Стена Времени
примет историческую правду об УкраинеУже в течение нескольких лет последняя неделя ноября проходит в нашей стране под печальным отголоском беспрецедентной трагедии 1932—1933 годов — Голодомора, искусственно созданного в Украине сталинской диктатурой. В ежегодном проведении акции, связанной с годовщиной Голодомора — «Неугасимая свеча», — большая заслуга по праву принадлежит газете «День» — одному из первых печатных средств информации Украины, которое начало работу по освобождению народной памяти из завалов поваленного советского режима. Еще в 2003 году главный редактор газеты Лариса Ившина писала о том, что в Музее Красного Креста в Женеве в списках стихийных бедствий и мировых катастроф, нет сообщения о Голодоморе в Украине, который забрал жизни многих миллионов наших соотечественников. 20 октября 2005 года редакция газеты послала письмо в главный офис Красного Креста с предложением внести Голодомор 1932—1933 гг. в этот список. Копия письма и просьба о содействии были посланы также тогдашнему министру иностранных дел Украины Б. Тарасюку. В своем ответе пан министр информировал, что «Постоянному представительству Украины при ООН поручено установить контакты с Музеем Красного Креста в Женеве с целью детальной проработки поднятого вопроса». Возможно, наши дипломаты тогда не были настойчивыми, но ответа из офиса Красного Креста так и не поступило. Однако об «установлении контактов» руководство миссии вспомнило лишь в конце 2007 года, когда готовились к организации в Женеве выставки о Голодоморе, на открытие которой должна приехать жена Президента Катерина Ющенко. Накануне две встречи между директором музея и тогдашним послом Украины не дали ожидаемых результатов. И это неудивительно. Когда первая леди Украины обращается к представителям дипкорпусов стран, аккредитованных в Швейцарии, рассказывая о страданиях, боли и смерти миллионов украинцев, а присутствующие, стесняясь, переглядываются, потому что ничего не понимают в словах переводчика, которого назначила украинская миссия... Что можно говорить после таких случаев о международном имидже Украины?
По заданию газеты я встретилась с директором Музея Красного Креста в Женеве господином Роже МАЮ. Хочу отметить, что господин Маю почти сразу же согласился на интервью для украинской прессы, как только ознакомился с тематикой моих вопросов. Приятно чувствовать, что официальные лица на Западе уже стали больше понимать важность наших обращений.
— Международное общество Красного Креста как одна из крупнейших гуманитарных организаций в мире олицетворяет вечные истины гуманизма и пропагандирует неподвластные времени идеалы человечества — потребность в милосердии, заботу о людях, помощь друг другу. Какую роль в этом играет Музей Красного Креста?
— Музей Красного Креста был основан бывшим делегатом Международного комитета Красного Креста с целью показать и рассказать о деятельности делегатов, волонтеров и сотрудников Красного Креста, а именно, людей, которые отдают себя для помощи и служения тем, кто в беде. Десять лет назад мы решили обновить часть постоянной экспозиции для того, чтобы показать посетителям современные гуманитарные акции Красного Креста. Наша цель — сохранить наследие Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и пропагандировать идеи человеческой солидарности. В октябре этого года музей отметил свое 20-летие. До средины 2011 года запланировано обновление экспозиции и реконструкция музея.
Мы хотим, чтобы посетитель музея был поражен, и его волнение будет открывать двери для более глубокого восприятия информации.
— Знакомясь с экспозицией в течение всего пути прохождения, посетитель следует за надписями на стене, которые начинаются с 1863 года и заканчиваются 1991 годом. Это так называемый мартиролог, перечень страданий и мук, войн и эпидемий, массовых убийств и естественных катастроф, которые пережило человечество. Вы назвали его Стеной Времени. Расскажите более подробно о замысле создания, и на каких основаниях на Стену Времени наносятся надписи.
— Идея создания Стены Времени принадлежит основателям музея, и год, которым начинается Стена Времени является годом основания Красного Креста. Над ее разработкой работали историки, и продолжают эту работу тоже специалисты по истории. Записи на Стене Времени отражают информацию о военных конфликтах, спровоцировавших смерть более чем 10 тысяч человек, об эпидемиях и катастрофах, вследствие чего погибло больше тысячи человек, а также о событиях, связанных с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца. Все сведения вносятся согласно терминологии ООН. И здесь мы оказываемся в центре проблематики между геополитикой и Красным Крестом. При применении определенных терминов, нужно быть как можно более нейтральным. С точки зрения неисторика или неполитика определенные термины могут восприниматься как эвфемизм. Например, государственный переворот 70-х годов в Чили классифицирован как «внутренние беспорядки». Поэтому, что касается событий недалекого прошлого, мы решили подождать, перед тем как вносить новую строку. Стена Времени — это отражение истории, а история не делается и не анализируется за год—два. Нужно усовершенствовать терминологию и, как это ни грубо звучит, определить количество погибших. Вы видели, что на Стене Времени указываются цифры количества умерших. Иногда фактические цифры уточняются в течение многолетних исторических опытов. На Стену Времени мы вносим информацию, которая исторически и окончательно подтверждена, поэтому мы считаем, что лучше не спешить.
— В прошлом году вы принимали участие в международной конференции «Можно ли считать украинский голодомор геноцидом», которая проходила 28 ноября в Женеве. Ваш доклад касался именно проблематики геноцида.
— Честно скажу, для меня как историка, а не специалиста по юридическому определению слов в терминологии международных организаций и ООН, довольно тяжело четко различить, что такое геноцид, что является преступлением против человечества, что такое массовое убийство. Часто за жаждой международного признания определенного исторического события как геноцида, или преступления против человечества, преследуются цели политического, а не исторического характера. Я считаю, что история — дело именно историков, и политикам нечего сюда вмешиваться. Всегда очень неудобно играть в слова, когда за каждым из терминов стоят тысячи невиновных жертв.
Несколько лет назад музей делал выставку о Камбодже. Был ли в Камбодже геноцид? Согласно срокам, определенным ООН, массовые убийства в Камбодже не трактуются как геноцид. Известно, что по приказу лидера «красных кхмеров», камбоджийца, в стране было уничтожено около двух млн. людей, его соотечественников: горожане, интеллигенция, буддисты, национальные меньшинства — по общему определению ООН, маины. Некоторые специалисты считают, что можно говорить о «самом геноциде» (auto genocide). Но, в первую очередь, речь идет о неслыханном уничтожении камбоджийского народа.
В основе моего доклада на прошлогодней конференции лежат научные труды известного французского историка Жака Семлена, директора Национального французского Центра научных исследований. Он сделал анализ терминов «геноцид», «преступление против человечества», и «массовое убийство». По его мнению, массовое убийство, бойня или преступление против человечества не станут более бесчеловечными, если их назвать геноцидом. Голодомор — это ужас и страх, который пришлось пережить украинскому народу, и который является исторически подтвержденным фактом. Но я лично не имею достаточной научной компетенции, чтобы вести обсуждение этого вопроса.
— На запрос Постоянного представительства Украины при ООН комитет Красного Креста послал копии более чем 117 архивных документов (344 печатных листа), которые связаны с темой голодомора в Украине 1932—1933 годов. Почему в музее Красного Креста до сих пор нет сведений о катастрофе, которая забрала жизнь миллионов украинцев?
— На Стене Времени есть запись о голоде. Поскольку в 30-е годы Украина входила в состав Советского Союза, то на страницах 1932, 1933 и 1934 годов надпись: «СССР — голод». Президент вашей страны был с частным визитом в нашем музее и также, как вы видите (директор показывает мне фото, на котором Виктор Ющенко фотографирует надписи на Стене Времени), интересовался этим вопросом.
Шесть лет назад дирекция музея решила не вносить никаких изменений на Стене Времени. Т.е., Стена Времени — это не только отображение истории, а и того исторического времени, когда она вершилась. Надписи вносились в середине 80-х годов, когда еще существовал Советский Союз. Сегодня я должен нести ответственность за решения, принятые моими предшественниками.
— Как вы сказали, «история не делается и не анализируется за один—два года». Открываются архивы, завесы секретности падают. Многочисленные научные опыты украинских и иностранных ученых окончательно доказали факт уничтожения голодом украинского крестьянства. Необходимо, чтобы в музее Красного Креста отображалась правдивая информация. Новые исторические реалии нуждаются в коррекции и на Стене Времени. Какие планы относительно обновления экспозиции, которая должна открыться в 2012 году?
— Мы запланировали существенно изменить действующую экспозицию. Мы желаем подробнее раскрыть механизм гуманитарных действий и показать современные гуманитарные акции, которые связаны с определенными критическими ситуациями нашего сегодняшнего дня, но обязательно в историческом контексте. Мы хотим предоставить более подробное историческое освещение событий.
В новой экспозиции сохранится общая хронология, но в другом виде.
Я историк по профессии и не могу мириться с тем фактом, что мы презентуем историю как что-то высеченное на камне. Как вы правильно заметили, открываются архивы, находятся новые документы — история постоянно пополняется новыми свидетельствами. Исчезают государства и с ними — тот железный слой, который перекрывал доступ к исторической правде.
Я думаю, что обновленная Стена Времени должна быть, в первую очередь, интерактивной. Благодаря привлечению цифровых систем мы сможем предоставить посетителю ключ к дополнительной информации. Т.е., нажав на клавишу с названием определенного исторического события, можно будет получить соответствующую более подробную информацию в виде архивных документов, фотографий, киноленты.
Вот почему, я считаю, что строка «СССР — голод», в существующем сегодня виде, это очень стыдливая и недостаточно полная формулировка. Нужно будет заменить ее названием «Голод в Украине». И источники нашей информации будут предоставлять посетителю возможность узнать, что именно происходило в эти времена в Украине, кто был организатором, и тому подобное. Я считаю это нашим долгом.
— Украинский народ является составляющей европейской нации. В современной борьбе за историческую правду мы стремимся иметь свою национальную страницу в коллективной памяти Европы, мы стремимся к надлежащему уважению памяти наших соотечественников, замученных голодом. Я уверена, что украинская сторона может оказать помощь и предоставить архивные документы для организации тематической экспозиции, а также для запланированного обновления Стены Времени.
— Как вы знаете, в прошлом году в Женеве в помещении муниципальной библиотеки работала выставка «Уничтоженные голодом: неизвестный геноцид украинцев». Т.е. жители и гости города смогли ознакомиться с документальными свидетельствами, представленными украинской стороной. Вполне возможно, что после реконструкции музея будет запланирована выставка по данной тематике с привлечением материалов из украинских музеев и архивов.
Р.S. Искренне поблагодарив директора музея за откровенные ответы, с чувством большого морального облегчения победителя, я вышла из музея: мы добились того, что исторически правдивая информация будет внесена в Стену Времени. Как и три, и пять, и десять лет назад, газета «День» будет работать для того, чтобы история беспрецедентной трагедии Украины в дальнейшем наиболее полно открывалась миру.
Выпуск газеты №:
№235, (1996)Section
Подробности