Три пути прихода к власти
Или Кто будет отнимать голоса у оппозиции на выборах 2015 года?
Старт президентской кампании уже фактически состоялся. Не так давно о своем намерении баллотироваться на пост главы государства с парламентской трибуны публично объявил Виталий Кличко. Своим заявлением лидер «УДАРа» окончательно развеял все надежды сторонников идеи выдвижения единого кандидата от оппозиционных сил уже в первом туре президентского марафона. Его коллега по оппозиции Арсений Яценюк отреагировал на действия со стороны Кличко довольно спокойно. Мол, оппозиционеры уже давно решили, что на выборы будут идти отдельными колоннами, а потому очередная декларация этих намерений не нова. Впрочем, эксперты говорят, что, кроме руководителей трех оппозиционных парламентских фракций, о своем желании принимать участие в президентской кампании заявят еще, по меньшей мере, с десяток внесистемных претендентов, которые будут позиционировать себя оппозиционными. Как следствие, голоса несогласных с действиями власти избирателей имеют все шансы «распылиться» между рядом явных или бутафорских кандидатов от оппозиции (как парламентской, так и внепарламентской) на президентскую «булаву».
НОВОЕ-СТАРОЕ ЛИЦО ОППОЗИЦИИ
Недавно на электоральном поле «УДАРа», «Батьківщини», «Свободы», которые, кажется, в последнее время установили триединую монополию на бренд оппозиции, появилось сразу несколько новых политических проектов (в перспективе их может стать еще больше). Так, в начале осени желание создать собственную политсилу под названием «Демократы» выявили бывшие «фронтовики» Андрей Павелко и Владимир Полочанинов. Немного позже новоиспеченный политический бренд «Правые» представил один из его лидеров, бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко. Объединительным элементом, который связывает эти два проекта, являются, в частности, пока декларативные прокламации об изменениях внутрипартийных связей внутри политических структур (вместо вертикальных на горизонтальные), а также ощутимая трансформация риторики партий, которая теперь базируется на желании отличаться от оппозиции в ВРУ и, понятно, от Партии регионов или тех же коммунистов.
«Сама по себе декларация на построение горизонтальной политической силы не даст ничего, — рассказала «Дню» политолог Светлана Машаровская. — Такое изменение риторики связано с несколькими причинами. Во-первых, с попыткой продемонстрировать близость к народу, в противовес отчужденности и закрытости парламентских партий. Во-вторых, создание проекта вокруг конкретного лидера требует наличия такого узнаваемого и популярного лидера, чем могут похвастаться далеко не все». «Новая политическая сила, которая не имеет яркого и харизматического лидера, имеет очень мало шансов на успех, особенно в отечественных реалиях, — констатирует Машаровская. — Но следует отметить, что новые партии, судя по всему, находятся в поиске смелых идей и техник. Жаль только, что иногда это выглядит, в лучшем случае, грустно, в худшем — смешно».
Однако политтехнологи уже говорят, что инициирование создания этих политических сил именно сегодня они оценивают как почти стопроцентный конъюктурный проект, который будет функционировать исключительно в короткой перспективе. «Чаще это технические проекты, которые созданы для того, чтобы отнять голоса у оппозиции, — говорит «Дню» политтехнолог Тарас Березовец. — Понятно, что ближайшие выборы в Украине президентские, а поэтому единственный смысл запуска этих партий — это то, что они выдвинут своих кандидатов в 2015-м. Это будут технические кандидаты, которые будут отнимать голоса у основных оппозиционных кандидатов, то есть у Яценюка и у Кличко».
«И что бы они ни говорили о мультилидерских структурах и такое прочее, следует отметить, что это лишь красивые обороты из словарного запаса политического технолога. Более того, от этих проектов просто разит политтехнологиями, — убеждает эксперт. — Другое дело, что «выход» минимальный. То есть я прогнозирую, что в сегодняшних условиях поляризации общества голоса избирателей оппозиции будут распыляться и четко будут идти двум оппозиционным кандидатам — Арсению Яценюку и Виталию Кличко, а эти технические кандидаты наберут около одного процента».
Несколько более сдержанной позиции придерживается коллега Березовца, политтехнолог Олег Медведев. «Теперь в Украине существует около 200 партий и, в принципе, в том, что появится 201-я, 202-я или 203-я партии, — нет ни большой трагедии, ни вообще какого-то великого события, — сказал Медведев «Дню». — Это нормально, когда в государстве есть политическая конкуренция. Поэтому если кто-то хочет заявить о себе и конкурировать, то, как говорят, флаг ему в руки». «В принципе, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, поэтому пусть работают и заявляют о себе. Хотя понятно, что среди новых проектов будут обязательно и те, кто свои избирательные флаги будет получать в Администрации Президента, которая рассчитывает на то, чтобы от основных оппозиционных партий или их кандидатов на президентских выборах онимать по несколько процентов голосов», — уверен специалист.
А Светлана Машаровская во время общения с «Днем» отметила, что кандидаты от этих политсил будут распылять позиции главных оппозиционеров лишь в том случае, если будут внесены поправки в закон и выборы президента буду проходить в один тур. Также политолог прибавила, что на сегодняшний день в процессе формирования и переговоров находятся около десяти новых политпроектов, между которыми существует несколько существенных отличий. «Все вновь создаваемые проекты можно поделить по принципу пребывания у власти на тех, «кто хочет вернуться», «попасть» и «укрепить позиции», — говорит Машаровская. — Поэтому исходя из такого разного бекграунда, говорить о чисто технологической цели распыления оппозиционного электората во всех случаях все же не стоит». «Что же касается позиции обвинений, то она является привычным приемом как оппозиционных, так и провластных сил», — резюмировала эксперт.
«А о чем они еще могут говорить, если подобные заявления, скажем так, «выявят» внутренние проблемы оппозиции? — прокомментировала «Дню» политолог Виктория Подгорная. — Насколько мне известно, то вновь созданные партии уже заявили, что на выборах президента поддержат единого кандидата от оппозиции. Тем более, думаю, что начальная цель их деятельности — изменить правила политической игры, в условиях которой власть, — сильная, авторитарная и делает все, что захочет, а оппозиция — неэффективная, потому что элементарно не способна предложить альтернативу и защитить общественные интересы. Понятно, что без победы оппозиционного кандидата действительно новым и прогрессивным политпроектам не удастся это реализовать, а поэтому никакие игры с партией власти их не устроят».
«Конечно, парламентской оппозиции не нравится, когда ее критикуют, потому что, мол, главное — объединение. Ради чего? Ради того, чтобы вокруг лидера сплотиться и сказать, какой он великий? — сетует Подгорная. — Простите, но это обществу не интересно. Сейчас люди хотят услышать, что оппозиционеры будут делать на самом деле, каков дальнейший план их действий. Тем более, думаю, что такой проблемы вообще не возникло бы, если бы процесс в среде оппозиции был действительно внутридемократическим».
ОППОЗИЦИЯ ВНУТРИ ОППОЗИЦИИ
Кроме уже ожидаемого создания ряда новых политсил, которые только стремятся стать политическими тяжеловесами, или же тех, которые сейчас имеют непреодолимое желание вернуться в политику после долгой паузы, на выборах 2015-го в игру могут вступить и нынешние народные депутаты. Например, недавно стало известно, что, кроме недовольних «фронтовиков» временно процесс объединения с «Батьківщиной» прекратила и партия «Реформы и порядок» (ПРП) Сергея Соболева. Эксперты также не исключают, что ближе к 2015-му активизируют свою деятельность партии «За Украину!» Вячеслава Кириленко, «Европейская партия Украины» Николая Катеринчука, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Солидарность» Петра Порошенко, которые в свое время отказались «сливаться» в один лейбл с «Батьківщиной». Из внефракционных депутатов возможно участие лидера «Единого Центра» Виктора Балоги и эксцентричного руководителя «Радикальной партии» Олега Ляшко.
Мнения экспертов на этот счет разделяются. Светлана Машаровская говорит, что Ляшко и Катеринчук, как технологические проекты, является активными и сегодня, а потому будут выполнять свою функцию и в дальнейшем. «Тяжеловес Порошенко также имеет свой политический план, который сегодня проявляется в финансировании новых политпроектов и отдельных инициатив политиков, направленных, например, на пропаганду преимуществ евроинтеграции, — считает политолог. — Возможно, Порошенко захочет сыграть в «Тигипко-2015», но с той целью, что бронза в первом туре все же обеспечит должность премьер-министра».
«Я думаю, что, например, ни Кириленко, ни Катеринчук, ни Гриценко на президентские выборы не пойдут. А вот с Порошенко может получиться так, что у него выиграют политические амбиции», — поделился с «Днем» Олег Медведев.
Получается, что сегодня, несмотря на договоренности, возможность похода более чем тремя колоннами в рядах оппозиции не исключают. Более того, называют конкретные имена тех, кто так или иначе может поставить свое честолюбие выше интересов страны. «Такие прогнозы логично наталкивают на мысль о необходимости выдвижения единого кандидата от оппозиции уже в первом туре, — замечает Виктория Подгорная. — «Мелкие» колонны дезориентируют электорат. Кандидат должен быть единым. Это нормальная логика, и я так понимаю, что именно оппозиционеры должны определиться с единым кандидатом, а те же новые политические силы их, конечно, поддержат, ведь последние на президентских выборах не будут играть основную скрипку. Поэтому я все же надеюсь, что оппозиция рационально подойдет к вопросу единого кандидата и его имя мы таки узнаем уже в первом туре».
В самой же оппозиции перспективы победы одного из трех лидеров — Яценюка, Кличко, Тягнибока оценивают довольно радужно. Политтехнолог Олег Медведев заверил «День», что кандидатов, которые реально смогут отобрать солидную часть голосов у вышеназванных лидеров парламентской оппозиции он, в частности, не видит. «Того, кто мог бы составить серьезную конкуренцию Яценюку, Тягнибоку, Кличко, в данный момент нет. Все остальные могут разве что по принципу «не догоню, так хоть погреюсь» набрать максимум процента два, — отметил политтехнолог «Батьківщини». — Сегодня электоральное поле оппозиции довольно структурировано, и оно отвечает разным вкусам. Это не значит, что такая ситуация будет статической и, допустим, за несколько лет не возникнет какая-то реальная необходимость в новой политической силе. Скажем, на бело-голубом поле такая необходимость сейчас существует. Впрочем, в Партии регионов это прекрасно понимают, а потому очень следят, чтобы сквозь их, условно говоря, бетон ни одна травинка не проросла».
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
Однако появления новых политических сил и качественно новых лидеров требует не только электорат регионалов, но и, прежде всего, оппозиционно ориентированный избиратель. По мнению политолога Виктории Подгорной, сейчас на то, чтобы занять эту нишу, уже претендуют несколько проектов, которые проводят свою работу с людьми «снизу», ездят по регионам и именно там собирают свою команду. «Даже больше, можно вообще говорить, что формируется новое поколение политиков, которые не могут играть только под волю лидера. Надеюсь, что этот процесс в ближайшее время коснется большинства политических структур. Не знаю, произойдет ли это до 2015-го года, но после — это 100%», — уверена Подгорная.
Эксперты говорят, что люди готовы к появлению таких партий, а политические силы, которые сегодня возникают, просто ощущают этот запрос. «Это нормальная реакция на политическую конкуренцию, которая и должна быть. Это нормальный процесс», — заверяет Подгорная. Поэтому пока основные политические игроки перманентно готовятся к следующим выборам, инициаторы создания некоторых новых политических проектов делают хотя бы какие-то попытки изменить правила игры в украинской политике.
Очевидно, что технические претенденты на выборах президента будут, но навешивать ярлык подыгрывания власти каждому непарламентскому оппозиционеру, по меньшей мере, неправильно. Пока бренд оппозиции является общим для всех сил, которые становятся в позу к нынешней власти, а, следовательно, для точной победы в 2015-м, их усилия следует объединить. Вопросов к парламентской оппозиции сейчас немало, а, следовательно, игра против своих же союзников вне стен ВРУ вряд ли принесет долгосрочные дивиденды. Тем более, что перспективу согласования кандидатуры самого рейтингового оппозиционера уже в первом туре президентской гонки эксперты продолжают оценивать как результат статистического подсчета в пределах социологической погрешности. Проще говоря, большинство сведущих уже давно утратили веру в то, что политическая целесообразность в конечном счете восторжествует над парадом личных амбиций и цинизма оппозиционеров отечественного политикума. Развязка уже скоро.
КСТАТИ
Избирательная подготовка на Закарпатье
Закарпатье на электоральном поле Украины принципиально отличается от других областей Западной Украины и, скорее, напоминает Центр. То есть здесь в значительной степени представлена и власть, и оппозиция без явного доминирования одной стороны. Кроме того, для Закарпатья существенную роль играет особенный местный фактор, который в настоящее время олицетворен «Єдиним центром» во главе с братьями Балогами. Поэтому в канун президентских выборов позиционирование будет проходить немного по-другому, чем в соседних областях. О закарпатских особенностях предстоящих президентских гонок мы попросили поделиться наблюдениями известного в крае политолога Виктора Пащенко.
— Штабы действующего президента традиционно формируются на базе местных администраций, а «губернатор» А.Ледида вынужден чем дальше, тем больше занимать агрессивную позицию, как этого, очевидно, требует Киев. Вопрос в лагере Партии регионов будет заключаться лишь в том, сохранит ли нынешний глава ОГА свою должность до выборов, или будет заменен еще более радикальным защитником нынешнего режима, — считает В.Пащенко.
— В кругах оппозиции ситуация намного сложнее и вариативнее. Свой отдельный президентский штаб уже пробует создать «УДАР». Пользуясь ростом популярности В.Кличко, они стремятся привлечь к себе новых людей. Хотя пока эти структуры довольно аморфны, а депутат ВР от Закарпатья Валерий Пацкан пока не столь известный и авторитетный человек в крае, чтобы представлять объединенную оппозицию. Позиции «Батьківщини» и «Свободи» в области еще слабее, потому отдельных избирательных структур они не будут создавать.
Отсюда, реальной оппозицией на Закарпатье с хорошими организационными, финансовыми, медийными ресурсами является «Єдиний центр». Свою опору он также имеет в органах местного самоуправления. Иван Балога возглавляет областной совет. Мэры городов областного подчинения — Мукачево, Хуста, Чопа и целый ряд райсоветов также представляют эту силу.
Практически нет сомнения, что Виктор Балога на предстоящих президентских выборах будет поддерживать оппозиционного кандидата. Но на каких условиях и в какой способ это будет сделано, пока не известно. Из неофициальных источников поступила информация, что до февраля следующего года он рекомендовал своим структурам особенной активности не проявлять. Очевидно, В.Балогу будет поддерживать и глава местной «Батьківщини» экс-нардеп А.Кеменяш, поскольку у них в последнее время сложились хорошие как личные, так и деловые отношения. Поэтому, по мнению В.Пащенко, окончательное и более конкретное формирование штабов начнется с весны следующего года, а пока идет зондирование почвы и концентрация ресурсов.
Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород
Выпуск газеты №:
№206, (2013)Section
Подробности