«Старая», «новая» и «остальная» Европа
Как избежать новых «занавесов»?
С 1999 по 2002 годы Европейский Союз выделил 9 миллиардов евро на подготовку стран — кандидатов на вступление в ЕС из Прибалтики и Центральной Европы, что например, в десять раз превышает сумму, выделенную им в качестве помощи странам Средней Азии. Интеграция новых членов в ЕС обойдется Евросоюзу в более чем 30 миллиардов евро. Однако исходя из своих экономических интересов, а также в целях обеспечения своей собственной безопасности, ЕС должен проявить щедрость и по отношению к странам, расположенным восточнее его новых границ, оказывая содействие развитию стабильной рыночной экономики в государствах Средней Азии, на Кавказе и в других странах СНГ.
Известно, что бедность и низкий уровень экономического развития подрывают безопасность и демократию. Это, в свою очередь, вызывает рост организованной преступности (в том числе международной), способствует распространению торговли наркотиками и людьми, незаконной миграции, религиозного экстремизма и терроризма. Афганистан представляет собой яркий пример того, что происходит, когда мир поворачивается спиной к бедной стране, расположенной в нестабильном регионе. Распространение единого экономического пространства Европы на всю территорию бывшего советского блока сыграет положительную роль в обеспечении безопасности и экономического процветания во всем регионе.
Бывшие советские республики находятся в менее благоприятном положении по отношению к Западу, чем их соседи — бывшие коммунистические страны Европы, что оставляет им меньше шансов на быстрый и благополучный переход к рыночной экономике. Для некоторых стран препятствия кажутся практически непреодолимыми.
Например, в Грузии, Молдове, Таджикистане и в Украине показатель ВВП на душу населения сегодня в два раза ниже самого низкого показателя коммунистических времен. И разница в экономическом развитии между бывшими государствами советского блока продолжает расти. В восьми бывших коммунистических странах Европы — нынешних кандидатах на вступление в ЕС — средний показатель прямых иностранных инвестиций на душу населения с 1991 по 2001 годы составил $1,400, тогда как в странах СНГ всего лишь $198.
Недавние исследования, проведенные Европейским Банком Реконструкции и Развития, Всемирным Банком и Фондом CASE (Центр социально — экономических исследований), показали, что географическая удаленность от центров развития, отсутствие «рыночной памяти», т.е. небольшой опыт предпринимательской деятельности в стране, а также неудачи в проведении экономической политики являются главными причинами медленного восстановления стран после краха советской экономики.
Позвольте подчеркнуть еще одну деталь: помощь со стороны Запада странам, не являющимся кандидатами на вступление в ЕС, не носит ни комплексный, ни систематический характер. Эта помощь рассредоточена, нерегулярна, несогласованна и затрагивает лишь немногие из необходимых областей. Более того, она слишком скромна.
Все это резко контрастирует с политикой, проводимой по отношению к странам — кандидатам, в которых работали и продолжают работать тысячи экспертов, помогая им принять легендарный 80000-страничный свод законов ЕС «acquis communautaire». Впервые в истории Европейского Союза эти страны получили предварительное финансирование для выполнения дорогостоящих условий вступления в ЕС.
Если такая значительная помощь оказалась необходимой для восстановления рыночной экономики в государствах, являющихся ближайшими соседями Западной Европы и находившихся под гнетом коммунистического режима «всего» 45 лет, насколько же сложнее должна быть задача строительства современных демократических государств с рыночной экономикой в бывших советских республиках?
В этих странах никогда не существовало современных рыночных отношений. На протяжении 70 лет их связи с Западом подавлялись советской системой. Поэтому как бы они ни старались, они обречены на провал без скоординированной, хорошо продуманной помощи, адекватной потребностям конкретного государства.
И кое-что уже делается в этом направлении. Европейский Союз вдвое увеличивает программу TACIS в Средней Азии. Президент Буш требует у Конгресса выделить в течение трех лет $ 5 млрд. в качестве помощи беднейшим странам мира. Министры иностранных дел 55 стран-членов Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приняли решение в прошлом месяце в Порто разработать новую стратегию сотрудничества в области экономики и охраны окружающей среды в Евро-Атлантике с целью устранить угрозы безопасности, возникающие в связи с растущим неравенством между странами этого региона.
Но этого недостаточно. С моего положения в ОБСЕ ясно видно, что надо сделать еще очень многое:
— технические ресурсы ЕС, полностью задействованные в процессе подготовки к расширению Союза, могли бы быть перераспределены и направлены на помощь государствам Европы и Азии, не принадлежащим к числу стран — кандидатов. Основной задачей Евросоюза должно стать создание рыночных институтов в этих странах, а не их соответствие труднодостижимым стандартам ЕС, скажем, в области производства продуктов питания или охраны окружающей среды;
— европейский Союз должен постепенно отойти от Общей Сельскохозяйственной Политики, от которой выигрывают, главным образом, владельцы крупных ферм, и разработать вместо нее механизмы финансовой помощи своим собственным бедным регионам, а также своим новым соседям;
— нынешние члены ЕС и страны-кандидаты могли бы провести широкомасштабные учебные программы для молодого поколения в странах СНГ в дисциплинах, знание которых необходимо для формирования и развития рыночной экономики;
— взяв за образец Пакт Стабильности на Балканах, Европейский Союз мог бы предложить конкретные стимулы, как, например, экономическая помощь и перспективы дальнейшей интеграции, для урегулирования региональных конфликтов на Кавказе, в Приднестровье и в Средней Азии.
Крупнейшие организации, такие как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Европейский Банк Реконструкции и Развития, сам Евросоюз, а также Программа развития Организации Объединенных Наций, занимающиеся предоставлением международной помощи, должны обеспечить хотя бы минимальный уровень координации в целях избежания дублирования действий друг друга и связанных с этим лишних затрат. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, имеющая представительства во всех вышеупомянутых странах, могла бы оказать значительное содействие в этом вопросе.
Предотвращение нового разделения Евроазиатского региона на государства, добившиеся успеха, и государства-неудачники станет долгосрочной инвестицией со стороны ЕС в обеспечение безопасности региона.
Проект Синдикат для «Дня»
Марчин СВЕНЧИЦКИЙ — бывший член правительства Польши и мэр Варшавы, в настоящее время является координатором деятельности ОБСЕ в области экономики и окружающей среды.
Выпуск газеты №:
№27, (2003)Section
Подробности