Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Социальный капитал с украинским акцентом

30 октября, 19:01
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Наступило время говорить о моральных аспектах европейской и евроатлантической интеграции. Очевидным является факт, что некоторые чиновники, должностные лица и парламентарии исповедуют в своих высоких кабинетах одни моральные нормы, другие — во время международных встреч, во время которых прибегают к неприсущим им функциям корректирования внешнеполитического курса. Понятно, что в своих действиях и высказываниях они руководствуются интересами собственного капитала или олигархата, который привел их к власти. И опять другое они обещают на митингах, перед электоратом.

Украинский народ в массе не очень чувствителен к внешнеполитическим шагам руководителей государства. Хотя принято считать, что внешняя политика является отражением внутренней, иногда — неуклюжей. По утверждению заведующего отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины Ольги Балакиревой, наивысший уровень доверия населения к НАТО — 39% — был зафиксирован в июне 2002 года. А в начале 2006 года «общественное мнение выразило наибольший показатель недоверия — 62%».

Отсутствие единения в украинском обществе относительно восприятия Альянса ученые и политики объясняют разными причинами. Это — последствия антинатовской пропаганды советской эпохи, оставшейся в памяти старшего поколении. Использование во время прошлых выборов несколькими партиями левого, регионального, социал- демократического направления пиар- технологий, которые базируются на противопоставлении понимания людьми на Востоке и Западе значения евроатлантического курса для безопасности страны. Попытка провести референдум по вопросу вступления в НАТО в то время как значительная часть общества не владеет достаточной информацией об Альянсе.

У многих граждан было ощущение того, что после выборов в Верховную Раду общество более рассудительно будет воспринимать все идеи о возвращении страны в Европу. Но не так случилось, как предполагалось. По разным причинам Верховная Рада еще не стала в полной мере законодательным органом, который гармонично формирует эффективную демократию. Государственным институтам очень трудно ощущать партнерское плечо политической системы. А должностные лица, парламентарии и чиновники аппарата иногда так далеки от национальных, государственных ценностей, что не способны их поддерживать и защищать.

Брюссельские заявления премьер- министра о том, что Киев не будет торопиться выполнять План действий относительно членства в НАТО (ПДЧ), также произвели неоднозначное впечатление как в Украине, так и за ее пределами. Придется забыть о надежде «оранжевой» части власти на то, что НАТО предложит Украине ПДЧ уже в текущем году. И сегодня уже трудно представить, что будет с проектами, которые готовились во многих министерствах и ведомствах для первой будущей годовой программы в рамках Плана действий относительно членства в НАТО.

Осознавая логику исторического процесса, мне, как и каждому проукраинскому политику, хотелось бы ускорить, усилить сотрудничество Украины и ведущих субъектов безопасности на европейском континенте — НАТО, ЕС, РФ. Относительно России — известно, что она намного больше, чем Украина, сотрудничает с НАТО. Особенно в военно-технической сфере: успешно развиваются оборонные технологии. Ведь для стран — членов НАТО нет жестких ограничений в выборе поставщиков военной техники.

Недавно российский военный корабль участвовал в учениях Active Endeavor. На его мачте развевался натовский флаг. Учения проходили в Средиземном море под эгидой НАТО. И ни одна общественная организация в РФ против этого не митинговала. Не выступали и российские политики, участники антинатовских митингов летом в Крыму.

Отдельные должностные лица считают ситуацию с не приглашением к ПДЧ не совсем безнадежной для нашего государства, учитывая длительный опыт сотрудничества с Альянсом и обещание премьер-министра создать позитивный имидж НАТО в Украине.

Задача патриотически настроенных парламентариев, политиков — продолжать добиваться того, чтобы правительство не сворачивало программу евроатлантического сотрудничества. Для этого нужно усилить публичную дипломатию. Вот почему на первый план выходит моральный аспект отношения к сотрудничеству Украина — НАТО. Обществу одинаково важно, как министерства и ведомства выполняют планы сотрудничества с этой международной организацией и с каким пониманием относятся к Альянсу ведущие политические партии и общественные объединения.

Хорошим интеллектуальным тренингом в этом плане для украинской политической элиты была встреча с известным гуру мировой философской мысли Френсисом Фукуямой. Хорошо, что в Украине нашлись люди, считающие целесообразным организовать его публичную лекцию и участие в дискуссиях. Но почему в украинском политикуме и олигархической среде не нашлось тех, кто проспонсировал бы перевод книг уважаемого автора? Одну, правда, перевели в Украине тогда, когда идеи этой работы утратили популярность. У россиян вместо этого были изданы новые произведения: «Сильное государство», «Наше постчеловеческое будущее», «Доверие».

Именно в Киеве Ф. Фукуяма акцентировал внимание на собственном определении социального капитала: «Считаю, что социальный капитал — это нормы, неформальные нормы или ценности, которые делают возможными коллективные действия в группах людей». На скромном опыте существования украинских общественных организаций, в том числе и тех, которые пропагандируют правдивые знания о трансформирующемся Альянсе, о вызовах, которые возникают перед этой организацией безопасности, можно сделать вывод о том, как добровольные общества объединяют людей и продвигают демократические нормы общежития в общество. Об этом и напомнил украинским политикам Ф. Фукуяма, ссылаясь на своего великого предшественника Токвиля.

Для меня лично моральные аспекты европейской и евроатлантической интеграции базируются на двух постулатах, которые неизменно должен исповедовать каждый украинский политик: не воровать и не врать. Но такой политик должен быть прочно интегрирован в Украинское государство, жить и дышать украинским патриотизмом. Он не должен переступать через собственное достоинство, когда ему бросают обвинение: «Кто вывел эту формулу для Украины, как вступить в НАТО и сохранить дружеские отношения с РФ?» Достойные поступки может совершать только тот, кто (согласно мнению американского философа) является мощным носителем базовых ценностей.

Недавно в известной телепрограмме народный депутат Украины Григорий Немыря очень четко призывал при определении места Украины в мире не подменять внутренние проблемы противопоставлением дальнейшего продвижения к НАТО или к России. Он справедливо отметил: «Разве угроза Украине исходит со стороны НАТО? Нет. Разве угроза Украине исходит со стороны России? Нет. В том понимании, как это всегда традиционно воспринималось. Откуда надвигается угроза Украине? С самой Украины. Если попробовать определить, в чем суть этой угрозы, — то она в союзе, в слиянии, в альянсе большой политики, большого бизнеса и организованной преступности, коррупции».

Давно прошли выборы и, казалось, ловкачи зачехлили пиар-проекты о «натовском сапоге, который топчет украинскую землю», о «братьях-славянах, которых натовский генерал пошлет на мировую битву». Но ведь на смену им пришли десятки исключительно русскоязычных информационных проектов и просто круглых столов, которые щедро организовывают новоиспеченные «институты» одного директора, одной евроазиатской идеи. Все почему-то считают «за счастье» «вдалбливать» украинской верхушке, что «славяне — великая имперская нация, которая была и будет», и еще что-то подобное на уровне советской демагогии.

Как же тогда не испугаться маленькому украинцу, что его вынесло во власть первичное накопление капитала? Как защищать интересы собственного государства от имперских посягательств, ведь сначала нужно защитить свой бизнес, своих родственников и кумовей? А тут еще и электорат в большинстве выступает против вступления в НАТО. Синхронно давят международные события: Москва выселяет грузинов и угрожает стране Саакашвили. Непризнанное Приднестровье рвется в парламенты Европы, чтобы те признали результаты референдума, потому что его уже признала Госдума РФ.

В Киеве первый президент Леонид Кравчук и высшее руководство СДПУ(о) уже готовы судиться с ЦИК за непроведение референдума относительно вступления в НАТО. Хотя премьер-министр в интервью одному из многочисленных изданий РФ, имеющему совместные проекты в Украине, обещает такой референдум не только среди населения, но и в парламенте.

Очевидным является факт, что «не таковские», «витренковские» потуги многим партийным неудачникам хочется сохранить до новых выборов. «Регионы» уверены, что задержатся при власти. Поэтому стремятся политическими уступками торговаться за цену на газ. А при чем здесь НАТО?

На сегодня — это убедительная составляющая европейской безопасности. 80% Плана действий Украина — НАТО является напоминанием, подсказкой, как наладить борьбу с коррупцией, как провести судебную реформу, как сделать свободными и ответственными средства массовой информации.

Во время выступлений против совместных учений украинского войска и представителей войск стран Альянса из уст левых сторонников «свободного Крыма» и их вдохновителей из соседних государств звучало достаточно много фантасмагорических заявлений относительно «танков и пушек военной организации». Почти две недели украинский телерадиоэфир наполнялся сюжетами о преисполненных гнева женщинах преклонного возраста, которые своими действиями и высказываниями клеймили политику государства.

С разъясняющими комментариями спохватились позже, и то как-то хило и безразлично. Может, лето помешало власти быть активной, когда речь идет о престиже страны, может, мораль с двойным дном сдержала многих парламентариев, которые охотно выступают национальными патриотами на …своих рабочих местах. В Верховной Раде, перед телекамерами.

Прошло. Забыли. А нужно бы вспомнить один очень важный документ — «Государственную программу информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004 — 2007 годы». «Государственная программа…» состоит из восьми разделов, которые содержат акценты на организационные мероприятия, информационные мероприятия, изучение и мониторинг общественного мнения, медиа-проекты и мониторинг средств массовой информации, подготовку и издание печатной продукции, мероприятия для преподавателей учебных заведений, мероприятия для студентов высших учебных заведений и молодежи, мероприятия для военнослужащих.

Очень хорошая и разумная цель у этой «Государственной программы…» — расширение и обогащение информированности граждан об интеграции Украины в НАТО, о состоянии и перспективах сотрудничества Украины с Альянсом, углубление представлений и знаний о НАТО как организации, обеспечивающей архитектуру европейской безопасности. Благородность воплощения этого документа усиливает и перспектива повысить осведомленность молодежи относительно преимуществ интеграции. Текст программы направлен на то, чтобы активизировать граждан и политических деятелей к обсуждению форм и направлений сотрудничества Украины с НАТО.

Вот только бюджетом на эти цели в 2007 году предусмотрено почти на 2 млн. грн. меньше, чем в 2006 году. Бюджетные расходы на информирование населения также были небольшими в центральноевропейских странах, недавно ставших членами Альянса. Но там средствами помогал национальный капитал. Таким способом представители бизнеса хотели быстрее открыть двери для крупных инвестиций.

«По воле народа курс нашего государства на членство в Европейском Союзе и НАТО будет осуществлен», — так убедительно и уверенно сказал Президент Украины в речи по случаю 15-летия Независимости Украины.

Однако еще нужно помогать всеми возможными способами сформироваться этой воле народа или и далее наблюдать за тем, как нам расформировывают ее активные соседи… и зовут в другую сторону.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать