Перейти к основному содержанию

Трагедия в Калиновке. Человеческое измерение

Надо, чтобы власть и общество понимали, что когда находишься в состоянии войны с коварным врагом, необходимо быть готовым к рискам
27 сентября, 18:53
ФОТО REUTERS

Первые посты о том, что в Виннице или под Винницей что-то «бахает», появились около 22.00 26 сентября. Через полчаса жители соседней с Винницей Стрижавки сообщили, что это горят склады с боеприпасами под Калиновкой. Около 23.00 вышло официальное подтверждение того, что Калиновка и прилегающие села — Павловка, Сальник, Медведка, Дорожное, Лавровка и дачные массивы — в опасности.

«Винница, кто не спит? Кто на машине? Готовим еду, чай и т.п. Нужно ехать за эвакуированными», — написал винничанин Pavel Matsiuk. После этого винничане массово начали предлагать на своих страницах в «Фейсбуке» помощь по эвакуации жителям населенных пунктов возле пылающих военных складов у с. Калиновка. Кое-кто сразу заявлял о готовности принять у себя на ночлег или обеспечить временным жильем одну-две семьи.

«Мы выехали в Калиновку сразу после того, как услышали, что калиновские активисты сбросили зарево над городом и попросили о помощи. Организовали семь машин. Первых людей перевозили, когда еще блокпостов не было. А уже потом объясняли и показывали удостоверения, что работаем волонтерами и будем эвакуировать людей в безопасное место. Кто-то из них имел родственников и знакомых, а кое-кого приходилось высаживать на вокзалах или просто за мостом в Стрижавке, в безопасной зоне, — комментирует представитель ГО «Авто Евро Сила Винница» Артем Михайлов. — За ночь мы перевезли более сотни человек. Когда под утро приехали первые автобусы, которые организовала власть, доставляли стариков до пункта сбора. Ведь автобус не ездил по улицам, стоит возле РГА или Дома культуры и ждет. А в селах живут преимущественно пожилые люди, им трудно было добраться до центра — так мы их подвозили. Машины заправили за собственные деньги, но их не жалко, потому что самое ценное — это слова благодарности от людей и чувство радости, что мы помогли предотвратить трагедию».

ФОТО REUTERS

В то время как сеть «кипела» от поиска «предательства» и искала виновных в загорании и человеческой беде, небезразличные винничане не только успевали скоординировать работу между собой, но и пытались погасить «загорание» в сети, которое «взрывалось» все сильнее. И, очевидно, радовало тех, кто сыграл в этой диверсии (именно к этой версии склоняются ведомственные структуры) главную скрипку.

«Понятно, что самовозгорание не могло произойти — это либо человеческая халатность, либо теракт. Но давайте сначала поможем людям в беде, а уже потом будем разбираться, почему на государственном и коммунальном теле- и радиоканалах не было своевременного реагирования? Где в Виннице действующие бомбоубежища? Почему провайдерами не было сделано СМС-оповещение абонентов о рекомендованных действиях в таких случаях? И так далее», — написал на своей странице в «Фейсбук» координатор гражданского движения «Хвиля» Анатолий Банах, который на тот момент уже находился в Калиновке. Он призывал винничан, которые сидят в сети, создать группу, мониторить страницы руководителей области и профильных департаментов, мобилизироваться и найти место, где можно расселять людей.

«К счастью, в этой трагедии никто не погиб, только две женщины получили телесные повреждения, но сейчас их жизни уже ничего не угрожает, — комментирует в телефонном разговоре Анатолий Банах. — В этот раз мы быстро скоординировали работу. Общественные организации фактически взяли на себя перевоз людей, организовали пункты приема вещей первой необходимости. На «отлично» сработала сеть — это хорошая помощь при эвакуации, мобилизации ресурсов, на те случаи, в которых сообщалось, что кто-то кого-то оставил, не нашел, — сразу выезжали по тем адресам, людей там не обнаруживали, все были эвакуированы вовремя... Власть начала приобщаться к работе под утро, и это неплохо. Предоставили автобусы, оборудовали пункты приема эвакуированных. Сейчас винничане сносят теплые вещи, продукты питания, одеяла и матрасы. Приобщились к волонтерству и винницкие кафе и гостиницы, которые размещают людей и обеспечивают бесплатными обедами. Главное — правильно бросить клич, а сознательные люди подтянутся».

Ирине Ярошинской, пресс-секретарю главы Винницкой облрады, тоже пришлось поработать волонтером в беспокойную ночь, но не в Виннице, а в Козятине. Она возвращалась из гостей, и на станции Козятин ее поезд остановили и попросили всех пассажиров, которые направляются в Винницу или Жмеринку, оставить вагоны, так как поезд через Винницу ехать не будет. Таких, как Ирина, пассажиров было несколько десятков. Как оказалось позже, снимали пассажиров со всех поездов винницкого направления. Около 3.00 на Козятинском вокзале их было уже более двух десятков. Дороги на Винницу были перекрыты, такси не было, а автобусы еще не ходили.

«Нас сняли с поезда и сказали ждать на вокзале. Сколько? Что будет дальше? Никто ничего не сообщал. А «бахало» так, что сердце уходило в пятки, — комментирует Ирина. — В разговоре с местными я узнала, что в РГА развернули пункт приема эвакуированных лиц. Поймала машину и поехала туда. Организация работы меня удивила — был сформирован список возможностей и подняты на ноги все руководители школ, садиков, домов культуры, сельских и поселковых рад, вызваны все водители местных автобусов. Принимали детей и пожилых людей в больницах, детей старших — в школе-интернате, остальным предложили разместиться в кинотеатре «Мир», куда организовали доставку горячей воды, чая с лимоном и развернули полевую кухню. Когда я сказала, что 200 человек из Винницы мерзнут на вокзале, для нас нашли два автобуса, которые осуществили по два рейса. И до утра все жители Винницы были доставлены в свои дома».

По состоянию на 9.00 27 сентября были эвакуированы жители из шести населенных пунктов — города Калиновки, Павловки и Сальника Калиновского района и сел Медведки, Лавровки, Дорожного Винницкого района — это почти 30 тысяч человек. Кроме того, оставляли свои дома в добровольном порядке жители села Сосенки и поселка Стрижавки. Таким образом, за 10 часов в 5-километровой зоне поражения остались лишь те, кто категорически не хотел оставлять свои дома по различным причинам. Среди них и Ольга Зубко. На своей странице в «Фейсбуке» она пишет, что дома в Калиновке не пострадали, все ее спрашивают, просят посмотреть, «что там их родные стены». Ольга говорит, что все нормально, свет подают по графику. А еще они с мамой имеют двух хвостатых беженок: «Лабрадора и кошку с котятами. Наша собака их пустила!»

Волнуется о своей кошке Марусе и десятке кур 67-летний Николай Васильевич. Его эвакуировали со станции Калиновка-1 в ночь с 26 на 27 сентября. Радуется, что успел телефон прихватить, чтобы известить детей, что жив-здоров. «Мы выбежали из дома, как только увидели зарево. Поняли, что это боеприпасы горят. Побежали в бомбоубежище на станцию, там просидели несколько часов. Оттуда нас привезли в Винницу. Теперь сидим в школе, пьем чай и думаем, не залез ли кто в наш дом и кур не украл, — беспокоится о своем хозяйстве дед Николай. — Дети звонят через каждый час, переживают, потому что в новостях показывают много всего, не все правда. А мы домой хотим! Чтобы все опять было спокойно, и мы с бабой собрали урожай с огорода...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать