Перейти к основному содержанию

«Спрут» — внутри нас

14 июля, 00:00

Часто радикальные лозунги — только слепое желание прыгнуть выше головы. Оно вроде бы и хорошо: есть искренняя цель изменить «что-то» или измениться самому — в другую сторону, однако одними только желаниями не часто удается решить дело. Но бывают все же случаи, когда попытка, какой бы наивной она не казалась, в конечном итоге таки увенчивается успехом, и вызов системе в этом счастливом стечении обстоятельств не стает только войной с ветряными мельницами, а приводит к важным общественным изменениям.

Одним таким, на первый взгляд, неправовым, наивным и даже в чем-то возмутительным шагом был начат крупный антикоррупционный скандал в чешском футболе.

Все началось по-детски весело и просто.

Радек Ваня, некой любитель-футболист, устав от коррумпированности команд и судей в своей любительской лиге, решил, что «пришло время что-то делать» — ах, какой же знакомый многим нам порыв! Ваня, однако, по размышлении решил, что письмо в Федерацию футбола или заявление в полицию не будут хорошим инструментом искоренения коррупции, и решил все намного проще: звонком приятелям с Чешского телевидения (аналог нашего УТ-1).

Друзья-телевизионщики вызвались помочь, и вскоре на центральном телевидении Чехии вся страна смогла увидеть детективную историю: скрытыми камерами снято, как на бензоколонке представитель футбольного клуба передает судье перед игрой пакет с деньгами.

Страна вскипела. Вскипело от гнева также и руководство Федерации футбола Чехии: «Как так! Взяточничества у нас нет!» — и отстранило, на всякий случай, подозреваемого во взяточничестве судью от матчей, заодно дисквалифицировав и опального футболиста, который «навел тень на честь чешского футбола» на неопределенный срок.

Впоследствии, только под давлением медиа, Федерация футбола отменила свое бессмысленное решение в отношении футболиста, но первые страницы газет и топ-новости в телевидении на долгие дни были прикованы к коррупции в спорте.

Не вдаваясь в суть и развитие коррупционной аферы, — в конце концов, в Украине этим интересуются исключительно футбольные круги, — предлагаю обратить внимание именно на общественный, гражданский аспект этого дела. Как одному человеку удалось так всколыхнуть общественное сознание?

Под давлением медиа и общественного мнения, по факту взяточничества полиция Чехии возбудила несколько уголовных дел и уже дошло до «добровольных» отставок топ-менеджмента чешского футбола. В стране идут публичные дебаты на тему взяточничества, люди уверены в том, что «все в их руках».

Исследование проблемы коррупции в спорте привлекло внимание к вопросу коррупции в других сферах общественной жизни, проводятся бесконечные дебаты, обсуждения, созываются форумы — одним словом, люди вскипели.

Вот где, подумалось, страна, в которой ее граждане ощущают себя не объектами, а субъектами политической жизни! Представляется, что на данном этапе становления в нашем государстве основ гражданского общества стоит внимательнее изучать и усваивать основные принципы его функционирования и основные его проявления.

Так в чем же наша проблема? Проблема наша видится именно в неверии «что-то изменить» и «что-то сделать». Эта индифферентная пассивность вживлялась в наш народ сотнями лет, и, кажется, таки засела глубоко внутри каждого из нас.

Вот вам пример из жизни. Работая в Киеве, я на каждые выходные исправно ездил домой. Более удобным мне представлялись поездки автостопом: быстрее, дешевле, интереснее. Естественно, ездить пришлось и в дорогих авто, с водителями «новых украинцев», и на древних опелях с «перевозчиками в столицу колбасы и хлеба» (внимание, налоговики!).

Разговаривая со многими людьми с абсолютно разными сферами интересов, образованием, политическими взглядами и эстетическими вкусами, волей-неволей рано или поздно приходилось переходить на тему дорог, или, скорее, их отсутствия.

Сколько раз приходилось слышать в разной интерпретации фразу: «А почему мы такая страна? Потому что воруют все. Вот посмотри, по какой мы едем дороге, — одни выбоины. А знаешь, почему? Потому что руководитель автодорожного предприятия вместо того, чтобы дать 2 тонны асфальта, дает полторы, а остальное — себе на дачу», — ну и так далее. Думаю, каждому из нас приходилось слышать подобные рассуждения водителей.

Слушать эту жизненную философию в двадцатый раз мне уже не было сил, и однажды, просто любопытства ради, я начал защищать эту заведомо проигрышную тему, лениво объясняя, что это «последствия господства советской системы в наших головах и душах», и тут мне пришла в голову мысль, которая полностью изменила мое отношение к этой уже слишком скучной мне теме: «А что, если бы директором этого дорожно-ремонтного предприятия был я? Тогда бы я, действительно, все делал «по-людски», дороги были бы в идеальном состоянии». В этих полусонных блужданиях моего сознания, усыпленного монотонным бубнением водителя и укачанного стокилометровой скоростью автомобиля, рассуждал себе дальше: «Действительно, если бы были у меня под ответственностью 100 тонн асфальта, я бы все администрировал должным образом. Тогда бы все были довольны.

А что, неужели я ни разу не смог бы «завезти себе на дачу» (замечу, что ни дачи, ни знаний по материаловедению у меня на самом деле нет, и рассуждал я исключительно гипотетически) даже одну тонну этого асфальта? Ведь это бы ни на йоту не ухудшило «идеальности» состояния моей дороги? Это же капля в море? Ведь заасфальтировать дорожку — это «святое» дело. Завезти какую-то машину-другую себе на дачу — «невелик грех», зато сделаем дорожки, «как у людей» (теперь уже внимание, психиатры, это типичный комплекс неполноценности, который сознательно навязывался нашему народу: «как у людей»), а если что-то останется — продадим, чтобы достроить «верандочку».

Не хочу обременять вас, дорогой читатель, развитием этих рассуждений, но, очевидно, вы уже догадались, что, следуя такой логике, можно зайти так далеко, что вместо 50 тонн асфальта на дорогу будет выделено, в лучшем случае, 25 — ведь «нормативы всегда завышены, к тому же дорогу всегда можно подлатать. И вообще, 25 тонн — это в самый раз», и так далее. (Желающих проследить, к чему приводит подобная логика, отсылаю к известному герою Ильфа и Петрова «завхозу второго дома Старсобеса Александру Яковлевичу»).

Сдается мне, что такие рассуждения-искушения в той или иной форме посещают подавляющее большинство наших руководителей, и именно такую логику «целесообразности» они применяют при управлении общественным (нашим с вами) имуществом.

Но проблема ли это только руководителей? Разве автодорожный работник в оранжевой засаленной жилетке, который под палящим солнцем кладет с утра до ночи асфальт, «не имеет права взять хоть немножко для себя»? И так от начальных 50 тонн незаметно для человеческого глаза остается каких-то 10. Вот вам и вся арифметика «постреволюционной целесообразности».

Уважая право каждого на свои собственные выводы, все же позволю себе несколько обобщенных, к которым пришел в ходе своих рассуждений.

Во-первых, проблема Украины не во внешних врагах, не в заговоре против нас «ляхов», «москалей» и «жидов», а в нас самих.

Во-вторых, постсоветский украинский народ является носителем этой болезни тотально и обвинять руководство (государства, предприятия, колхозы) — то же самое, что выводить тараканов с помощью мухобойки.

В-третьих, эта болезнь, пронизывающая образ мышления каждого из нас, не «смертельна» и против нее есть хорошие лекарства.

Лечение начинается с установления правильного диагноза, поэтому каждый из нас должен: а) найти в себе эту вживленную болезнь под названием «менталитус постсоветикус»; б) не пытаясь ее искоренить «махом», просто осознать, что «так жить нельзя» и пробовать уменьшить ее в себе, а главное, не дать ей возникнуть в своих детях, имевших счастье родиться в независимой Украине, а значит, и шанс быть свободными от этого подъяремного недуга.

При всей своей тотальности все же у «менталитус постсоветикус» есть один наибольший и непобедимый враг — время. Несмотря на все сравнения Украины с Польшей и Прибалтикой, которые «за двенадцать лет сумели сделать рывок, а мы топчемся на месте», стоит отметить, что мы уже выбрали направление и даже запрягли коней (а самые ловкие уже двинулись).

Поэтому главное теперь — каждому из нас, ведя свою собственную упряжь жизни, не забывать, что все мы волею судьбы также впряжены в общий «воз» под названием «Украина», и хотя далеко ему до «вольв» с «мерседесами», все же этот воз наш, и стоит нам только взяться, как следует, и начать жить по-человечески, да еще чтобы не раздирали наш воз «лебедь», «рак» и «щука» в разные стороны — на Восток, на Запад, кто куда. У нас есть свой путь и своя судьба. Мы мудрый народ, имеющий мудрых предков и еще более мудрых потомков! Тем и будем руководствоваться!

Помните, что чиновник в мэрии, милиционер в ОВИРе и даже Президент, кто бы им ни был и ни стал, назначен Нами. Сам не производя никаких материальных ценностей, он кормит себя и семью с налогов, заплаченных Нами, и имеет поставленную Нами задачу координировать определенные, опять же Нами, общественные отношения. Не бойтесь требовать уважения к себе! Это наша страна, и мы в ней должны быть хозяевами!

Знаете, когда-то советского человека на Западе можно было узнать по тому, как он бегал «скупаться» в магазины, позже — по сумке в клеточку. Но все же это не главные атрибуты постсоветского синдрома. Главное, чем мы отличаемся от стран развитой демократии — это нехватка самоосознания и самоуважения. Твердо уверен, что так будет не всегда.

Ваши отклики и комментарии приглашаю присылать на e-mail: o andriychuk@operamail. com

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать