Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Социальная опора

Не спилила ли собственноручно «партия мира» ветку, где сидела она сама?
24 октября, 11:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Лишь две трети украинских граждан считают Россию страной-агрессором, зато почти четверть украинцев с этим не согласны. Такими, мягко говоря, безумными являются результаты недавнего социологического опроса. И они не случайны — они в целом стабильны на протяжении двух лет и закономерны.

Но обо всем по-порядку.

Команда президента Зеленского любит называть себя «партией мира», особенно в общении с западными политиками и журналистами, — в противовес «партии войны» (Порошенко, Турчинов, Парубий, Яценюк) и «партии капитуляции» (Медведчук, Бойко, Рабинович). Мол, упомянутые политические группировки настроены или на бесконечную конфронтацию с Россией и войну на Донбассе, или на признание неправоты Украины в этом конфликте и отказ от защиты национальных интересов. А вот мы — другие, мы принципиальные, мы патриоты, но без перебора, для нас все украинцы одинаковы, каких бы политических взглядов они ни были, мы не выискиваем врагов, мы призываем к дружбе, к общему труду на благо нашей мирной и гуманной страны.

Что ж, каждая политическая сила имеет право оценивать себя и других так, как она того хочет (желательно, конечно, в пределах норм порядочности и правдивости). Каждая политическая сила выбирает, какие агитационные формулы ей использовать, какими словами стучаться в сердца избирателей, как сплачивать граждан вокруг выполнения своих программ. И, наконец, каждая политическая сила несет (точнее, должна нести) ответственность не только за свои практические действия, но и за оценки и лозунги, выраженные публично, — ведь они непосредственно воплощаются в поступки и настроения миллионов и миллионов сограждан.

Как в этом плане с отечественной «партией мира»?

Если коротко, ей удалось успешно вложить свои установки и лозунги в массовое сознание и, главное, подсознание миллионов граждан Украины. Вспомним: и президентская, и парламентская избирательные кампании «партии мира», она же «Зе!команда», строились на системе вброшенных в публичное пространство якобы бесспорных, абсолютно истинных постулатов, среди которых, пожалуй, главными были следующие: война на Донбассе началась из-за безответственной политики тогдашнего «евромайдановского» киевского руководства; против украинских воинов воюют не россияне, а такие же украинцы, только с другими взглядами; мира искренне хотят простые люди по обе стороны фронта, и следует лишь прекратить стрелять, чтобы открыть путь к миру; на войне наживалась власть Украины, которая пришла в 2014 году, она была заинтересована в ее продолжении и усилении; все граждане Украины должны объединяться, общее у них преобладает.

И так далее, и так далее. Что бросается в глаза: такая пропаганда началась не в этом году.

Результат: этой весной, в разгар президентской избирательной кампании, число тех, кто не считал Россию агрессором, подбиралось к 30% граждан Украины. Благодаря Путину, это число сейчас несколько уменьшилось. Впрочем, последние два года — с тех пор как начался марш к власти «партии мира», тогда еще скрытый за вуалью «экспертных мнений» — оно стабильно было и остается высоким.

В итоге имеем то, что имеем. Скажем, заметно изменились доминантные настроения на киевских базарах, которые и во время Помаранчевой революции, и в зиму Революции достоинства, и в период ожесточенных боев на востоке страны в 2014-15 годах показывали высокий градус национального сознания (немало мужчин из них пошли воевать добровольцами в первое, самое критическое время). А вот теперь нередко услышишь разговоры между продавцами или продавцами и покупателями наподобие: «Эту войну обе стороны начали из-за денег. Если бы Порошенко не давил на Донбасс, то они не взялись бы за оружие. Война эта никому не нужна, ее следует как можно быстрее заканчивать...» И что интересно: нет желающих отрицать эти утверждения, которые с фактографической стороны не выдерживают критики, — ведь при чем здесь Порошенко, если речь идет о начале войны? Тогда, весной 2014-го, он был лишь одним из депутатов, а когда стал в начале июня президентом — и «ЛНР» с «ДНР» были провозглашены, и Гиркин-Стрелков уже захватывал город за городом, и убивали украинских патриотов на Донбассе только за «неправильные» взгляды, и в поход на Харьков «добровольцы» из-за «поребрика» уже готовились идти. Однако мощная телепропаганда «партии мира» смогла сформировать ложную историческую память у миллионов граждан Украины. Вопрос только в том, специалисты из олигархического телевидения сделали этот кунштик самостоятельно или в сотрудничестве с экспертами ФСБ-ГРУ.

Ну, а настроения части жителей многих сел Киевщины вообще за гранью социального безумия. Оказывается, и россияне наши братья, и матери везде плачут за призванными на войну детьми, и Порошенко последняя свинья, а вот Зеленский — это свой парень, сельский учитель. Начнешь спрашивать: а в вашем селе многих забрали? Оказывается, всего лишь троих, и все они пошли воевать добровольно, никто не погиб, все вернулись с наградами. Но все равно — «матери плачут, с русскими братьями нас рассорили, а Путин никому не сделал ничего плохого».

Уверен, таких настроений хватает не только в Киеве и на Киевщине. Следовательно, данные всеукраинского опроса, проведенного в конце сентября Социологической группой «Рейтинг», выглядят еще довольно оптимистично: 68% опрошенных считают Россию страной-агрессором в отношении Украины, 23% — противоположного мнения, остальные — не определились. При этом на Западе и в Центре страны не менее 70% считают Россию агрессором, зато на Юге таких только половина, а на Востоке 40% (47% — противоположного мнения). Еще немного усилий «партии мира» в плане антивоенней пропаганды, направленной против «режима Порошенко» и «партии войны», — и восточные регионы Украины Путин сможет взять если не голыми руками, то с помощью нашествия вооруженных до зубов то ли боевиков «ЛДНР», то ли «миротворцев», которые войдут туда по «просьбе местного населения», чтобы «вынудить к миру националистов и фашистов». В таких сценариях, к сожалению, нет ничего фантастического, достаточно вспомнить сотворенное в последние десятилетия «кремлевскими чекистами» и их «агентами влияния».

Некоторые другие показатели, выявленные опросом, тоже не вдохновляют. Так, 34% выступают за прекращение военных действий и признание территорий «ЛДНР» временно оккупированными, за замораживание конфликта, 23% — за предоставление этим территориям статуса автономии в составе Украины. При этом «за скобками» остается проблема: а как прекратить военные действия в ситуации, когда противник их не прекратит, и как предоставить статус автономий тем, кто хочет чего-то значительно большего, собственно, превращения Украины в конфедерацию? Но только 23% респондентов трезво смотрят на проблему и выступают за продолжение военных действий до полного возобновления украинской власти на всем Донбассе, что не означает наступления на вражеские позиции или его физического уничтожения, — речь о сдерживании агрессора силой оружия, ведь именно это на него больше всего действует.

Прибавим к этому данные мониторингового опроса, который проводит Киевский международный институт социологии относительно отношения украинцев к России. За последние два года имеем постоянное улучшение этого отношения. В конце 2017 года хорошо и очень хорошо к России относились 37% опрошенных, в феврале 2018-го — уже 45%, в октябре того же года — 48%, а в разгар президентской избирательной кампании в марте 2019-го — 57%. Случайность? Искренние народные стремления? Ой. Бросается в глаза, что после окончания избирательных гонок это отношение несколько ухудшилось — в сентябре 2019 года хорошо и очень хорошо относились к России 54% опрошенных украинцев (плохо или очень плохо — 35%).

Теперь реалистично настроенных граждан, как видим, немного. Так или иначе, цифры все равно подтверждают массовое общественное безумие. Еще немного пропаганды «немедленного мира» — и ситуация станет критической. Потому что речь будет идти не о мире, а о капитуляции, какими бы словесами она ни маскировалась. Следовательно, «партия мира» вынуждена будет, потеряв свою социальную опору, конкурировать с известной «платформой» за звание «партии капитуляции» — правда, «почетной» и «выгодной», ведь именно в таких обертках ее будут преподносить обществу. Уже сегодня председатель парламентского комитета по иностранным делам Богдан Яременко (понятное дело, «Слуга народа») заявил, что представители власти готовы отказаться от риторики о России как агрессоре для достижения компромисса с Москвой, более того, даже толерировать послабление санкций. В случае отказа России от компромисса Яременко предлагает усилить антироссийские санкции. Но в случае если Россия соберется «вернуть Украине всех пленных, задержанные военные суда, выполнить решение международного суда относительно отмены решения о запрете деятельности Меджлиса и допустить на территорию Крыма постоянную мониторинговую миссию ОБСЕ», то агрессором, по Яременко, Украина уже ее в официальных документах не будет называть. Хотя оккупация Крыма и значительной части Донбасса будет продолжаться, хотя репрессивный российский режим не изменится. Вот это и является капитуляцией в прекрасной миролюбивой обертке, не так ли?

А на внутриполитической арене это непременно отразится в виде нового заметного снижения числа тех, кто будет считать Россию агрессором, кто будет готов дать отпор новым попыткам дестабилизации и раскола Украинского государства. Потому что мы братья и Путин нам не враг, это славного парня Зеленского националисты ввели в заблуждение, хватит с нас войны, матери плачут, нужно просто перестать стрелять, потому что по ту сторону линии фронта такие же украинцы, как и мы.


ГОЛОС ИЗ ФБ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать