Перейти к основному содержанию

Три теста

на экономический суверенитет Украины
25 декабря, 00:00
ЕЭП является уникальной и очень удобной площадкой для реализации далеко идущих политических планов российского руководства. Высказывая это мнение, российский политолог Олег Дорожинский также замечает, что «в отличие от политиков, имеющих (и это не зависит от национальности) дурную привычку раздавать диаметрально противоположные обещания разным слушателям, именно украинские промышленные и финансовые группы сами заинтересованы в том, чтобы максимально сблизить позиции, играть по единым правилам, платить по единым тарифам». Как считает политолог, «именно они представляют ту реальную силу, которая поможет России сохранить влияние на постсоветском пространстве». Не скрывают аналогичных намерений и в правительственных кругах России. Так, главный российский переговорщик по проблеме ЕЭП Виктор Христенко, говоря о принципах создания этой организации, отмечал: «Это («объединение наднациональным образом условий внутренней конкуренции, политики стран в области субсидий, тарифов, технического регулирования и т.д.») предполагает наднациональный уровень, то есть означает в этой части для каждой из стран утрату суверенитета и передачу его в наднациональное управление». Ну разве не далеко идущие планы?

Как они реализуются? На днях в Киеве завершилось первое после отставки вице-премьера Виталия Гайдука заседание совета учредителей Международного газового консорциума по управлению газотранспортной системой Украины. Похоже, решение об этом было принято на заседании или в кулуарах группы высокого уровня, заседавшей в пятницу в Москве. Естественно, основным продуктом группы стало другое решение: согласование (парафирование) плана мероприятий по созданию Единого экономического пространства Украины, России, Беларуси и Казахстана. Комментируя этот документ (по словам российского вице-премьера Виктора Христенко, он должен быть принят еще до конца года), первый вице-премьер Украины Николай Азаров сказал: «Сегодня были сняты последние вопросы, вокруг которых шли серьезные противоречия. Это: принцип взимания пошлинных налогов, цены на услуги естественных монополистов, экспортные субсидии и целый ряд других вопросов, менее значимых, но, тем не менее, важных». Азаров подчеркнул, что все соглашения в рамках ЕЭП соответствуют нормам Всемирной торговой организации, а вопрос о введении единой валюты, по его словам, страны—участницы ЕЭП договорились не рассматривать.

Азаров назвал достигнутое в Москве соглашение по принципам взимания косвенных налогов и цен на услуги естественных монополий «чрезвычайно важным, с точки зрения реальных интересов Украины». «Вы знаете, что Россия, скажем, взимает налог на добавленную стоимость на нефть и газ, которые поступают в Украину. Знаете, какой это громадный наносит нам ущерб. Мы сегодня договорились, что принцип взимания косвенных налогов будет единым. Это означает, что Россия откажется от принципов взимания налога на добавленную стоимость по отношению к Украине, но произойдет это не завтра и не послезавтра, а тогда, когда будет оформлено соответствующее межгосударственное соглашение. А вот о принципах этого соглашения мы договорились», — пояснил первый вице-премьер Украины. При этом он ничего не сказал о судьбе одного из условий, выдвигавшихся прежде украинской стороной, а именно, о том, что в едином пространстве должны действовать также и единые цены на энергоносители, к примеру, на газ. (Как известно, внутренние цены на это топливо в России едва ли не вдвое ниже, чем в Украине. Более того, — но это уже наш внутренний вопрос, связанный, однако, с российскими ценами, — НАК «Нефтегаз» Украины, объявивший на днях о повышении газовых цен сначала на 6%, затем допустивший утечку информации об их повышении на 19%, как оказывается, на самом деле намерен — в редакции имеются соответствующие документы — на протяжении будущего года повышать цены на 20% ежеквартально, то есть в два раза за год!)

По-видимому, этот вопрос пока остается за рамками парафированного в Москве документа, представляющего собой, как уточнил Христенко, «комплекс мер из 116 пунктов, через которые надо пройти для завершения решений, принятых президентами (четырех стран. — Ред. ). По словам главы российской делегации, эти 116 пунктов разделены на 22 раздела и «охватывают все стороны экономической деятельности — от тарифно-таможенного регулирования до обеспечения свободы перемещения физических лиц». «Красной нитью через весь документ — предоставление национальных режимов для деятельности на рынке наших стран для любой компании из стран «четверки», — сказал Христенко.

Это значит, что после нового года, к примеру, РАО «Газпром» и «Транснефть» получат в Украине равные права с отечественными компаниями. Чем это чревато для суверенитета страны?

По словам Президента Украины Леонида Кучмы, «игрой на противоречиях с Россией мы никогда не сможем сделать себе дивидендов в отношениях с Западом». Президент считает, что «от нашего умения решать «российский вопрос» в значительной мере зависит и отношение к Украине в мире, и стабильность внутриполитических процессов внутри страны». Приведенное высказывание хорошо иллюстрируется ситуацией с двумя важнейшими международными проектами, по которым сегодня в мире могут судить об Украине. Это названный выше газовый консорциум, решение по которому зашло в последнее время в явный тупик (сегодня еще неясно, выведет ли из него отставка Гайдука), в том числе и из-за того, что две договаривающиеся стороны не подпускают к обсуждению третью — Германию. Это и нефтепровод Одесса—Броды, предназначенный для транспортировки в Европу каспийской нефти, который, вероятно, не без давления со стороны России может изменить направление работы и использоваться в обратном направлении, качая российскую нефть к Черному морю. Политическое решение об этом, вполне вероятно, вскоре будет вынуждено принять украинское правительство. Выглядеть это, по мнению экспертов «Дня», будет вполне пристойно. Правительство одобрит соглашения с Польшей и Евросоюзом, направленные на продолжение нефтепровода Одесса— Броды до Плоцка и Гданьска, но тут же, поскольку на достройку этого участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора потребуется еще несколько лет, нефтепровод будет фактически передан России («национальный режим» в данном случае будет предоставлен российской «Транснефти» или компании ТНК-БП). В народе эту ситуацию образно называют «коготок увяз». Дальше, по мнению экспертов, последует небольшой международный скандал, денонсация договоров, прорывы в осуществлении других, конкурентных, транспортных проектов, а Украина сможет со своим нефтепроводом распрощаться. При этом будет также подорвано доверие иностранных инвесторов и собственников нефти, готовых принять самое активное участие в наполнении нефтепровода каспийской нефтью и транспортировке ее в Европу.

Как сообщили «Дню» надежные источники, в четверг в Лондоне ряд международных компаний — нефтедобывающих (в том числе Шелл), потребителей и транспортеров нефти, рассмотрев ряд вопросов, связанных с началом коммерческой эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды, подтвердили свое участие в украинском проекте. Единственное их условие — провести пробную транспортировку нефти до завода в Кралупах (Чехия), чтобы подтвердить работоспособность системы. По данным тех же источников, на следующий день, в пятницу, в Вашингтоне прошло первое рабочее заседание на экспертном уровне украинско-американской рабочей группы по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора, созданной по итогам визита в США премьер-министра Украины Виктора Януковича и в результате договоренностей с министерством энергетики США. В январе эта группа будет заседать на высоком уровне в рамках украинско- американской комиссии по экономическому сотрудничеству. По мнению экспертов «Дня» решение по Одессе — Броды будет решающим для того, чтобы и Европа и Америка определились в отношении Украины. Способность (или неспособность) Украины поддерживать свой суверенитет над стратегическими энергетическими коммуникациями будет знаковой для диалога официального Киева с США и ЕС.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать