Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Троянские кони» со шлейфом...

Какие риски переоснования «доминирующего клана»?
04 марта, 19:49
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Начнем с последних результатов опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» 19—28 февраля 2019 года (ошибка репрезентативности: не больше 2%). Лидером президентского рейтинга является Владимир Зеленский, которого поддерживает 25,1% тех, кто определился и намеревается голосовать. Вторую позицию фактически делят между собой Петр Порошенко (16,6%) и Юлия Тимошенко (16,2%). За Юрия Бойко готовы отдать свои голоса 11,3%, Анатолия Гриценко — 7,7%, Олега Ляшко — 5,6%, Андрея Садового — 3%, Евгения Мураева — 2,5%, Игоря Смешко — 2,5%. Почти по 2% набирают Александр Шевченко, Руслан Кошулинский и Александр Вилкул.

Как видим, эти данные не учитывают последние изменения в избирательном ландшафте кандидатов. Они и не могли учесть, ведь Андрей Садовый обнародовал свое заявление в конце прошлой недели. «Я принял решение — я отзываю свою кандидатуру с выборов президента и объявляю о поддержке на выборах на пост президента Анатолия Гриценко», — заявил в пятницу мэр Львова. Уже в субботу, во время съезда партии «Сила людей», кандидат в президенты Дмитрий Гнап заявил: «Сейчас мы должны выполнить решение предыдущего съезда и поддержать Анатолия Гриценко, который стал кандидатом от демократических сил».  

Пока эксперты думают, насколько увеличится и увеличится ли вообще рейтинг поддержки Гриценко, мы хотим обратить внимание на несколько следующих вещей. По всему видать, что вокруг кандидата от «Гражданской позиции» аккумулируются силы, как они себя называют, «демократической оппозиции». Но на самом ли деле можно считать, что «честных становится больше», или это закулисное сотрудничество с определенными олигархами?  

«Есть ошибка тех, кто до сих пор приходил к власти, потому что они должны были добиться наказания виновных в преступлениях, в частности по тому же «делу Гонгадзе — Подольского». Тогда и отношения с клановым олигархатом были бы другими, — комментирует народный депутат Игорь ЛУЦЕНКО. — Человек же, который хочет обеспечить неприкосновенность своих богатств, будет использовать весь спектр технологий. Пинчук умеет лучше других использовать этот инструментарий. Это филигранная игра, когда олигарх отвлекает внимание на галереи, форумы, завтраки и тому подобное. Для этого используются, в том числе международные тусовки наподобие Давоса. На самом же деле, это все является элементом гибридной войны в защиту присвоенных активов, в том числе игра с кандидатами в президенты».

Некоторые тренды нынешней избирательной кампании. Одни избиратели хотят видеть новые лица в политике, а другие — не хотят политиков без опыта. Одни верят в обещания и ведутся на популистов, а другие — со скепсисом относятся к пустым заявлениям. Кстати, почему большинство тех, кто сегодня группируется вокруг Гриценко, называют себя «демократической оппозицией», ведь они были в одном оранжевом лагере с теми, кто сегодня у власти? А значит также ответственны за потерянные шансы времён президентства Ющенко.

Показательным является пример известной «тройки» — Залищук, Найем, Лещенко, которые на прошлой неделе больше чем через четыре года, наконец, «смело» заявили, что они написали заявления о выходе из президентской фракции БПП. Как раньше, так и сейчас они это объясняют тем, что, мол, находясь во фракции, были более полезными. «За последние четыре года мандат дал возможность бороться за важные законы, за важные дела. Например, закон об антикоррупционном суде. За другие законы, которые были обещаны в коалиционном соглашении еще в 2014 году, но потом преданы», — написала у себя в ФБ Светлана Залищук.

Когда-то, еще до парламентских выборов, в сентябре 2014-го во время круглого стола в «Дне» Залищук аргументировала появление трех фамилий в списках БПП тем, что «мы себя позиционируем троянским конем в президентской силе...». Вообще-то роль «троянского коня» незавидна, да и какой результат от этой «миссии»? С одной стороны, постоянная критика Петра Порошенко и его политической силы, в том числе участие в митингах против власти, а с другой — оставаться во фракции и прикрываться депутатским мандатом.

Когда же остался месяц до президентских выборов и полгода до парламентских, Залищук, Найем и Лещенко выходят из фракции. И здесь важный момент: если когда-то они «пакетом» попали в БПП, то теперь «пакетом» они появились на съезде партии «Гражданская позиция», которая выдвинула в президенты Анатолия Гриценко, но уже как «кони» со шлейфом. Политсила кандидата в президенты точно планирует принимать участие в будущих парламентских выборах, а следовательно, не исключено, что «тройка» появится в списках Гриценко, чтобы опять попасть в Верховную Раду.

«В свое время Найем, Лещенко и Залищук агитировали нас избрать Петра Порошенко президентом, — комментирует «Дню» координатор движения «Общее дело» Александр ДАНИЛЮК. — Более того, они были бенефициарами, то есть стали депутатами, не исключительны и другие привилегии. А сегодня они нам рассказывают о том, что мы опять должны их послушать уже относительно Гриценко. А я считаю, что тот, кто предавал один раз, является предателем навсегда. Они или сознательно нам врут, или просто некомпетентны. Я склоняюсь к мысли, что они врут  и при этом  некомпетентны».

Суть в том, что Залищук, Найем и Лещенко постоянно позиционируют себя как новые лица, реформаторы и борцы с коррупцией. Но разница между их действиями и заявлениями существенна, они мало чем отличается от «старых» политиков, которые говорят одно, а делают другое. Кстати, здесь можно вспомнить и «квартирный скандал» Лещенко, который еще на старте расставил много акцентов.

Показательной является роль Лещенко и Найема в освещении «дела Гонгадзе —Подольского». Если когда-то, работая в основанной Гонгадзе «Украинской правде», эта тема была предметом их журналистских расследований, то потом она перестала интересовать народных депутатов. Их не увидишь в судах по «делу Гонгадзе — Подольского», как и не услышь даже выступлений по этому поводу с парламентской трибуны. Зато они являются постоянными участниками на мероприятиях Кучмы — Пинчук — YES и украинского завтрака в Давосе.

Возможно, в этом и заключалась роль «троянского коня» в президентской силе? Чтобы Пинчук имел «своих» там.

Следующий момент. Напомним, что жена Анатолия Гриценко — Юлия Мостовая через несколько дней (21 сентября 2000 года) после исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, когда обществу еще не было известно о его смерти, выступала с парламентской трибуны от имени журналистов и призывала расследовать этот случай. Однако это не помешало Юлии Мостовой через многие годы забыть эту страницу и будто бы ничего не случилось, принимать участие в разных молодежных проектах, организованных Фондом Пинчука.

Все это дает повод думать, что Гриценко находится в орбите влияния «семьи».

Все это дает повод думать, что Гриценко находится в орбите влияния «семьи»... Возможно, сегодня «доминирующему клану» (напомним, что против Кучмы, который был премьером с 1992 по 1993 гг. и президентом с 1994 по 2005 гг., собрался помаранчевый Майдан, и именно он привел к власти Януковича, против которого уже собрался Евромайдан, но второй президент все равно сохранил свое влияние на политику) уже нужен новый гарант, потому что действующий «не справился», обретя в том числе финансовую силу?.. Хотя было бы правильно, чтобы ушли все — все, кто причастен к смертям, потерям территорий, экономической отсталости и потери времени.

Год назад политолог Виктор Небоженко написал у себя в ФБ (детальнее мы поговорили об этом в интервью «Дню» №41-42 за 6 марта 2018 г.): «За последние 20 лет в Украине появилось не одно, а два государства — внутреннее и внешнее. «Внутреннее, глубинное государство», в котором сконцентрировались и сплавились власть и богатство и которое проникло во все этажи и поры Украины. Это «глубинное, внутреннее государство» живет внутри Украины и поедает, эксплуатирует «внешнее государство» и гражданское общество Украины. Его основные средства, благодаря которым оно правит Украиной, — это персонифицированная власть и сила, богатство, имитация общего блага, понятие «свой-чужой», а не закон и правила общежития страны. Правда, полномочия, ресурсы, иммунитет и преимущества накопились у «глубинного государства». А обязанности, ответственность за все, тяготы и проблемы страны и работоспособность населения остались у «внешнего государства», в котором оказалось большинство населения Украины».

За год ничего не изменилось...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать