Судьба Европы решается на... Донбассе,
или Почему до сих пор актуален британский ученый Ланселот Лоутон1 февраля на майдане Независимости в Киеве Украина попрощалась с погибшими героями — защитниками Авдеевки. Тысячи киевлян пришли на центральную площадь страны, чтобы стать на колени перед бойцами, которые погибли 29 и 30 января в авдеевской промзоне от осколочных ранений во время отражения атаки российских войск. Это воины 72-й механизированной бригады: Андрей Кизило (23 года), Владимир Бальченко (25 лет), Дмитрий Оверченко (28 лет), Владимир Крижанский (34 года), Ярослав Павлюк (36 лет), Олег Бурец (26 лет), Виталий Шамрай (26 лет). Во время подготовки номера стало известно, что 31 января вражеские силы увеличили обстрелы до 86-ти за сутки, погиб еще один украинский военный, не говоря о десятках раненных и искалеченных за эти дни.
После обострения ситуации под Авдеевкой утром 29 января Кремль и его наемники не прекращают атаки украинских позиций. «Президент Украины все определил. Сил достаточно. Они справляются. Враг несет потери. Наши офицеры и солдаты проявляют профессионализм и отвагу. Склоняю голову по погибшим — преданным сыновьям Украины», — написал у себя в «ФБ» начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко.
Обстреливают не только военных, но и мирных жителей. «На заседании штаба в Авдеевке были рассмотрены все кризисные сценарии — от самого критического до систем жизнеобеспечения, что сегодня функционируют в минимальном режиме, согласно которому сегодня поддерживается температурный режим в 153 многоэтажных домах на уровне 12—15 градусов, — сообщил вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко в ходе заседания правительства в среду. — Обеспечена подача питьевой воды в эти дома, но, с другой стороны, энергоснабжение до сих пор отсутствует. Потому что 29—31 января было выпущено большое количество снарядов, которые где-то на уровне 30% не разорвались, и там нужно разминирование. Также нам мешает отсутствие «режима тишины» на нашей территории. Самое главное — это район промзоны и Старой Авдеевки. Системы жизнедеятельности теплоснабжения, водоснабжения функционируют. Люди работают в трехсменном режиме на коксохимическом комбинате. То, что было нужно от центральных органов власти, а также местной администрации, все эти пути обеспечены».
Мировая реакция на преступления России в Украине была разной. В основном, традиционно уже, представители стран-партнеров и международных организаций выразили озабоченность эскалацией конфликта и ограничились призывами к прекращению огня и соблюдению Минских соглашений. Как раз 1 февраля в столице Беларуси состоялась очередная встреча Трехсторонней контактной группы. «Нужно апеллировать к представителям РФ для того, чтобы прекратить обострение, ведь следствие таких событий всегда разрушительно, и с человеческими потерями, — комментирует «Дню» вице-президент НАН Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Сергей ПИРОЖКОВ. — Нам очень необходимо сделать все, чтобы на разных уровнях доносить точную информацию и нашу позицию относительно событий под Авдеевкой. Относительно того, поставила ли эскалация конфликта под сомнение Минский процесс, то все дело в том, что Минские договоренности существуют не один год, и обострение может происходить в любой момент, но это не значит, что от них нужно отказываться. Необходимо осознавать, что отказ от Минска будет означать потерю поддержки наших западных партнеров. Это то, что хочет Россия и чего она добивается. А это будет означать постепенное снятие санкций с РФ. Мы в свою очередь должны использовать все доступные рычаги, в том числе и на Западе. Запад должен повлиять на РФ для того, чтобы прекратить ее агрессивные действия».
Как раз один из рычагов влияния у Украины появился с 1 февраля. «Отныне новый ответственный этап нашей работы в Совете Безопасности ООН — начинается председательство Украины в СБ в феврале», — написал в своем Твиттере Президент Петр Порошенко. И уже 2 февраля Совет Безопасности ООН проведет заседание относительно ситуации на Донбассе.
«Совет Безопасности ООН, когда страна является временным членом, а особенно если председательствует, — это очень важная площадка, которую необходимо использовать для донесения своей позиции к международному содружеству и через это влиять на медийное мировое пространство, — комментирует «Дню» экс-министр иностранных дел Константин ГРИЩЕНКО. — В данном случае наши возможности в СБ ООН ограничены тем, что РФ имеет такой статус, предусматривающий право вето. Конечно, она будет блокировать предложения Украины, которые будут формулироваться, как осуждение российской позиции или действий. Поэтому ожидать какого-то решения на уровне СБ ООН, которое бы четко устанавливало ответственность РФ за обострение под Авдеевкой, на мог взгляд, не придется. Вместе с тем, сама дискуссия, трансляция ее и аргументация, могут политически повлиять на развитие ситуации, и этим нужно пользоваться. Кроме этого, в настоящее время в Совбезе ООН находится наш представитель, который до этого был в Нью-Йорке в течение определенного времени нашего председательства в предыдущий период (Владимир Ельченко. — Ред.). Это человек опытный, мотивированный, который пользуется уважением в кругах ООН. Поэтому Совбез ООН — это одна из немногих точек, где мы реально можем влиять на ситуацию».
Тут следует подчеркнуть, что многие решения на Западе принимаются на основе того, как они понимают Украину. То есть многое зависит от того, насколько хорошо наша страна умеет донести информацию и знание о себе своим западным партнерам. А с этим, как известно, проблемы. Например, за последние годы мало что изменилось в вопросе открытия украинских центров, украинского англоязычного канала, распространения книг, фильмов, налаживания тесных культурных связей и т.п. И проблема даже не в том, что нечего предложить, а в желании это делать. Наша газета уже в течение многих лет (с 2002 г.) развивает проект «Библиотека газеты «День». Ежегодно газета своими силами готовит и издает книги, посвященные истории Украины, причем как древней, так и новейшей (за все годы в целом издано почти 150 тыс. экземпляров). Некоторые издания даже переведены на английский язык («Україна Incognita. ТОП-25», «День і вічність Джеймса Мейса», «Котел, або Справа без терміну давності»). Однако даже такой готовый продукт наша власть не готова подхватить, договориться, донести. Например, чтобы попасть с книгами в библиотеку Верховной Рады (не говоря уже о загранице), нужно было провести целую «спецоперацию» с привлечением двух глав парламентских комитетов.
С другой стороны, должно быть встречное движение. Запад должен больше интересоваться Украиной, которая находится на передовой в противостоянии с российским агрессором. Именно здесь проходит линия фронта. Это не буферная зона, которая находится где-то там далеко. Это страна, которая борется за право на существование и свою идентичность, а также — за ценности, которые исповедует Запад. Ровно 78 лет назад (1 февраля 1939 г.) британский ученый-украиновед Ланселот Лоутон выступил на заседании членов Ближнего и Средневосточного общества в Лондоне с актуальным до сегодняшнего дня докладом «Украина: самая большая проблема Европы», в котором, в частности, отметил: «В течение последних нескольких месяцев Украина — совсем не известная Западу страна — оказалась в центре мирового внимания. Думаю, большинство людей могут сказать, что знают мало или и ничего не знают о ней. Это не их вина. Для такого незнания есть уважительные причины. Поработители Украины хорошо позаботились о том, чтобы она оставалась неизвестной; они отрицали даже ее существование. Очень трудно представить себе что-то более достойное осуждения, чем умалчивание народа, который по древнему праву принадлежит к семье европейских наций. Несмотря на общую, хотя и понятную неосведомленность в этом деле, господствует мнение, что от решения украинской проблемы будет зависеть судьба Европы. Это мнение имеет свое оправдание».
Похоже, в Европе тогда не понимали важности независимой Украины, как не понимали этого во время Украинской революции 1917—1921 гг. Но понимают ли это в Европе и Америке сегодня? Ведь Россия, между тем, делает все, чтобы дезинформировать мир о том, что она творит в Украине. Кремль работает коварно на Западе, правда, имея на это намного большие ресурсы, пытаясь навязать свою параллельную реальность. Вот, например, одно из последних заявлений пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: «Что касается нынешнего обострения на линии столкновения, то, наверное, это лишний повод для скорейшего возобновления диалога и сотрудничества между Россией и Америкой, в том числе и в интересах решения украинского кризиса». (!!!) Безмерный цинизм!
Так что не исключительно, что Кремль пошел на очередные преступления на Донбассе, чтобы побудить Запад, главным образом новую администрацию США, сесть за стол переговоров и разделить сферы влияния. Ну и, конечно, выторговать отмену санкций. В ответ украинская власть должна максимально мобилизовать все силы, знания и ресурсы страны для того, чтобы не только держать оборону на линии разграничения и давать по зубам агрессору, но и наступать на дипломатическом, информационном, гуманитарном фронтах.
«Что касается того, как воспринимает Запад войну на востоке Украины и роль в ней РФ, то следует сказать, что априори нашу позицию там слабо воспринимают, — отмечает Константин Грищенко. — И это из-за того, что со стороны украинской власти до того очень много обещали, но мало выполнили. Это касается как внутренних реформ, так и Минских соглашений. На Западе Минские соглашения читают в такой последовательности, как они прописаны. Настоящий документ, к сожалению, не позволяет однозначной трактовки, и поэтому каждый раз нужно доказывать, почему именно наша сторона права. Также нужно созывать послов и в публичном измерении растолковывать ситуацию. Я не слышал, чтобы что-то подобное делалось. Нужно было нашим послам давать указания делать соответствующие представления. Для этого у них должны быть контакты на определенном уровне, чтобы их приняли. А у нас выходит, что и многие послы не назначены. А те, которые назначены, далеко не все способны попасть выше уровня МИД. И не потому, что западных партнеров не интересует наша позиция, а потому, что они не видят осведомленности наших послов. Эти послы чаще должны были бы собирать западных журналистов, приглашать их на линию столкновения, показывать реалии, которые бы заставили относиться к нашей позиции более серьезно и с большим вниманием. Мы должны мощно доносить то, что происходит в Украине, то есть в Европе».
Выпуск газеты №:
№17, (2017)Section
Подробности