Там, откуда стартуют «духи»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990421/472-4-1.jpg)
Из Киева до американской авиабазы Уайтмен, расположенной в 90 километрах от Канзас-Сити в штате Миссури, и самолетом добираться долго. Даже напрямик — почти полсуток. Во времена холодной войны с базы Уайтмен должны были стартовать стратегические ракеты «Минитмен-2». В их целях были заложены координаты именно украинских городов и промышленных объектов. Дорогу до Украины «минитмены» должны были преодолеть за 28 минут. Теперь на командный пункт «Орион», руководивший стартом десятка «минитменов», пускают туристов. Ежегодно по 4 тысячи. Из Украины мы были первыми.
ХОЛОДНОЕ ПРОШЛОЕ
Бригадный генерал Томас Кенинг, высокий и жилистый, командовал базой Уайтмен, когда все «минитмены» еще стояли при деле. Он уже был в Украине и видел, куда именно должны были попасть в цель ядерные боеголовки его 531 стратегического ракетного крыла, каждая из которых превращала в ад площадь диаметром 40 километров.
— Ныне все американские ядерные ракеты не нацелены на конкретные объекты. Мы договорились с Россией о взаимном ненацеливании. Ракеты сориентированы на акватории Тихого океана, — успокаивает генерал. Но тогда все было иначе, и генералам ядерная война казалась делом вполне вероятным. Все могло начаться, ну, например, тогда, когда по меньшей мере дважды в шестидесятые весь мир висел на волоске из-за избыточной «решительности» лидеров США и СССР. Случались и ошибки техники, сигнализировавшие о массовом старте ракет с «чужого» берега.
Майор Бессонт был последним звеном в цепи, где первым — американский президент. Мартин дежурил на командном пункте, откуда запускались «минитмены». Дежурили по два — в целях безопасности. Оба дежурных должны синхронно повернуть ключи на старт. Одному это не под силу — кресла офицеров специально разнесены по разные стороны подземной комнаты где-то четыре на шесть метров. Комнату закупоривают тяжелые шеститонные металлические двери, за ними — коридор, где на стене нарисован герой диснеевского мультсериала заяц Багс Бани в красных боксерских рукавицах. Это была эмблема американской бомбардировочной группы во Второй мировой, которая должна была уничтожить немецкую Фау-2. Багс Бани достался в наследство «Орион» с «минитменами» уже во время войны «холодной».
Дежурили сутки. Если бы «наверху» что-то случилось, то запасов продовольствия хватило бы на месяц. Предусмотрены были и пути отступления. Кроме лифта, на поверхность можно было выбраться и по трубе, заполненной песком. Открывай люк. Выгребай песок и через почти тридцатиметровую толщину — «свистать всех наверх». С 1986 года на «ядерные дежурства» начали заступать и офицеры-женщины. Среди других достижений цивилизации — радиоприемник, СВЧ-печь, кофеварка. Один мог спать. Но довольно часто «сверху» поступали сигналы на проверку. Практика обычная для каждой армии. Хоть есть нюансы — в стратегических ядерных силах Советского Союза дежурный офицер не знал, какой сигнал он получил — проверочный или контрольный, за которым — приказ на запуск ракеты.
— Мы знали, когда речь шла об обычной проверке, — говорит Мартин Бессонт.
Но и после «холодной войны» по обе стороны Атлантики произошло не так много изменений как в дежурстве боевых расчетов, так и в способах охраны ракетного оружия. Когда где-то у нас в Украине над каждой шахтой МБР СС-19 или СС-24 под Первомайском или Хмельницким в периметре колючей проволоки с электротоком ходил 18-летний парень с автоматом, охрана американских шахт была доверена технике. Доплеровские станции — антенна между двумя опорами — должны были отреагировать на появление любого живого тела вблизи ракеты. Тогда с базы на геликоптере неслась группа обороны.
— Сложно было весной. У нас есть птица, «килдер», строящая гнезда в камнях как раз в это время. Тогда тревога срабатывала часто, — улыбается теперь генерал Кенинг. — Иногда докучали и пацифисты. Придут и рассядутся на крышке шахты ракетной установки. Приходилось вызывать полицию…
Мне же вспомнился наш часовой с «Калашниковым» над ШПУ. Что бы произошло, если бы к нему кто-то пробрался с транспарантом, даже если бы там было написано «Слава СС-24»? Здесь вам не птичек отгонять…
ГОРЯЧИЙ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Ядерные ракеты «Минитмен-2» были первыми, чье уничтожение шло в пределах договора СТАРТ-1, по которому в июле 1991 года США и СССР договорились за семь лет уменьшить общее количество боеголовок у каждой из сторон где-то на треть — до 6 тысяч единиц. Количество средств доставки должно было уменьшиться до 1600. Выполнять этот договор приходится ныне и самостийной Украине. Страна, имевшая третий в мире по мощности ядерный арсенал, 176 ракет и четыре десятка тяжелых бомбардировщиков, ныне занята их ликвидацией.
«Мы понимаем ваших военных. Для них это довольно больно. Но договоренности являются договоренностями. Мы тоже делаем это дело со своими ракетами и самолетами. И, в конце концов, это обоюдополезное дело. Меньше оружия — более спокойная жизнь», — утверждали в агентстве Минобороны США по вопросам уменьшения угрозы.
Ракетные шахты американцы разбирают быстрее и проще, нежели мы. Хотя бы потому, что американская технология не предусматривает добывания из шахты всех возможных компонентов — гравия, стали, разных там «проводочков». Не рекультивируют и землю. Подорванные на глубину шесть метров ракетные шахты просто засыпаются обломками от взрыва, а спустя пять лет это место возвращают в собственность фермеров. В начале шестидесятых за возможность построить боевую шахту на фермерской собственности им платили по тысяче долларов. Это были весьма приличные деньги. Можно было купить самую презентабельную машину.
Фермеры считали участие в ядерной защите государства делом гражданского долга и денег от правительства не брали. Так было в семье нынешнего сенатора от штата Миссури Айка Скелтона. Его сын — тоже Айк — ныне офицер армии США, а тогда мальчик, рассказывал, что у них на ферме неподалеку от базы Уйатмен был глубокий подвал. Там мать приказывала им вместе с братом прятаться, когда приближался торнадо. Или если Советский Союз выпустит ракеты в сторону Америки. «Мы понимали, что они обязательно будут целиться или в базу, или в ракетный дом. Но в глубине души, я уверен, американцы верили, что ядерная война все же не начнется», — говорит майор Айк Скелтон.
Ныне в США вслед за устаревшими «минитменами» избавляются и от не менее почтенных по возрасту бомбардировщиков, количество которых тоже строго ограничено договором СТАРТ. Если Украина планирует избавиться от «Черных Джеков» и «Медведей», как в НАТО окрестили наши стратегические Ту-160 и Ту-95, то Америка пускает под нож свои тяжелые В-52. Делают это в двух часах лету от Канзас-Сити — на авиабазе Девис-Монтан, в пустыне Сонора. Поверхность пустыни такая твердая, что нет потребности строить специальные площадки под самолетами, а сухой климат упрощает надзор за ними. «Это выгодно и удобно», — объяснял полковник Грегори Стенли, служащий исполнительным директором на этом крупном авиахранилище. Под открытым небом стоят почти пять тысяч военных самолетов и геликоптеров разных типов. Бывает, что самолеты отсюда возвращаются в действующий состав ВВС США. Но это случается редко. Как правило, они используются в качестве мишеней или их разбирают на запасные части. А В-52 уничтожают по расписанной до деталей процедуре. Чтобы не было никакой возможности восстановить эти самолеты.
Изречение «под нож» почти буквально передает процесс ликвидации. С высоты метров в двадцать металлический клинок по очереди отрубает от самолета хвост, потом — крылья и, наконец, кабину. Каждый бросок гильотины сопровождается предупреждающей сиреной. Так на глазах украинских журналистов прекратил свое существование 13 из тех 22 В-52, которые должны быть уничтожены в пустыне Сонора на протяжении этого года. В общем на базе Девис-Монтана свой последний «полет» под гильотину осуществили 266 летающих носителей стратегического оружия.
Украина, как известно, на сегодняшний день уничтожила два своих тяжелых бомбардировщика из четырех десятков. Не все в Украине одобрительно относятся к этому процессу. На переговорах специальной Консультативной группы, где представители США, России, Украины, Беларуси и Казахстана решают все проблемные вопросы в пределах договора СТАРТ, Киев предложил идею о переоборудовании трех своих
Ту-160 под летающие ракетные космодромы. Поддерживают ли эту инициативу в США? Полковник Бауэрс, являющийся военным экспертом Агентства Минобороны США по вопросам уменьшения угрозы, сказал мне, что договор СТАРТ позволяет переделывать стратегические бомбардировщики в топливозаправщики, самолеты разведки или в радиолаборатории. Иные варианты не предусмотрены. Если они будут внедряться, то это нуждается во внесении изменений в договор, нуждающийся в повторной ратификации обновленного договора в парламентах стран-участниц. Это выглядит довольно проблематично. Есть сомнения, что это можно будет сделать быстро. А по ныне действующим положениям договора все лишние бомбардировщики должны быть уничтожены до конца 2001 года.
— Если мы не уничтожим до этого времени свои самолеты, будет ли это нарушением СТАРТа? — спрашиваю у американского эксперта по выполнению договоров.
— Формально хватило бы того, что уничтожает Россия. Но по Лиссабонскому протоколу вы обязались уничтожить все носители стратегического оружия. В проблемной ситуации все будет зависеть от того, как именно будет трактоваться этот Лиссабонский протокол.
— И как его можно будет трактовать?
— Я — эксперт, а не юрист… — слышу в ответ.
ЗАВТРА. ГОРЯЧЕЕ?
ХОЛОДНОЕ?
Теперь основа боевой мощности авиабазы Уайтмен — самолеты В-2А. Это единственное место базирования черных великанов-невидимок, изготовленных по технологии «Стеллс», чем-то напоминающих летающие тарелки инопланетян. При въезде на аэродром, опоясанный охранной системой, откуда В-2А плавно взмывают в небо, лозунг: «Глобальная мощь Америки».
— Я влюблен в этот самолет, — говорит нынешний командующий авиабазы Уайтмен бригадный генерал Лирой Барнидж. Он первый и пока что единственный командир, которому Америка доверила самые дорогие в мире самолеты. Один бомбардировщик, по словам американцев, стоит $ 850 миллионов. Хоть в справочниках встречается и другая цифра — 2 миллиарда. Сначала было решено построить 132 машины. Однако в конце концов решили купить для ВВС США 21 «дух». Каждый из новых самолетов получает название штата. Раньше такой чести удостаивались только мощные морские корабли. На коричневых ангарах, где прячутся «невидимки», красуются сине-красно-белые эмблемы с надписями: «Дух Аризоны», «Дух Миссисипи». Эмблем было четыре. Ангаров — тринадцать.
Заезжим гостям новый самолет показывают как исключение из правил. Даже тем, кто на нем летает и обслуживает, запрещено фотографироваться как в самолете, так и возле его задней части. За неделю до посещения Уайтмена делегацией из уже безъядерной Украины исключение было сделано разве что для последнего президента СССР Михаила Горбачева. Он читал в Канзас-Сити лекцию о новой Европе. Но даже тому, кто вместе с Бушем подписывал СТАРТ-1, не позволили пересечь желтую линию на краю ангара, от которой до бомбардировщика еще пять метров.
— В-2А является наиболее современным оружием в нашем арсенале. Без дозаправки он может лететь десять тысяч километров на максимальной высоте 15 километров. Его главная оснастка — бомбы с различным снаряжением, направляемые на цель при помощи спутников. Боевая нагрузка «Спирита» на треть больше, нежели у В-52. Благодаря специально просчитанной форме самолета и защитному радиопокрытию его сложно заметить на экранах радаров, — объясняет офицер Сейгар, летающий на бомбардировщике. — «Спирит» можно считать современным символом технологического континента.
Под стать оружию стремится быть и армия. Американское войско воюет за здоровый образ жизни. Везде — от военных гостиниц, не говоря уж о рабочих местах, — строго запрещено курить. Значительная часть людей в форме предпочитают овощи, а не мясо. Утром по тщательно заасфальтированным дорожкам базы Уайтмен бегают, чтобы держать себя в форме, даже беременные женщины. Но когда речь идет не о войнах за здоровый образ жизни, а о делах действительно боевых, чрезвычайно и действительно искренние американские офицеры и генералы сразу начинают чутко следить за своими словами.
— Нас не интересовали события в Югославии до тех пор, пока там не сбили наш истребитель «Стеллс» F-117. И сутки мы не знали, что случилось с пилотом. А после того, как югославы захватили в плен троих наших солдат, об этой войне заговорила вся Америка. Мы очень переживаем за наших коллег, многие наши знакомые ныне воюют на Балканах, — объяснял сержант-переводчик, сам служащий в Вашингтоне. А среди военных на базе Уайтмен ни один не ответил на вопрос, их ли это самолеты стремятся посеять мир на Балканах в натовской операции «Решительная сила», чего стоит супермашина в боевых условиях и как чувствуют себя пилоты. Хоть на первой полосе военной газеты базы «Спирит Уайтмен» под фотографией на фоне В-2А двух сенаторов, командира и начальника штаба авиабазы говорилось о том, что свое задание экипажи самолетов выполнили успешно и что все цели поражены.
Это было как раз начало. Бомбардировка Югославии с несговорчивым Милошевичем стала боевым крещением для новых машин. На сегодняшний день В-2А осуществили уже 30 боевых вылетов на Югославию. Они испытали секретную «I-бомбу» для уничтожения радиооборудования врага мощным электромагнитным импульсом, как и при атомном взрыве. Именно В-2А впервые применили на территории Югославии опытные образцы антирадарных авиабомб, которые будут поступать на оснастку ВВС США в лучшем случае только в следующем году. Хотя выяснилось, что лазерным лучам, наводящим на цель «умные» бомбы, мешают облака. Так что в плохую погоду метко бомбить тяжело. В Пентагоне, конечно, из этого сделают правильные выводы. И хорошо разве что то, что двум черным «духам» с базы Уайтмен, которым пришлось первыми с дозаправкой в воздухе преодолевать расстояние до Европы и Балкан, понадобилось значительно больше времени, нежели «минитменам» — 11 часов. Все-таки есть шанс договориться…
Автор благодарит Минобороны и Посольство США в Украине за организацию поездки