Способны ли депутаты изменить правила?
Общественность продолжает требовать принятия во втором чтении Избирательного кодексаРяд политических партий и общественных организаций собрались 28 октября на Вече за избирательную реформу. Акция состоялась в рамках бессрочной кампании за изменение избирательных правил. Участники собрались у памятника Тарасу Шевченко и колонной, под крики «Долой мажоритарку!» и «Открытые списки!», направились к Майдану Незалежности.
Требование людей неизменно: безотлагательное принятие во втором чтении проекта Избирательного кодекса, который предусматривает проведение парламентских выборов по пропорциональной системе с открытыми региональными списками.
Однако, по мнению соинициатора акции Николая Выговского, украинские партии провалили избирательную реформу, поэтому коалиция из 20 партий, которые были готовы бороться за открытые списки, прекращает свою работу: «Мы в поддержку избирательной реформы объединили более 15 партий и общественных организаций. Избирательная реформа в настоящий момент является вопросом национальной безопасности, борьбы с политической коррупцией, выполнением международных обязательств. У нас есть 20 партий, 42% поддержки обществом этой реформы, и мы видим сегодня 300 человек на митинге. Это позор! Политические партии в Украине, за небольшим исключением, не способны бороться и достигать результатов. Борьба за изменение системы — это не советский субботник, а постоянный труд. Мы сегодня прекращаем работу коалиции из 20 партий».
Большинство людей на акции были с партийной символикой «Аграрной партии», движения «Хвиля», партии «Гражданская позиция», «Свобода» и других. По словам нардепа Юрия Левченко, не все участники пришли добровольно, намекнув, что определенное количество людей стояли на акции за деньги.
Но не все участники акции разделяли пессимистические настроения, так как, например, пан Александр, который уже в третий раз выходит поддержать движение за избирательную реформу, считает, что мы лишь в начале пути. «Есть восточная мудрость: «Даже самая длинная дорога начинается с первого шага». По моему убеждению, это и является нашими первыми шагами, и эта дорога должна завершиться успехом — изменением избирательных правил. Здесь даже дело не в конкретном избирательном кодексе или избирательном законе. Вопрос, по каким правилам общество выбирает власть. Все акции, включительно с этой, если они направлены на то, чтобы эти правила были честными, прозрачными, более справедливыми, заслуживают уважения. Я уже в третий раз прихожу на акции и вижу то же количество людей. Общество должно осознавать важность этой реформы», — говорит участник вече.
По словам Николая Выговского, борьба за пропорциональную избирательную систему с открытыми региональными списками продолжается. «Мы как гражданское общество продолжим борьбу за избирательную реформу самостоятельно. Представители тех политических партий, которым избирательная реформа действительно небезразлична, смогут приобщиться и на практике продемонстрировать свои возможности. О следующей активности мы сообщим дополнительно», — заявил активист.
ШАНСЫ ДЛЯ НОВОГО КОДЕКСА: РЕАЛЬНЫЕ И МИНИМАЛЬНЫЕ
Алексей КОШЕЛЬ, председатель Комитета избирателей Украины:
— Избирательный кодекс рассматривают непрерывно уже почти год, но это происходит крайне медленно. Были несколько оптимистичных анонсов от председателя Верховной Рады Андрея Парубия о том, что вот-вот кодекс будет внесен на рассмотрение парламента. Последняя дата, которая объявлялась им, это конец октября. Но если смотреть реалистично, то на сегодняшний день пройдена только половина правок, причем к принципиальным правкам рабочая группа еще не переходила. Хотя работу над кодексом действительно ускорили. Теперь главное — передать проект от рабочей группы в профильный комитет и в ускоренном режиме рассмотреть правки. Таким образом, вполне реально даже до Нового года вынести кодекс на голосование. Но я смотрю на это достаточно пессимистично, потому что не вижу инициативы о перенесении рассмотрения проекта из рабочей группы в профильный комитет, или заявлений лидеров, или представителей фракций относительно ускорения работы над кодексом. Пока это звучит только в форме предвыборных лозунгов.
Если смотреть реалистично, то шансы на проведение следующих парламентских выборов осенью 2019 года по новому кодексу минимальные. Однако вполне реально пойти по следующему сценарию: продолжать работать над Избирательным кодексом с тем, чтобы выйти на качественный документ. А параллельно принять в первом чтении один из семи законов о парламентских выборах, которые на сегодняшний день зарегистрированы в Верховной Раде. Эти законопроекты выписаны достаточно качественно, они в частности предусматривают и открытые списки, и закрытые списки (эта система также может максимально решить вопрос прямого и непрямого подкупа избирателей). Вполне реально принять такой законопроект в первом чтении, а затем через несколько месяцев выйти на результативное голосование во втором чтении. Таким образом, не будет никаких препятствий разово провести выборы по новому законодательству. Тем временем можно будет окончательно принять Избирательный кодекс. Но на сегодняшний день ни у руководства парламента, ни у лидеров или уполномоченных представителей фракций нет виденья избирательной реформы.
Что касается изменений к законодательству в части президентских выборов (проект Избирательного кодекса предусматривает внесение изменений и в этой части). На сегодняшний день оно достаточно качественно выписано, однако, по-моему, все равно нуждается в реформировании. Первый вопрос, который многим кажется техническим, но может усложнить избирательный процесс, это то, что в избирательных комиссиях не предусмотрен верхний предел для количества членов. То есть теоретически мы можем получить окружные избирательные комиссии, где будет по 40, 50, 60 членов, поскольку на сегодня мы имеем около 30 политиков, которые уже публично заявили, что будут баллотироваться в президенты.
Второе. По-моему, нуждается в урегулировании прозрачность избирательных финансов. Сегодня избиратели, эксперты, СМИ, общественность имеют возможность ознакомиться с финансовым отчетом фактически за неделю до и после голосования. Например, если будет ряд нарушений законодательства относительно финансирования избирательных компаний, кандидат не получает даже репутационных ударов. Мы предлагаем внедрить форму отчетности в формате онлайн, чтобы кандидат отчитывался в режиме реального времени. Это будет означать контроль за избирательными финансами, потому что мы являемся рекордсменами в Европе по количеству потраченных денег на избирательные кампании.
Третий вопрос, который, на наш взгляд, нуждается в реформировании, это запрет политической рекламы. На сегодняшний день реально хотя бы частично урегулировать этот вопрос, который пошел бы в пользу избирательной кампании, — сделать выборы дешевле, то есть усилить возможности неолигархических кандидатов и увеличить ее содержательную составляющую. Например, сейчас рабочей группой предлагается ограничить длительность политической рекламы пятью минутами. И это можно сделать даже перед этими президентскими выборами.
Иван КАПСАМУН, «День»
Выпуск газеты №:
№195, (2018)Section
Подробности