Свобода торговли против социальной справедливости
Главное, не путать цель и средство![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011120/4212-4-3_0.jpg)
Развитие социальных прав в 20-ом столетии основывалось на идее установления обязательного механизма компенсации дисбаланса между трудом и капиталом. Для того чтобы противостоять могуществу капитала, был разработан ряд положений, а именно: многосторонние и двусторонние договоры, а также региональные уставы по обеспечению социальных прав трудящихся, которые предоставили организованному труду достаточные рычаги воздействия, гарантирующие проведение переговоров между работодателями и рабочими по широкому кругу вопросов на сбалансированной основе.
На протяжении последних 25 лет мы все были свидетелями беспрецедентной экспансии рынка, как основного экономического механизма, по всему миру. В то же самое время демократия стала господствующей политической системой на планете. Развитие технологии и новая открытая экономика наделили капитал невероятной подвижностью. В условиях, когда снизилась степень вмешательства государств в экономику, свобода действий компаний вышла на уровень, которого раньше они никогда не имели. В результате этих перемен вновь возник тот дисбаланс в отношениях между трудом и капиталом, который ранее помогали уравнивать социальные законы.
Уже очевидно, что экспансия свободной торговли создала неведомые ранее возможности для специализации, обмена и экономического роста. Желательно, чтобы эти новые возможности и более открытые отношения между национальными экономиками помогли преодолеть бедность, причиняющую страдания сотням миллионов жителей планеты, многие из которых живут в странах Латинской Америки.
Для того чтобы гарантировать, что свободная торговля в полной мере использует свой потенциал катализатора развития, необходимо, чтобы создаваемые ею новые богатства честно распределялись внутри стран и между ними. Более того, желательно при таком честном распределении обеспечить преимуществами те группы, которые ранее часто исключались из социального прогресса, а именно: безработные и работающие неполный день рабочие, занятые низкопроизводительным трудом, положение которых не позволяет им надлежащим образом вести переговоры по обеспечению условий труда и зарплаты.
Но до тех пор, пока сохраняется сильный дисбаланс между трудом и капиталом, будет трудно обеспечить справедливое распределение благ, создаваемых свободной торговлей. И хотя неравные отношения, возможно, и не будут препятствовать экономическому росту, они не позволят трансформировать преимущества свободной торговли в установление большего социального равенства.
Даже в условиях глобализованной экономики 21-го столетия важны регулятивные инструменты, с помощью которых должна обеспечиваться трансформация достижений свободной торговли в установление социального равенства. Конвенции Международной организации труда (МОТ), в частности известные как «базовые соглашения» (о профсоюзах, коллективных договорах, дискриминации, принудительном и детском труде) и принцип «достойной работы», поддерживаемый МОТ в настоящее время, являются действенными инструментами, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Усилия рабочей группы по труду экономического блока четырех латиноамериканских стран MERCOSUR, присоединившемуся к соглашению североамериканских стран по свободной торговле (NAFTA), и другие подобные разработанные в обеих Америках инструменты позволили наработать ценный опыт, который следует оценить, обобщить и последовательно рекламировать.
В национальных законах о труде следует сбалансировать такие принципы, как гибкость, необходимая работодателям с одной стороны, и защита прав рабочих — с другой. С помощью этих законов следует установить основные правила и определить допустимый перечень вопросов, по которым возможны переговоры между социальными сторонами. Среди возможных вариантов законов широкую дорогу действию могут открыть те законы, которые основаны на желании корпораций и бизнес- групп самостоятельно регулировать трудовые отношения. Следует также рассмотреть предложения, посредством которых работодатели делают прозрачными свои предложения, касающиеся спорных трудовых и социальных вопросов, соглашаясь таким образом предоставлять общественности информацию. Такая прозрачность необходима для того, чтобы стимулировать лучшую практику решения спорных вопросов и прогрессивным образом улучшать условия жизни и труда.
Предложения аннулировать трудовое законодательство, защищающее права рабочих, которые иногда раздаются, неприемлемы, и на их основе вряд ли удастся создать надежные условия, необходимые для развития свободной торговли. Несомненно, что возврат в прошлое в поисках законодательных норм, которые потеряли свою актуальность в условиях современной экономической реальности, не отвечает требованиям нашего времени. Рано или поздно такое наследство начнет сдерживать развитие. Однако усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, являющейся составной частью современного динамичного мышления, могут позволить свободной торговле стать инструментом создания большего социального равенства вместо того, чтобы быть механизмом, концентрирующим ее выгоды для богатых. В странах Латинской Америки эти усилия могут привести к неожиданному успеху в силу сложившихся там культурных и социально-экономических условий.
Однако есть силы, которые боятся, что такой подход только предоставит оружие противникам свободной торговли, или тем государствам, которые используют спорные моменты в трудовых отношениях в качестве предлога для проведения протекционистской политики, заключающейся в закрытии своих рынков для экономически менее развитых стран. Последний образец поведения со всей очевидностью уничтожает законные конкурентные преимущества, предоставленные беднейшим странам, создавая тем самым порочный замкнутый круг бедности, одной из составных частей которого является несправедливое обращение с рабочими. Плохие отзывы или недобросовестное отношение к соглашениям и нормам, касающимся основных трудовых вопросов, работают против менее развитых стран, которые нуждаются в доступе на потребительские рынки стран с богатой экономикой.
Но справедливо также и обратное: подход, защищающий свободную торговлю, но отказывающийся рассматривать труд как элемент развития, может быть способом маскировки отсутствия государственной политики, призванной уменьшить огромную пропасть между богатыми и бедными, которая разъединяет многие нации, в том числе в странах Латинской Америки.
В сложившейся ситуации критичным является устранение подозрений, делающих невозможным принятие жизнеспособного решения. Неспособность творчески отсеять эти трудности может поставить несвоевременные преграды для распространения свободной торговли. Они также сигнализируют о препятствии, которое вся Латинская Америка должна избежать, чтобы процесс избавления от бедности продвинулся от слов и речей к действительным фактам.
Важно не забывать, что отношения между демократией и рынком не делаются добродетельными с помощью некоторого устоявшегося автоматического механизма. Они должны строиться таким образом, чтобы использовать достоинства обоих институтов в ходе их сближения. И существенной частью этой архитектуры является наличие трудовых отношений, гарантирующих основные права рабочих.
Проект Синдикат для «Дня» Джордж Эррейт — посол Чили в Аргентине. В прошлом — министр труда Чили с 1994 по 1998 годы и президент Совета управляющих Международной организации труда (МОТ) с 1995 по 1996 год.
Выпуск газеты №:
№212, (2001)Section
Подробности