Сидеть сразу на двух стульях — старая мечта украинца
К превеликому сожалению, мне кажется, что Украина и ее народ так и не усвоили ни одного из уроков, которые преподала им История. Именно поэтому нужно говорить о тех уроках, которые Украина так и не смогла усвоить.
Первая и, на мой взгляд, важнейшая проблема Украины заключается в том, что наш Президент, наше правительство, украинский народ в целом никак не могут определиться с приоритетами развития нашего государства. Мы не способны четко очертить свою позицию, как-то: «Цель нашей внешней политики — вступление в Европейское сообщество, реальное, а не номинальное участие в работе Европарламента и тому подобное» или наоборот — «Мы желаем всесторонней интеграции с Россией, стремимся вступить в союз России и Беларуси, выступаем за предоставление русскому языку статуса государственного...» Но старая мечта рядового украинца сидеть сразу на двух стульях не позволяет сделать окончательный выбор в пользу той или другой позиции. Конечно, я не призываю повернуться спиной к России или странам Запада, но направление движения государства должно быть определено четко.
Именно подобная неопределенность помешала Украине стать полноценным государством еще в начале века — мы не знали, за белых мы или за красных, за немцев или за большевиков. Если копать глубже, видим пример Украины со времен Руины — украинские гетманы также не могут определиться с тем, кого они видят своим союзником, «стратегическим партнером», если говорить современным языком.
К превеликому сожалению, Леонид Кучма, который ставил перед Верховной Радой подобный вопрос во времена своего премьерства, за пять президентских лет также так и не смог дать на него ответ.
Другой горький урок — это взаимоотношения с Россией. Возможно, что у многих этот тезис вызовет возмущение, но это действительно так. Россия не хочет и не может (из-за своего менталитета) строить с Украиной равные, партнерские отношения. Мы уже не один раз обожглись на нашей жажде интеграции с Москвой. Так было во времена Богдана Хмельницкого, так было во времена Михаила Грушевского. У меня вызывают большие сомнения перспективы другого сценария — отношений на основах равенства и при условии интеграции на данном этапе, к которому нас так активно призывают товарищи Симоненко, Витренко и их соратники.
Третий урок — это убеждение, что политика не касается каждого. Есть одна пословица, которая точно передает направление мысли нашего гражданина: «Моя хата скраю — ничего не знаю». Наши граждане никак не хотят осознать, что политика как сфера жизни касается всех в целом и каждого в отдельности, а не только властной элиты или чиновников. Я не призываю всех ходить на демонстрации или вступать в какую-то политическую партию, но участвовать в выборах и следить за политической ситуацией в стране нужно обязательно.
Еще одна проблема — это недоведение дел до конца. В 1618 году Петр Сагайдачный развернул свои войска у самой Москвы, хотя российская армия уже не сопротивлялась. Богдан Хмельницкий в похожей ситуации, только в Польше, сделал то же. Мы не смогли защитить УНР именно потому, что не захотели, потому что это надоело. Именно этим и воспользовались большевики, на семьдесят с лишком лет узурпировав право решать нашу судьбу, судьбу нашей страны. Много подобных примеров и сейчас: неокончательное разрешение проблем крымских татар, половинчатые решения в реформировании угольной отрасли, АПК, в вопросах приватизации.
И последнее — из новейшей истории Украины. Об этом многократно писали, но об этом нельзя не вспомнить. Речь идет о неспособности нашей элиты объединиться ради определенной цели, поступиться своими амбициями в пользу государства. Больше семидесяти политических партий, пятнадцать кандидатов на должность президента — не многовато ли? Именно поэтому хочется верить, что «каневская четверка» станет приятным исключением и положит начало традициям объединения, а не размножения, раздела политических партий, движений, фракций и тому подобное.
Вадим ОСАДЧИЙ, студент-политолог
Выпуск газеты №:
№192, (1999)Section
Подробности