«Скрепа» коалиции
Эксперты «Дня» — о расширении полномочий секретаря СНБО и назначении Александра Турчинова
Свыше четырех месяцев в стране не было секретаря СНБО. И это — в условиях войны! Сегодня эта вакансия наконец-то была заполнена. Президент Петр Порошенко, как давно прогнозировало много экспертов, назначил на эту должность Александра Турчинова. «Назначить Турчинова Александра Валентиновича секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины», — говорится в указе главы государства. В настоящее время Турчинов является руководителем фракции «Народный фронт» в Верховной Раде. Раньше с 22 февраля по 27 ноября 2014 года занимал должность Председателя ВР, а с 23 февраля по 7 июня 2014 г. исполнял обязанности президента.
«Я лично считаю, что это наиболее удачная и эффективная кандидатура, потому что Александр Турчинов это тот человек, которому не нужно времени на раскачку, поскольку он полностью владеет ситуацией. Одним из ключевых элементов враждебной стратегии является внесение раскола в единство политических сил. Поэтому, кроме ситуации на фронте, кроме ситуации в Донецкой и Луганской областях, перед Александром Турчиновым стоит чрезвычайно важная задача по стабилизации внутриполитической ситуации», — заявил вчера глава государства после представления Турчинова на должность секретаря СНБО.
«Против нашей страны ведется системная и жестокая война, и для нас с вами нет альтернативы — как победить в этой войне, — это уже заявил новый секретарь СНБО Александр Турчинов. — Но для этого нам нужна мобилизация всех ресурсов в государстве. Для этого необходимо эффективное взаимодействие и координация между всеми составляющими оборонного блока и блока безопасности в Украине. СНБОУ должна стать центром принятия эффективных действенных решений по защите нашего государства. И я убежден, вместе мы способны это обеспечить».
Напомним, на прошлой неделе Верховная Рада в первом чтении проголосовала за внесение изменений в закон об СНБО Украины. Что означают эти изменения? Чего следует ждать от нового секретаря Совета национальной безопасности и обороны?
«НА СЕГОДНЯ ЭТО ОПТИМАЛЬНАЯ КАНДИДАТУРА. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ПОЛИТИЧЕСКОМ БАЛАНСЕ»
Евгений МАРЧУК, государственный деятель:
— Как бывший секретарь СНБО, занимавший эту должность в течение 3,5 лет, я скажу так: все зависит от того, кто является секретарем СНБО. Дополнения, появившиеся в законе о СНБО, например, контроль и координация, были и раньше. Есть действующий закон об СНБО и есть сектор СНБО в Конституции (в разделе «Президент Украины»), потому опасения, которые сегодня высказываются, — мол, Президент отдаст в руки Турчинову координацию всем силовым сектором, — не всегда имеют достаточно оснований. Дай Бог, чтобы Президент отдал часть координации, ведь до сих пор выглядело так, что координацией всего силового сектора занимается исключительно лично Президент. Институт Президента должен этим заниматься — например, в Администрации есть человек, который курирует силовой сектор (Косюк не был куратором силового сектора в АП, ему поставили задачу по обеспечению), но не всегда лично сам глава государства.
С одной стороны, я не чувствую чего-то опасного в том, что Турчинов возьмет на себя излишнее управление силовым сектором. Даже по характеру мы видим, что Президент не стремится кому-то отдавать полномочия. С другой стороны, хорошо, что в общество запущен импульс концентрации на СНБО, который координирует силовой сектор, потому что после Парубия (уважаемый человек, но правильно сделал, что ушел с этой должности) Президент до некоторой степени игнорировал механизм СНБО. В каком смысле? Заседание он проводил достаточно часто, но зная, что такое машина любого института и зная, что такое Аппарат СНБО, возникает вопрос — кто контролировал выполнение решений на этих заседаниях? Ведь в конце любого решения СНБО, которое вводится в действие Президентом, написано — контроль за выполнением возлагается на секретаря СНБО. По этой причине, кстати, у секретарей СНБО часто были конфликты с правительством, премьер-министрами.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Поэтому хорошо, что назначение наконец состоялось. Если там есть дополнительные функции, я не вижу в этом ничего плохого. Только пожелание, в том числе Президенту, чтобы он в хорошем смысле продемонстрировал, что механизм СНБО является дополнительным рычагом, чего до сегодняшнего дня не наблюдалось. Секретарь имеет контролирующую функцию, представляет в парламенте документы, инициированные Президентом, а также представляет главу государства в международных структурах.
Насколько Турчинов соответствует этой должности? Если это политический жест, чтобы не было конфронтации с «Народным фронтом», тогда это укрепление коалиции. С точки зрения опыта, Турчинов прошел достаточно сложный этап. Конечно, были ошибки, но приписывать их только ему, будет сейчас не очень правильно и несвоевременно. Хотя национальная безопасность не его специализация в политике, но он успел почувствовать государственную машину, ее слабость, когда — происходила аннексия Крыма, когда вообще несколько дней государственность держалась на волоске. Я думаю, на сегодня это оптимальная кандидатура с учетом политического баланса.
Я бы посоветовал Турчинову начать с системной подготовки — имеется ввиду не только внутренняя законодательная база и ее история, но и международно-правовая база. Думаю, в обществе есть кому оценивать его деятельность, тем более деятельность эта публичная. Будем поддерживать, но промахи и неосмотрительные решения — оценивать по сути. Здесь вопрос стоит и относительно фундаментальных вещей. Речь идет о научной разработке концепции новой Военной доктрины, а это непросто. Кроме того, у нас есть большой Институт стратегических исследований. Я думаю, что Владимир Горбулин будет помогать Турчинову. Национальная безопасность требует глубоких, а не скороспелых подходов. Нужно правильно распределить исследования — тактические, стратегические. Поэтому если Турчинову удастся разумно, кроме текущей работы, организовать тактическую и стратегическую аналитику, тогда будет результат.
«НАЗНАЧЕНИЕ ТУРЧИНОВА — ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КОРОТКОЙ КАДРОВОЙ СКАМЬИ У ПРЕЗИДЕНТА»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко:
— Создается такое впечатление, что для нашего руководства вопрос обороны страны от военной агрессии не является первоочередным. Должность секретаря СНБО с момента увольнения Парубия была вакантна. Я оцениваю назначение Турчинова как доказательство короткой кадровой скамьи у Президента. Но сразу появляется масса вопросов. Почему был фактически сдан Крым? Кто в это время отвечал за состояние национальной безопасности и территориальную целостность страны? Почему и.о. Президента не действовал в соответствии с Конституцией и законодательством, где предусмотрена деятельность в условиях военной агрессии и обороны страны? Почему террористам без всякого сопротивления было разрешено оккупировать Донбасс? В это время мы видели абсолютную бездеятельность СНБО Украины. Именно Турчинов руководил Советом безопасности и возглавлял страну в это время. Почему отпор оккупантам начался лишь после инаугурации Президента Порошенко? Все это потянуло за собой нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины. И ожидать от Турчинова мы можем того же, как он вел себя в прошлом на должности и.о. Президента.
Одна из версий этого назначения — Турчинову искали должность. Такая же ситуация была с Порошенко, который после Помаранчевой революции должен был быть назначен главой ВРУ. Сам он хотел быть премьером, но Ющенко дал такое обещание Тимошенко. Яценюк тоже был в этой обойме, потому для Порошенко нашлась лишь должность секретаря СНБО. Впоследствии это ведомство начало перебирать на себя функции правительства. Но вопросами безопасности и обороны Украины этот орган не занимался.
То же самое произошло, когда Ахметов достиг соглашения с Ющенко, чтобы вернуть регионалов к власти. Тогда Янукович был сделан премьер-министром, а по просьбе донецкого олигарха секретарем СНБО была назначена Раиса Богатырева — его близкая соратница. Точно такой же кульбит провели с Клюевым, который был одним из самых влиятельных людей в Партии регионов и хотел получить важную государственную должность.
К сожалению, у нас национальная безопасность все это время была никому не нужна и финансировалась по остаточному принципу. А СНБО со временем превратился в отстойник для проворовавшихся и обанкротившихся деятелей, политиков. Среди политических банкротов на должности секретаря СНБО был Гавриш, которого отставили с ключевых позиций в ПР. Там же оказался Сивкович, экс-генпрокурор Медведько.
Совет безопасности также использовался в качестве инструмента противодействия другим ветвям власти. О социальной компетенции и конституционных функциях Совета безопасности забыли. А он должен осуществлять координацию деятельности всеми элементами обеспечения нацбезопасности.
Но сейчас есть проект реформирования СНБО, и он действительно может занять свое место в системе национальной безопасности и обороны. Однако, исходя из нашей традиции назначений, вероятность оптимистического сценария не слишком велика.
Выпуск газеты №:
№237, (2014)Section
Подробности