Тихий «переворот» в военторге
Контролировать оружейный бизнес доверено генералу Владимиру РадченкоДо сих пор считалось, что у страны имеется достаточно жесткая и эффективная национальная система контроля за торговлей этим прибыльным товаром. Есть государственная компания «Укрспецэкспорт», торгующая оружием от имени Украины, и 6—8 предприятий ВПК с правом самостоятельной деятельности на внешнем рынке. Разрешение на продажу оружия и лицензии на выполнение контрактов всем им выдает Государственная служба экспортного контроля. Если вопрос слишком сложный или скользкий, то к делу привлекается межведомственная правительственная комиссия по политике экспортного контроля при участии представителей 12 министерств и ведомств. Однако межведомственное существование такого органа не позволяет действительно оперативно принимать неотложные решения в области ВТС. А в случае необходимости и спросить не с кого. Крайнего нет.
В дальнейшем, в соответствии с указом, главное бремя ответственности за успешное завоевание нашими оруженосцами мировых рынков будет нести постоянная комиссия по вопросам ВТС, которая будет действовать при Совете национальной безопасности и обороны. Она забирает себе полномочия межведомственной комиссии по политике экспортного контроля, до недавнего времени по статусу вице-премьера возглавляемой Анатолием Голубченко. А также берет под свою опеку «Укрспецэкспорт», Государственную службу экспортного контроля. В состав новой комиссии по вопросам ВТС входят и представители других структур, имеющих отношение к этой сфере деятельности. Решения нового органа обязательны для выполнения. Возглавлять его будет первый заместитель секретаря СНБО генерал Владимир Радченко, экс-председатель СБУ.
Еще одна комиссия — по вопросам ВПК — создается и в Кабинете Министров. Границей между двумя новосозданными органами будет то, что правительственная комиссия, так сказать, будет обеспечивать выживание предприятий «оборонки». И не будет иметь никакого отношения к вопросам внешнеэкономической деятельности.
«ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ» ХРОНИКА. КАДРЫ
Для выводов относительно общей производительности новой системы ВТС вполне достаточно и абстрактной схемы. Но все выглядит более рельефно, когда попытаться определить роль центров влияния и конкретных лиц в этом процессе. Хотя бы на основании того, что было заметно, так сказать, невооруженным глазом.
Итак — ретроспектива. Ее начало — 9 октября 1996. Постановлением Кабмина № 1247 создается государственная компания по вопросам экспорта и импорта продукции и услуг военного и двойного назначения «Укрспецэкспорт». Компания собирает под своей «крышей» трех в то время независимых национальных оруженосцев, не всегда находивших общий язык — «Прогресс», «Укринмаш» и «Укроборонсервис». Директором мощного «кулака» становится полковник контрразведки СБУ Андрей Кукин. Тогдашний председатель СБУ Владимир Радченко характеризовал его так: «Когда правительством было принято решение укрепить порядок в сфере военно-технического экспорта, и был откомандирован наш сотрудник для работы на этом ответственном направлении. В нашем ведомстве на протяжении нескольких лет он занимался именно этой тематикой. Кандидатура отбиралась долго и тщательно. Были рассмотрены несколько претендентов, но правительство остановилось именно на нем. Насколько я понимаю, Андрей Федорович работает на этой должности успешно».
Кукин работает тихо, время от времени докладывает, что объемы экспорта вооружения растут. С момента основания фирмы они увеличились вроде бы в 2,3 раза. Объем экспорта-97, по словам Кукина, достиг 600 млн. долларов.
Смена премьеров. 25 марта 1998 года — первый сигнал, что оружейный бизнес попал в круг новых интересов: «Укрспецэкспорт» подчиняется непосредственно Валерию Пустовойтенко. Владимир Горбулин утверждает, что компания «нуждается в координации деятельности, очень жестком контроле и жестком режиме». По его убеждению, такой контроль должен дать положительный эффект, ведь премьер «достаточно хорошо владеет внешнеполитическими нюансами» и знаком с ситуацией в промышленности. Альтернативное мнение — деньгами от оружия правительство будет латать дыры в бюджете. В условиях, когда Мировой банк и МВФ все реже решаются на финансовые инъекции в экономику Украины, прибыли от оружия кажутся едва ли не единственной спасительной соломинкой.
15 апреля 1998 года — выходит «в свет» постановление № 492, подписанное Валерием Пустовойтенко, об увольнении Андрея Кукина с должности директора «Укрспецэкспорта». Складывается впечатление, что спецслужбу теснят по всем фронтам. Руль компании доверен Валерию Малеву. Его опыт в оружейном бизнесе — ну, разве что с середины 95-го до начала 97-го, — когда он руководил Министерством машиностроения, ВПК и конверсии. Кукин освобождает кресло с формулировкой за «невыполнение поручений премьер-министра». Не слабая, скажем так, мотивация. Но СБУ честь фирмы, кажется, отстояло. Ибо уже 21 апреля в постановление о причинах увольнения Кукина были внесены коррективы — «в связи с переходом на другую работу».
22 апреля 1998 переходит на другую работу и лицо, хорошо характеризовавшее подчиненного — по указу Президента Владимир Радченко оставляет должность председателя СБУ и становится первым заместителем секретаря СНБО. Это решение подавляющее большинство аналитиков трактует как почетную ссылку для генерал-полковника. Сам Владимир Горбулин говорит, что в сферу полномочий Владимира Радченко будет входить работа с силовыми структурами, за исключением Минобороны, и решение вопросов экономической безопасности. Появляется также сообщение, что Радченко будет возглавлять и комитет по вопросам разведки при Президенте. В любом случае, кусок работы немалый.
СЕНТЯБРЬСКИЕ КОЛОКОЛА
Новый этап борьбы за изменения в ВТС можно отсчитывать от сентября 1998 года — Владимир Павлович Горбулин заявляет, что у него может появиться и четвертый — после Владимира Радченко, Александра Белова и Александра Разумкова — заместитель. По военно-техническому сотрудничеству. Это уже не просто очередной звоночек. Бьют колокола — СНБО однозначно намеревается усилить свой контроль за оружейным бизнесом. Какой будет форма? Комитет по ВТС при Президенте? Появляются публикации с фразами: «Всем понятно, что глава государства не сможет постоянно контролировать ситуацию в области ВТС. Кто будет контролировать деятельность комитета? Совет национальной безопасности? Подобное перераспределение ролей наверное требует внесения изменений в Конституцию — от нынешнего состава парламента СНБО вряд ли стоит ожидать такого подарка».
Цитирую второй раздел статьи 3 закона о СНБО относительно его функций и компетенции. К ним относится «координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны». Кто поспорит, что контроль за экспортом-импортом вооружений, военной техники и двойных технологий не не связан с госбезопасностью?
Главный камень преткновения был не в этом. Есть закон сохранения власти: «Чтобы в одном месте прибавить — в другом нужно отнять». В ноябре на вопрос о том, начнутся ли, наконец-то, в системе ВТС изменения и в каком направлении, секретарь СНБО говорит, что дело не в кандидатуре четвертого зама. В первую очередь нужно менять подходы к управлению военно-промышленным комплексом и сотрудничеству с другими государствами в этой сфере. «На мой взгляд, это нужно сделать в ближайшее время», — заявляет Владимир Павлович.
Кое-что уже сделано — сменено руководство Государственной службы по экспортному контролю, выдающей лицензии на реализацию оружейных контрактов. Вместо Виктора Ващилина, пребывавшего на этой должности на протяжении пяти лет, руководителем службы стал Валерий Губенко. До этого — генеральный инспектор Генеральной военной инспекции при Президенте. Человек, который, учитывая значительный жизненный опыт, умеет советоваться, находить общий язык, спокойно относится к реализации собственных инициатив.
Что же касается выживания ВПК, то это, конечно, дело правительства и конкретно Минпромполитики. Однако «Минпромполитики имеет 12 или 13 заместителей. Оно объединяет несовместимое. С одной стороны, предприятия с высокими технологиями. С другой — горные комбинаты. Что тут может быть общего? Поэтому идет поиск оптимальной структуры, которая позволила бы руководить. Многие наработки уже есть, но итоговое решение Президентом не принято. Поиск не закончился. Очень много сопротивления. Кто-то не хочет отдавать права, которые сам не использует», — признает секретарь СНБО.
В декабре на подпись Леониду Кучме направляется проект указа, цель нововведений которого — сделать национальную систему продажи вооружений более гибкой и в то же время предоставить возможность развиваться тем предприятиям ВПК, на которых держится оружейный бизнес страны. Предлагалось создание единого банка, занимающегося обслуживанием оружейных контрактов и кредитованием предприятий ВПК при условии расширения количества заводов, которые самостоятельно будут выходить на внешний рынок со своей продукцией. Главной составляющей указа было решение о создании при Президенте новой структуры — постоянно действующей комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества. Впрочем, указ в действие так и не вступил. Поговаривают, что сторонникам промышленников в СНБО противодействовало правительственное руководящее лобби, так как при новых подходах ограничивалось влияние правительства на оружейный бизнес. Хотя в целом это влияние напоминало «стратегию» увеличения «надоев» — «чтобы корова давала больше молока, ее нужно меньше кормить и больше доить».
Но, как бы там ни было, становится понятным — нужен компромисс. Поэтому, откорректированный указ от 4 февраля о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами и экспортном контроле можно считать результатом своеобразного компромисса между всеми центрами силы, влияющими на оружейный бизнес, учитывая свои должности, личные качества и интересы.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Будет ли Украина больше зарабатывать на продаже вооружений после этой тихой революции? Нынешняя перестройка системы ВТС является использованием едва ли не единственного существующего резерва ради достижения этой цели. На сегодня Украина не продает вооружение в кредит, почти не интересуется бартером за оружие, не использует офсетные формы расчетов и не делает лизинговых поставок. Украина может торговать оружием только за «живые» деньги. Хотя такой подход менее всего нравится потенциальным покупателям. Добавим, что так торгуют и Россия вместе с Беларусью, причем по во многом схожей номенклатуре и почти на тех же рынках.
При таких обстоятельствах успех не в последнюю очередь зависит от того, как оперативно национальная система ВТС способна откликаться на новые задачи, в том числе и на срочные просьбы заграничных партнеров. В России рассмотрение заказов на поставку комплектующих занимает около 3—6 месяцев. Для экспорта завершенных образцов оружия производителю приходится ждать «добро» от 8 до 12 месяцев. Украинские показатели немного лучше. Но не принципиально. Для примера — в США время реакции систем экспорта от 5 часов до 1,5 месяцев. Коль уж у Владимира Радченко «под рукой» те, кто оценивает предложения, дает разрешение на лицензию, и собственно исполнители — то США хоть и не догоним, но оторваться как можно дальше от России шанс есть.
Если Радченко и впредь будет сочетать новую должность с руководством комитета по вопросам разведки при Президенте, то в этом тоже есть плюс. Можно будет «на всю катушку» использовать потенциал разведывательного содружества для поиска новых выходов на оружейные рынки. Положительно, что при реформе ВТС Украина хоть на этот раз учла опыт России, где разукрупнение «Росвооружения» с кадровой чехардой в его руководстве, появление значительного количества спецэкспортеров при ослабшем контроле спровоцировало конкуренцию между «своими» и убытки в несколько миллиардов долларов.
Конечно, на фоне президентских выборов в стране возникает вопрос — связана ли нынешняя перестройка ВТС с этим аспектом? Главные результаты нововведений появятся в лучшем случае в конце года. Ради активного зарабатывания денег на нужды президентской кампании на эти изменения следовало бы отважиться раньше. Хотя теперь, учитывая потребности текущего политического момента, уже можно решиться на ротацию или формирование коалиционного правительства. На оружейный бизнес это уже никак не повлияет.
Впрочем, есть детали, которые со временем могут усложнить работу стройной, на первый взгляд, модели ВТС. Смогут ли мирно сосуществовать две комиссии — в СНБО и Кабмине? Пока что трудно без обнародованных документов оценивать реальные полномочия кабминовского органа. Предположим, что она замкнет на себя «оборонную» составляющую из «тела» Минпромполитики и преобразуется, как в Китае, в отдельное министерство ВТС. Но национальное военное производство, из-за отсутствия заказов от родной армии, не может существовать без торговли оружием. А это уже компетенция структуры при СНБО. При таком раскладе кабминовская комиссия может претендовать разве что на искусственно-декоративную роль. В будущем ей можно прогнозировать два пути. Или тихо умереть. Или, когда в который раз изменится соотношение сил между центрам влияния на оружейных бизнес, попробовать выйти на первые роли. И это одна из возможных болевых точек новой системы ВТС.
Второй источник напряжения — ситуация с банками, привлеченными к обслуживанию оружейных контрактов. На сегодня заводы, которые продают или ремонтируют оружие, не очень довольны тем, что государственный посредник в этом деле — компания «Укрспецэкспорт» берет с них слишком большие комиссионные. Хотя в самой компании утверждают, что комиссионные составляют около 5—6 процентов, производители говорят, что на самом деле им приходится делиться вдвое большей суммой. К тому же, сначала деньги попадают на счета компании в избранных банках. А уже потом — после вычета комиссионных — собственно предприятиям. Промышленники жалуются, что они не могут прогнозировать, когда именно поступят деньги за произведенную продукцию. Помочь этому можно несколькими вариантами. Во-первых, вспомним о так и не реализованной идее единого банка для нужд ВПК. Во-вторых, можно предоставить спецэкспортерам право самостоятельно выбирать финансовых партнеров, что, впрочем, из Киева кажется, наверное, делом опасным — не будут ли эти новые финансово-промышленные группы работать на удовлетворение нужд собственной политической «крыши»? И, наконец, можно внедрить практику тендеров среди банков. Наиболее надежный победитель и будет обслуживать тот или иной уже заключенный оружейный контракт.
У всех этих подходов один, но существенный недостаток — необходимость перераспределения финансовых потоков. А следовательно — нарушение существующего равновесия. Это не может не вызывать недовольства лиц или структур, которые уже причастны к обслуживанию оружейного бизнеса. Показательно, что наши молчаливые оруженосцы о финансовых «сателлитах» вспоминают еще меньше, чем о конкретных контрактах. Разве что однажды в прессе появилось сообщение, что, например, «Укрспецэкспорт», среди прочего, контактирует с Приватбанком, Укрэксимбанком и Первым украинским банком. Изменился ли с тех пор этот круг избранных, будет ли иметь комиссия по ВТС при СНБО возможность обновлять перечень банков — неизвестно. Однако известно, что финансовые сателлиты могут легко превращаться в центры вращения. И тогда — все по-новому. Так что никаких гарантий, что завтра будем иметь то, что имеем сегодня. Речь идет и о структурах, и о лицах, и, конечно, собственно о деньгах...
Выпуск газеты №:
№30, (1999)Section
Подробности