Свободная торговля против евразийства
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020720/4129-4-1_0.jpg)
Напомним, что департамент торговых ограничений и контроля за внешнеэкономической деятельностью Минэкономики и евроинтеграции Украины по результатам расследования, проведенного по заявлению Луцкого автозавода и СП «АвтоЗАЗ-Дэу», решил ввести 32-процентную пошлину на импорт российских легковых автомобилей (с объемом двигателя 1 — 1,5 тыс. куб. см) на период с 1 августа до 8 декабря нынешнего года. Речь идет о советских «народных автомобилях» ВАЗ.
Между тем в тот же день, когда премьер рассказывал о мирных намерениях, в правительственной газете «Урядовый курьер» было объявлено, что решением Межведомственной комиссии по международной торговле Украина ввела вышеназванную специальную пошлину на период с 30 июля по 8 декабря. При этом Минэкономики предложено провести консультации о заключении соглашения об ограничении поставок указанных автомобилей с министерством экономического развития и торговли РФ. А само не завершенное еще антидемпинговое расследование решено продлить до 8 декабря. Так что для завершения расследования время еще есть, а вот на переговоры осталось не больше двух недель, что ставит вероятность их успеха под большой вопрос.
Заместитель председателя Межведомственной комиссии, заместитель госсекретаря Минэкономики и евроинтеграции Украины Андрей Гончарук прокомментировал «Дню» ситуацию следующим образом:
— Как отреагируют россияне на наше предложение провести переговоры — это их дело. Если встречи начнутся и дадут положительные результаты, не исключено, что комиссия может внести определенные дополнения в свое решение и даже отодвинуть срок введения пошлины. Это принципиально возможный вариант, хотя в нашей практике такого еще не было. А еще я думаю, что ввод этой пошлины должен бы стимулировать россиян.
— А не примешиваются ли к данному делу наши внутриполитические «разборки», ведь широко известно, кто, несмотря на декларируемую национально-патриотическую ориентацию, стоит в Украине за российскими автомобилями? Этот «кто-то», кстати, предпринимает постоянные попытки «свалить» правительство...
— Могу совершенно искренне ответить на ваш вопрос отрицательно. Расследование, инициированное еще 11 января, проводилось объективно и, в соответствии с процедурой, на публичных слушаниях. Обстоятельства рассматриваемого дела принудили нас прибегнуть к предварительным мерам, но никакого давления ни с одной, ни с другой стороны, честно говоря, не было. Комиссия во главе с министром экономики и евроинтеграции Александром Шлапаком это решение приняла независимо и единогласно. И Порошенко мне даже не звонил, хотя все делалось открыто, и он, наверное, знал, к чему идет дело. Факт резкого роста реализации российских автомобилей и их доли на нашем рынке говорит сам за себя — меры по защите рынка должны применяться.
— В чем обвиняются российские импортеры автомобилей? На чем основывается их демпинг в Украине?
— Главным основанием для принятия рассматриваемого решения было несколько факторов. Во-первых, объем поставок российских автомобилей вырос за 2001 год 44,6%. Во-вторых, доля российских автомобилей на украинском рынке сейчас составляет 84,6%. И, в третьих, — уменьшилась цена на российские авто.
— Кроме того, наши меры вводятся в ответ на российские ограничения в отношении товаров из Украины?
— Я бы не ставил этот вопрос в такой плоскости. Повторяю, расследование проводилось независимо, по поданному еще в прошлом году заявлению украинского субъекта — ассоциации «Укравтопром». Конечно, для россиян наше решение ощутимо, поскольку украинский рынок занимает немалое место в их автомобильном экспорте. Поэтому мы очень тщательно относились к расследованию и стремились не допустить ошибок — чтобы все в нем было выверено. Но, с другой стороны, понятно, что нельзя исключить и связи этого решения с принятыми в РФ постановлениями об оцинкованном прокате и арматуре. И еще хочу подчеркнуть, что меры по защите рынка, принятые Межведомственной комиссией, приняты действительно ею, а не премьером. Это ее полная компетенция. И она работает не под руководством премьера...
— Хотите ли вы сказать, что между Украиной и Россией сейчас нет торговой войны?
— Я стараюсь избегать такого определения. Хотя у нас многие его очень любят и используют не по назначению. Помнится, его широко применяли даже тогда, когда США ввели ограничения на импорт металлопродукции против многих стран мира, а украинская сторона совершенно независимо от этого запретила ввоз к нам американской курятины, так называемых «ножек Буша». Никакой войны там, естественно, не было. Не воюем мы и с россиянами. Мы просто доказываем друг другу свою правоту, причем вполне цивилизованными методами — за столом переговоров и с помощью признанных в мире инструментов. Войны идут по другому сценарию: одна сторона принимает какие-то заградительные меры, не подкрепленные законодательством, двухсторонними и многосторонними договоренностями, а другая тут же — в ответ — свои.
— Мы очень много говорим о свободной конкуренции. Но все же отдаем преимущество протекционистским мерам. Как решить это противоречие?
— Свободная конкуренция совершенно не исключает мер по защите своего рынка, базирующихся на специальном, антидемпинговом законодательстве. В наших торговых отношениях с Россией все прозрачно. Если посмотреть объемы ограничений у нас и у них, то сразу становится понятно, что наш протекционизм сильно отстает.
— Торговый оборот с нашим стратегическим партнером — Россией — в последнее время очень заметно сократился. Похоже, что все эти ограничительные меры, могут привести только к усилению этой тенденции.
— К сожалению, это именно так. Но выход из ситуации — это то соглашение о свободной торговле без всяких изъятий, которое мы предложили и уже не один год отрабатываем с российской стороной. Но процесс пробуксовывает. В ответ, вместо свободной торговли, нам предлагается ЕврАзЭС. Мы опасаемся туда «вступить», не зная что это такое. Без изучения всех «за» и «против» это преждевременно. Свободная торговля без всяческих ограничений — это не просто слова, это — наша переговорная позиция.
КСТАТИ
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил Интерфаксу, что введение Украиной на ближайшие четыре месяца пошлин на поставки российских автомобилей не нанесет существенного ущерба автомобильной промышленности РФ. По мнению российского министра, для их применения нет реальных причин. Тем не менее Г.Греф сообщил, что вопрос о введении ответных мер с российской стороны может быть решен только после получения Москвой всех официальных документов и проведения консультаций с Украиной. «Нужно все внимательно изучить, так как существует определенный порядок введения ответных мер», — заметил глава Минэкономразвития России. Он сказал, что правительство России «далеко от эмоциональной реакции» или попыток перевести вопрос с введением Украиной специальных пошлин в политическую плоскость. «Нам нужно найти взаимоприемлемое решение вопросов, так как Украина является для России существенным стратегическим партнером, и другого языка, кроме языка переговоров, в торговых вопросах не существует», — заметил Г.Греф.
Выпуск газеты №:
№129, (2002)Section
Подробности