Станет ли Офис лучше ГПУ?
«Цель реформирования прокуратуры правильная, но правильно временно останавливать деятельность органов прокурорского самоуправления? », — экспертВ Украине собираются кардинально реформировать органы прокуратуры. Хотя предыдущий генпрокурор Юрий Луценко рассказывает, что провел большие реформы в этой структуре. Впрочем, результат почему-то не утешителен. Новая власть уже предложила свои шаги в этом направлении. В первую очередь, состоялись кадровые назначения. Новым генпрокурором стал заместитель главы Офиса Президента Руслан Рябошапка. Он, в свою очередь, уже назначил первым заместителем генпрокурора Виталия Касько, который занимал должность заместителя генпрокурора с 2014-го по 2016 г. И буквально в среду стало известно, что Рябошапка также назначил заместителем генпрокурора — главным военным прокурором Украины народного депутата седьмого и восьмого созыва Виктора Чумака.
«Меня радует то, что я знаю не только очень высокий профессиональный уровень этих людей, а главное! — их мотивацию. И это не собственный карман или непомерные амбиции, это то, что во всем мире называется public good — общественное благо. Я знаю точно, что никто из этой команды не обзаведется «собственным бумажником» и не станет ни сливать, ни продавать ничьи дела, — написал у себя в ФБ Виктор Чумак. — Я знаю точно, что никто из нас не планирует «вляпаться в историю», но не прочь стать абзацем в разделе «успешные изменения» в будущем учебнике по истории современной Украины. Наверное, будут и ошибки, и по людям, и по решениям. Но знаю, что мы сможем их и признать и исправить».
На законодательном уровне также начались изменения. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о реформе органов прокуратуры. Его поддержало 287 депутатов. До голосования в целом, конечно, еще могут быть изменения, но сейчас предлагается следующее: вместо Генеральной прокуратуры, региональных, местных и военных прокуратур появится Офис генерального прокурора, областные и окружные прокуратуры. Военных прокуратур больше не будет (при этом у генпрокурора будет право создавать специализированные прокуратуры в случае необходимости). Специализированная антикоррупционная прокуратура — остается без изменений.
До 1 сентября 2021 года временно будут прекращены полномочия Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров и Советы прокуроров Украины. Потом их работа возобновится. Это позволит генеральному прокурору своими приказами определять порядок отбора прокуроров и их привлечения к дисциплинарной ответственности; а также освобождать прокуроров, без необходимости согласовывать свои решения с Советом прокуроров.
Создание новой структуры органов прокуратуры предусматривается после проведения аттестации прокуроров. Также предлагается уменьшить максимальное количество работников органов прокуратуры с 15 тысяч до 10 тысяч лиц. Кроме этого, депутаты собираются отменить скандальную поправку, принятую под Юрия Луценко, которая освобождала генпрокурора от необходимости иметь юридическое образование.
Подробнее об изменениях говорим с экспертом Центра политико-правовых реформ Александром БАНЧУКОМ:
— Поставленная цель реформирования — очистить органы прокуратуры — правильна. Но есть вопрос по поводу инструментов. В 2015 году пошли путем очистки — «снизу», в настоящее время решили пойти — «сверху». Я не ставлю под сомнение саму цель, однако возникает вопрос — насколько правильно было временно останавливать деятельность органов прокурорского самоуправления? Удастся ли достичь такими методами правильно поставленную цель? Увидим.
— Как прокомментируете сокращение численности работников органов прокуратуры с 15 до 10 тыс. лиц? Кстати, штат ГБР предусматривает только полторы тысячи людей.
— Сокращение численности — правильное решение. Единственное нам нужно считаться с тем, что ко второму чтению законопроект еще может испытать изменения. Думаю, 10 тыс. достаточно для того, чтобы руководить производствами и расследованиями — Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро, Национальной полиции, Налоговой полиции, Службы безопасности. Объем работы достаточно большой. В то же время и ГБР, и НАБУ, и налоговая — это небольшое количество дел, наибольшее количество в полиции. Относительно ГБР, то в будущем, возможно, даже нужно ограничить ее подследственность. Например, нужно ли, чтобы ГБР расследовало дела против военнослужащих? Вряд ли.
— Соглашаетесь ли с ликвидацией военной прокуратуры?
— Думаю, соответствующий подраздел в прокуратуре останется, и там будут работать не военные прокуроры. Они будут расследовать преступления военнослужащих, а не заниматься, например, вопросами налогов или еще чем-то, как это было в военной прокуратуре до сих пор. Поэтому ликвидация военной прокуратуры является правильным решением. Также проблема в том, что в настоящее время прокуратура согласно Конституции находится в системе правосудия, что несовместимо с военной службой. Правосудие предусматривает автономность, а у военнослужащих существует подчинение. Нужно выбирать что-то одно.
— Верховная Рада направила в Конституционный Суд законопроект о праве Президента назначать руководителей НАБУ и ГБР. Часть экспертов считают это узурпацией власти. Что вы думаете?
— Это желание нормировать то, что и так существует по факту. Ведь во времена Петра Порошенко эти полномочия фактически были закреплены на уровне закона. А теперь их хотят поднять до уровня Конституции. Посмотрим, найдется ли 300 голосов.
— Насколько сегодня на законодательном уровне функции разных правоохранительных органов четко разделены?
— В этом плане нет больших проблем. Хотя, конечно, есть позиция, что четкое разделение, кто за что отвечает, отсутствует. Особенно для тех, кто работал по Криминально-процессуальному кодексу до 2012 года. На сегодня полномочия прокурора сузились, такой независимости и самостоятельности, как раньше, уже нет. Хотя, все равно прокурор сейчас руководит расследованиями, совершает определенные процессуальные действия, дает указания, поручения, обращается с ходатайствами. Это сделано для того, чтобы потом он мог качественно представлять дела в суде.
— Как вы оцениваете новую команду в прокуратуре?
— Пока положительно. А дальше будем смотреть, не будут ли противоречить их действия отмеченным декларациям.
— Какие принципиальные дела могут стать тестом для них?
— Дела Майдана, тем более сейчас будет очередная годовщина. Начальник управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк остается, будет работать. В дальнейшем общество будет требовать результатов расследования уже у нового руководства. Можно также, конечно, вспомнить и «дело Гонгадзе». Как мы знаем, относительно заказчиков по этому делу нет юридической точки уже 19 лет. Но сейчас я не могу сказать, заглядывает ли так далеко новое руководство Генпрокуратуры.
Выпуск газеты №:
№165, (2019)Section
Подробности