИЩУК, «Новый гражданин»:
— Форум напоминал сверку часов для многих общественных деятелей, общественных инициатив, организаций, приехавших из разных областей Украины. Люди анализировали, что произошло в течение последних нескольких лет, как можно решать проблемы. Мнения были разные, но общим было мнение, что ситуация в стране ухудшается. Настоящего государственного лидерства у нас нет, реальные программы реформирования не внедряются, часто ограничиваются только пиаром. Очень важно, чтобы общественные лидеры делились идеями и мнениями относительно того, как можно решать ситуацию и как эти реформы могут рождаться снизу. Много говорили именно об этом. В контексте успешных практик самоорганизации речь шла о том, что за последние несколько лет реальные реформы — как принятие Закона «О доступе к публичной информации» и «Об общественных организациях» — были внедрены не благодаря усилиям власти или оппозиции, а благодаря усилиям гражданского общества. Благодаря их идеям, активным действиям, которые фактически заставили власть принять эти законы. Было несколько панелей, где люди (в частности, из регионов) рассказывали свой план действий относительно парламентских выборов. Это позволило понять, где и как мы можем объединить усилия. Это очень важно, за последние несколько лет мы показали, что нам удается решать некоторые проблемы именно благодаря объединению.
Евгения ПОДОБНАЯ
Выпуск газеты №:
№54, (2012)Section
Подробности