Социологический PR в действии
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011117/4211-4-2_0.jpg)
Чем ближе начало избирательной кампании, тем активнее в политическом процессе используется технология социологического PR-a — заказные исследования общественного мнения, рейтингов политических партий и лидеров, которые дают не столько реальную картину общественного мнения, сколько ее «образ», выгодный интересам заказчиков и размещаемый в средствах массовой информации. Так называемых «исследований», вызывающих немало вопросов и сомнений, появляется все больше и больше. К примеру, в «Вечерних вестях» и других изданиях, близких к Юлии Тимошенко, публикуются данные опросов некой Лаборатории социологических исследований, которая, естественно, дает замеры общественного мнения в пользу «Батькивщины», ФНС и самой Юлии Тимошенко. Что это за анонимная Лаборатория, кто, где и как проводит под ее вывеской свои иследования? Сказать практически невозможно, поскольку информации о руководителях «Лаборатории» и проводимых исследованиях, а также каких-либо внятных данных о параметрах опросов не приводится.
Последней «сенсацией» стали результаты некоего исследовательского центра «Имидж-контроль», который презентовал 13 ноября данные «уникального» для Украины социологического исследования. Не комментируя результаты, следует отметить некоторые детали, которые вызывают вопросы по отношению и к организации, и к самому исследованию.
Результаты масштабного социологического исследования представила организация, которая практически не известна на рынке социологических услуг, в том числе и своими предыдущими исследованиями. И вдруг «сразу» она проводит опрос 20 тыс. респондентов по всей Украине. Любой специалист, более или менее знакомый со сложностью создания, поддержания и контроля всеукраинской сети респондентов, позволяющей проводить общенациональные репрезентативные опросы, скажет, что создать такую сеть и провести подобное исследование достаточно непросто. В Украине всего несколько социологических центров, которые регулярно проводят всеукраинские социологические опросы на выборке в 1200—2000 человек.
Среди более или менее заметных социологических центров «Имидж-контроль» замечен не был. Скорее всего, этo организация, созданная под выборы. Но, может быть, некие авторитетные и известные социологи решили создать новый социологический центр? Однако имена Майи Пинчук (директора центра «Имидж- контроль») и Юрия Баумана (ведущий специалист этого центра) ничего специалистам не говорят. Каких-либо научных и практических «подвигов» на социологической ниве за Ю.Бауманом и М.Пинчук замечено не было. Между тем проведение репрезентативного социологического исследования по общенациональной выборке требует и основательной профессиональной квалификации и соответствующего опыта. Новички, как правило, за такие исследования самостоятельно не берутся.
Существует, однако, практика, когда политологические центры проводят исследования в сотрудничестве с социологическими организациями. Например, Фонд «Демократические инициативы» проводит свои исследования вместе с компанией «Социс», Институт Политики Николая Томенко — с компанией GFK- USM. В этом случае именно социологические организации обеспечивают полевую часть исследования, анализ эмпирических данных. Но в случае с центром «Имидж- контроль» ни о чем подобном не сообщается.
Уже отмечалось, что известные и авторитетные в Украине и за ее пределами социологические центры как правило проводят свои общенациональные репрезентативные опросы на выборке в 1200— 2000 респондентов. Почему же они не смогли опросить 20 тыс. человек по всей Украине? Не только потому, что это сложно, а прежде всего — по причине дороговизны такого исследования. По приблизительным оценкам, подобный опрос может стоить не менeе 100 тыс. американских долларов (в эквиваленте, естественно). В обычных условиях не выгодно (с точки зрения соотношения цены и качества) проводить такие иследования. Столь дорогой опрос могли заказать только очень состоятельные клиенты. Но почему же они не заказали его настоящим, проверенным в деле профессионалам? Может быть, польстились на демпинговые цены, может, из-за некомпетентности не разобрались с ситуацией на рынке социологических услуг. А может, решили «втулить» доверчивым журналистам данные «сенсационного социологического исследования», отвечающие политическим интересам заказчика. Ответа на этот вопрос я не знаю. Но сомнения остаются. Так и хочется сказать, вслед за Станиславским: «Не верю!».
Выпуск газеты №:
№211, (2001)Section
Подробности