ТЭК можно раскручивать лишь очень аккуратно!
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000425/474-4-2_0.jpg)
Конечно, нынешнее правительство оказалось в сложной международной ситуации. С одной стороны, Россия активизировала свою деятельность на газовом фронте, с другой — осложнения в отношениях с МВФ привели к потере западных финансовых инъекций. И Виктору Ющенко, если его визит в Вашингтон все-таки состоится, придется приложить немало усилий, чтобы убедить «главного донора» в том, что Украина все же реформируется.
Только декларациями на этот раз Вашингтон уже не убедишь. Необходимы реальные реформы и реальные сдвиги. Но даже в ключевой для безопасности страны сфере — энергообеспечении — их увидеть чрезвычайно сложно. Можно, конечно, все «списать» на то, что «определенные силы» «очерняют» ситуацию, чтобы добиться отставки вице-премьер-министра Юлии Тимошенко. Но если бы позитивные результаты были достигнуты, голос противников Тимошенко вряд ли был бы услышан. А так, по словам Президента, продолжается «коммунистический подход к потреблению в энергетике», расширяется кризис платежей, не увеличиваются поступления в бюджет, растут долги за российский газ, а новые схемы расчетов за газ и электроэнергию не срабатывают. Энергетика, кредитуя экономику, стала практически банкротом. Л.Кучма поручил провести «подробный аудит» «Энергоатому», чтобы выяснить причину такого состояния дел.
Многие обозреватели прогнозируют, что недовольство деятельностью правительства со временем может привести к кадровым изменениям в Кабинете Ющенко. Свою точку зрения на развитие событий высказывает заместитель председателя парламентской комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политике и ядерной безопасности Алексей КУЧЕРЕНКО.
Заседание Кабмина, посвященное отчету правительства за первый квартал, проходило в обстановке ажиотажа. Я бы сказал, ненужного ажиотажа. Можно ли было в этих условиях ожидать серьезной, конструктивной оценки? Но так уж получилось. Кабмин был втянут в игру, и именно это сыграло против него: из уст Президента прозвучало, что чересчур много шума, слишком много публичности вокруг работы Кабмина. И действительно, молодые люди, шумно пикетировавшие в среду правительство не без содействия одного из его членов, вряд ли могут глубоко разбираться в сложных проблемах и нюансах топливно-энергетического комплекса.
Странно, что вице-премьер Юлия Тимошенко искала поддержки именно у этой непрофессиональной аудитории, но не обратилась к парламентскому комитету по вопросам ТЭКа. К сожалению, у нас в комитете с вице-премьером отношения не сложились с первых же дней ее прихода в Кабмин, и, мы считаем, не по нашей вине. Нас просто ни разу не пожелали выслушать — ни председателя, ни его первого заместителя. На многочисленные заседания и совещания приглашали кого угодно, только не членов комитета.
На заседании Кабмина были поставлены под сомнение и успехи в аграрной реформе. Любой депутат, избранный от мажоритарного округа и, естественно, не порвавший с ним связи, может подтвердить, что реформа идет далеко не так, как в этом нас убеждают. Рапорты звучат красиво, и даже слишком, но цыплят, как говорится, по осени считают. Вот и мы лишь осенью сможем подвести первые итоги реформы на селе.
И все же, несмотря на то, что на заседании правительства звучало много критики, общая тональность была нормальной, а обстановка конструктивной и благожелательной. Этому несколько мешал ажиотаж вокруг ТЭКа, но все же именно обсуждение его проблем было квинтэссенцией дискуссии. И тут Президент ясно дал понять, что недоволен отсутствием реформ в этой отрасли. Причем на такую оценку повлиял еще и субъективный фактор: правительство попыталось представить некоторое улучшение статистических показателей следствием реформ в этой отрасли. Если бы в докладах правительства было меньше эйфории и рапортов об успехах — росте производства, платежей и т.д., то и обсуждение шло бы по другому руслу. Президент отметил, что правительство неадекватно оценивает итоги работы в первом квартале. Я поддерживаю также его неприятие попыток правительства начать все с чистого листа. Это — популизм чистой воды. И он больше всего проявляется именно в ТЭКе. Нам говорят: вот у нас есть Жанна д’Арк, она пришла и решит все наши проблемы, а потом сожженной на костре войдет в историю. Я считаю: не надо никого сжигать. Юлия Владимировна еще принесет пользу нашей стране. Однако тот узел проблем, который накапливался в ТЭКе долгие годы, учитывая пересечение различных интересов, носит не только экономический, но и политический характер. Именно поэтому его можно раскручивать лишь очень аккуратно. Кроме того, говоря о каких-то улучшениях в ТЭКе, нельзя не учитывать и сделанного предыдущим составом правительства. Бывшему министру энергетики Ивану Плачкову также не удалось убедить руководство страны в правильности своего курса. А новое руководство энергокомплекса пытается административными мерами решить проблемы. Этому я бы хотел противопоставить подход нашего комитета, который, как оказалось, действует более профессионально или именно на главном направлении реформирования. В частности, мы создали рабочую группу по контролю за приватизацией, понимая, что последняя не только неизбежна, но и является единственным рычагом, позволяющим провести техническое перевооружение ТЭКа. При этом мы не хотели бы быть в оппозиции к вице- премьеру по ТЭКу или ставить заслон решениям правительства, главе которого мы глубоко доверяем.
На заседании Кабинета мы увидели Президента в новой роли, он как бы по-отцовски, публично, но вместе с тем умно и тактично журил и «своего старшего сына», и (достаточно жестко, но справедливо) — «падчерицу». Никого при этом дураком не выставляли. Но вывод был сделан интересный и, я считаю, правильный: на взлете не туда пошли. За три месяца трудно было ожидать каких-то изменений в экономической ситуации в ТЭКе. Но прозрачная и согласованная с парламентом концепция его реформирования могла бы и появиться. Однако главной целью бесчисленных совещаний по ТЭКу было перераспределение денежных потоков. И не случайно Президент дал этому негативную оценку.
Достаточно резко и жестко сказал о причинах недостатков в ТЭКе министр топлива и энергетики Сергей Тулуб. Еще три недели назад он говорил о том, что в отношениях с Ю.Тимошенко у него нет никаких проблем. Сейчас же он заявил, что абсолютно не понимает, почему его роль низведена до угля, и почему вице-премьер непосредственно управляет его подчиненными — директорами энергогенерирующих компаний и облэнерго. Министру не доверяют?
Такая оценка деятельности вице-премьера позволила Президенту поднять вопрос о распределении обязанностей в правительстве. И действительно, как можно в стране, идущей курсом рыночных экономических реформ не иметь в правительстве вице- премьера по экономике? В результате мы упустили экономические реформы. А вице-премьер по ТЭК есть, хотя и непонятно, чем отличаются его обязанности от функций министра топлива и энергетики? Теперь на эту ситуацию нужно будет как-то реагировать. Думаю, правильнее всего возвратиться к нормальному распределению функций, когда не будет отдельного «топливного» вице-премьера. Заботу о ТЭКе должен взять на себя первый вице-премьер, одновременно повысив роль и ответственность министра топлива и энергетики. А сегодня Тулуб не более чем заместитель Тимошенко по углю. Это — неправильно.
В ближайшее время предстоит продумать, как вписать кадровый состав Кабмина в те задачи, которые поставил перед ним Президент. Например, готова ли Юлия Владимировна стать вице- премьером по экономике. Мы знаем, в бюджете она разбирается. Правда, это еще не вся экономика. Учитывая широко известную врожденную порядочность премьера в отношении защиты своих кадров, в связи с чем он, по-видимому, будет защищать Ю.Тмошенко до конца, нужно принять взвешенное решение, не дать повода для раскола правительства. А Юлии Владимировне нужно найти в себе силы, чтобы пересмотреть свою роль и место в структуре исполнительной власти.
Выпуск газеты №:
№74, (2000)Section
Подробности