«Студентов избили... чтобы собрался Майдан»
Важные вопросы, которые через три года после разгона 1 декабря все еще остаются без ответа
Утром 1 декабря центральные улицы столицы полностью были заполнены людьми. Далеко не все из них абсолютно поддерживали курс на ассоциацию с ЕС, которая действительно заключала в себе ряд проблемных моментов в экономической части и требовала широкого, обстоятельного диалога в обществе. Народ вышел с мирным массовым протестом против произвола («побили детей», — повторяли люди), который ассоциировался с режимом Януковича и системой правоохранительных органов, которые были ему подчинены.
Сегодня все чаще можно услышать мысль, что разгон студентов стал детонатором в одном суперциничном сценарии. Участник Майдана, которого побил «Беркут», Николай Кузнецов (известная фотография агентства Reuters, на которой отец с сыном — оба с окровавленными лицами стоят на улице Институтской в Киеве) недавно в интервью Радио Свобода заявил: «Студентов побили для того, чтобы собрался Майдан. И это сейчас для меня абсолютно очевидно, и не только для меня, а для многих людей, с которыми я общаюсь. Били студентов под камеры «Интера». «Интер» известно кому принадлежит. Так же приказ бить студентов отдал человек из окружения Фирташа. Он сейчас в парламенте, он никуда не убегал. Это был план, по которому должен был осуществиться государственный переворот, чтобы сбросить Януковича».
Действительно, выглядит так, что далее, когда дубинками Беркута и эфирами ведущий телеканалов уже был сформирован «корридо», а сотни тысяч украинцев в него попали, автором этого циничного сценария использования светлых порывов людей в своих целях оставалось лишь «подогревать» температуру протеста.
Почему Александр Турчинов призвал в воскресенье 1 декабря идти на Банковую — это выходной день? Как и откуда под вратами Администрации Президента появился грейдер? Почему радикально настроенные молодчики с прикрытыми лицами под АП кричали «российские» речевки? И как так случилось, что российский телеканал «Россия 1» оказался первым там «на передовой» и еще в месте с наилучшим ракурсом для съемок кадров, на которых «бандеро-фашисты» учиняют погромы под стенами АП? И кстати, как подчеркнул во время круглого стола в редакции «Дня» Александр Солонтай, еще не известно чем все закончилось, если бы они вместе с Геннадием Друзенко и еще несколькими товарищами из инициативы «Евромайдан Медики» не оказались там, и не начали звать туда на помощь полтиков с Майдана. Порошенко один, кто не побоялся тогда прийти... А ряд вопросов так и остались.
На суд по разгону Майдана исправно ходит только бывший председатель КГГА Александр Попов. Тогдашний заместитель председателя СНБО Владимир Сивкович и глава киевской милиции Валерий Коряк убежали в Россию. Впоследствии вслед за ними убежал и экс-глава Администрации Президента Андрей Клюев (обвинение ему выдвинули потом). На территории агрессора находятся и другие фигуранты дела по Майдану, включительно с Януковичем, которому украинская сторона умудрилась недавно еще и предоставить трибуну для политических выступлений и освещения собственной версии событий той зимы.
Однако есть и другие персоны, фамилии которых связывают с событиями на Майдане, но которые никуда не убегали. Более того, они находятся на политическом небосклоне Украины. И если имя Сергея Левочкина было упомянуто в том числе Януковичем на так называемом допросе (так же министр внутренних дел Арсен Аваков недавно заявил: «Господину Левочкину место в тюрьме, а не в парламенте, потому что он автор разгона Майдана»), то, например, Андрея Деркача, который за свидетельствами Александра Попова вместе с Сивковичем был в его кабинете в ночь разгона студентов, удивительным образом обходят вниманием и свидетели, и пресса.
В конечном счете расследование тех событий свелось к догадкам, версиям и переводу «стрелок». Но путаница не сняла основной вопрос — кому выгодно и что в конечном итоге получил украинский народ от тех событий?
ПОХОРОНЫ ГЕОРГИЯ ГОНГАДЗЕ.16 ЛЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Ныне мы имеем и подписанную ассоциацию с ЕС, и вроде бы сатисфакцию от того, что «банда», которой кричали «геть!», таки убежала. Но вышел бы на Майдан народ ныне, если бы опять прочитал сообщение Мустафы Найема — «выйти попить чайку»? Кстати, того самого Найема, который после этих событий попал в парламент и недавно оправдывался, что не знал, что его вояжи по форумам и конференциям олигарха Пинчука оплачивал сам фонд Пинчука. Примечательно, что Найем в годовщину разгона Майдана в своем посту на странице в фейсбук вспомнил про «скромный двойной юбилей», но при этом ничего не вспомнил про сам разгон. Разгон людей, который в основном собрались там по его зову.
Свести баланс трудно, но точно известно, что в «минусах» оказался украинский народ, ведь последний Майдан все более выглядит не как средство преобразований, а как метла, которой прогнали Януковича, хотя должен был бы демонтировать порочную систему. В плюсах — нынешняя власть и Кремль, который использовал кровь Майдана для того, чтобы пугать Европу вроде бы гражданским конфликтом.
Во время Евромайдана газета «День» выходила с публикациями, в которых предупреждала о возможном развитии событий, если руководить процессом будет «сцена Майдана». Именно поэтому нами был издан фотоальбом «Люди Майдану. Хроніка», чтобы зафиксировать сам Майдан, который потом обязательно дискредитируют. В предисловии к фотоальбому главный редактор «Дня» Лариса Ившина написала: «...Я — против Майданов. Я — против Майданов как способа решения политических проблем. Я говорила об этом в 2004 году, во время наибольшей эйфории, говорила об этом и нынешней зимой (в 2014 г.). .Майдан — это крайний предел, когда народ вынужден брать судьбу страны в собственные руки. Майдан вывел на авансцену украинской и мировой истории новые лица, характеры. И это уже были не только «этнографические», но и политические украинцы. Еще никогда так органично не звучало чисто бандеровское приветствие «Слава Украине!» — «Героям Слава!» на русском языке... Это люди, которые смело, во весь голос заговорили о выборе пути и о по-новому прочувствованной свободе, ответственности, самопожертвовании, самоорганизации. То, что нас объединяет со свободным миром, к которому мы с боями прорываемся, — это ощущение общих ценностей! Просто у нас когда-то украли имя и хотели подменить не только историю, но и нашу судьбу. Нам надоело это терпеть, и мы решили ее вернуть. Запомним это время в образах...».
«ОБЩЕСТВО ПОВЕРИЛО В СЕБЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЯТЬ СТРАНУ. ТОЛЬКО ЭТО НУЖНО ПРЕВРАТИТЬ В СИСТЕМНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Геннадий ДРУЗЕНКО, юрист, общественный деятель, основатель ПДМГ имени Пирогова, участник Майдана:
— Зимой 2013—2014-го гг. мы подорвали бетон антиисторичности, который хотел проложить режим Януковича, законсервировав Украину. Построили ли мы на месте этого подорванного бетона, новое европейское современное сооружение? Можно сказать однозначно — нет. Но уже в щелях между этими бетонными глыбами, которые до сих пор придавливают страну, все же прорастают перспективные растения. Первый добровольческий мобильный госпиталь имени Пирогова был бы невозможен без Майдана. Но ПДМГ — это только один из примеров, который мне лично очень близок. Конечно, еще очень много вопросов о том, куда приведут эти события, но можно сказать уверенно, что в Украину вернулась история. А история с ее выводами — это всегда шанс на перемены, причем не обязательно приятные. В целом власть изменилась мало. Мы прогнали тирана с его кланом, но сама система радикально пока еще не изменилась. Ныне на третью годовщину событий на Майдане хорошо видно, что те, кто пришел к власти, лишь немножко «подмарафетили» систему, возглавили и стали ее бенефициарами.
Власть стала качественно слабее, а гражданское общество поверило в себя и в возможность изменять страну. Это наше достижение и оно реально. Только его нужно превратить в системное движение. На сегодняшний день мы имеем точки надежды, которые были бы невозможны без Революции достоинства. Но эти точки надежды все вне правительства. Можно ли построить будущее, не изменив в сущности своей власть? Этот вопрос отрыт. Очевидно, что ныне общество и власть существуют в параллельных реальностях. Фактически формирование гражданского общества происходит не соотносительно с изменениями во власти.
Версия, что система просто отторгла Януковича, который ей мешал, выглядит более чем вероятно. Но при этом очевидно, что за бурными событиями Майдана сначала стоит межклановая борьба внутри системы. После того, как Янукович поставил на ключевые должности представителей так называемой Семьи, то стало понятно, что Украина постепенно из олигархической страны стала превращаться во что-то подобное на «азербайджанскую модель». Это не могло устроить другие кланы. Но эта их борьба дала основание для образования трещин, через которые стали прорастать упомянутые живые побеги гражданского общества. Пока олигархи воевали с Семьей, появилось то, о чем никто из них не мог догадываться — волонтеры, добровольческое движение.
Безусловно, 1 декабря, когда происходили события на Банковой, были люди, которые проходили и между протестующими, и между Беркутом, как нож в масло. Провоцировалась кровь, причем с обеих сторон. Но события на Банковой дали тот же эффект, что и вся Революция. Когда так называемая оппозиция утром кричала «Януковича геть!», а вечером ездила к нему договариваться о должностях, то простые люди часто перехватывали инициативу и выходили из-под контроля сцены. Проблема закулисных сценаристов заключается в том, что они не верят в то, что есть люди, которые выходят на улицы не за деньги.
Выпуск газеты №:
№220-221, (2016)Section
Подробности